Введение в проблему аутизма у детей


Введение в проблему аутизма у детей
Аутичный ребенок не вступает в обычное для его возраста общение. Уже на 1-м году жизни при попытке взять его на руки выявляется недостаточность принятия позы готовности, ригидность или пассивность. Tustin полагает, что ригидность характерна для детей с шизофренией, а пассивность - с детским аутизмом.

Зрительное внимание чаще избирательно или фрагментарно. Характерны непереносимость взгляда в глаза, «периферическое зрение», «бегающий взгляд». «Глаза видят правильно», но ребенок не уделяет этому внимания, смотрит «сквозь людей», ходит «мимо людей» и относится к ним как к неодушевленным носителям отдельных интересующих его свойств. Полагают даже, что непереносимость взгляда в глаза сама по себе - достаточный признак для диагностики детского аутизма, что иллюстрирует, как нам кажется, скорее расширительную трактовку аутизма, чем диагностическую ценность симптома. В экспериментальной ситуации аутичные дети в отличие от здоровых сверстников больше смотрят на взрослого, когда его глаза прикрыты, а поведение их отличается при этом большей свободой и легкостью движений.

Отсутствие или недостаточность реакций на зрительные и слуховые раздражители делает аутичных детей настолько похожими на слепых и глухих, что многие из них первоначально так и расцениваются.

При общей недостаточности контактов предпочтение отдается контакту со взрослыми. Симбиотический характер привязанности к матери, когда таковая возникает, благодаря отсутствию контактов со сверстниками и другими людьми не изменяет общего впечатления аутичности.

Нарушены и предметные отношения. Используется необычный игровой материал, в том числе предметы домашнего обихода, не имеющие игровых функций. Обращение с любым игровым материалом ригидно, негибко. Аутичный ребенок не вступает в коммуникативные и ролевые игры, а игровая деятельность в целом характеризуется как несимволическая, лишенная воображения и стереотипная.

Характерно стремление к сохранению и поддержанию неизменности окружения (феномен тождества) - в основном за счет малоинформативных для нормального восприятия и мало-динамичных деталей обстановки. Аутичный ребенок, не обращая внимания на людей, может реагировать тревогой или возбуждением на исчезновение годами висевшего в углу старого зонтика или старой шляпы с вешалки.

Реакции на окружающее часто непредсказуемы и непонятны. Своеобразие общения и по-своему целенаправленное реагирование на окружение в более легких случаях связывают с «контрастными» чертами личности. Нарушения социальных контактов наиболее стойки, хотя могут проявляться непостоянно и с возрастом сглаживаются быстрее других симптомов.

Особенности развития речи и языка включают в себя широкую гамму нарушений. Речь не столько служит целям общения, сколько отвечает необходимости называть предметы и повторять услышанное. Недоразвитие или задержка развития речи часто служит первым или решающим сигналом неблагополучия и нередко обусловливает необходимость дифференциального диагноза с афазией. Этому способствует и нередкая у аутичных детей склонность определять предметы по их функциональном свойствам. Мнению об афатических нарушениях, определяющих социальную изоляцию, противостоит мнение о недоразвитии коммуникативной функции речи, имитирующем афазию. Специальное изучение показало, что кроме вторичных нарушений общения, у детей с афазией существует и своеобразный афатико-аутистический тип расстройств, который коррелирует с хорошим ранним развитием, началом после тяжелых заболеваний с гипертермией и судорогами, наличием характерных для детского аутизма особенностей речи и поведения, нарушениями ЭЭГ с левосторонним акцентом. Иногда используется уклончивый термин «дисфазия».

У части детей речь развивается с задержкой, но при этом обнаруживает те же особенности, что и речь детей с нормальным или даже ускоренным ее развитием. К ним относятся хорошая механическая память и ригидность имитации, «фонографичность», «попугайность», «отсроченные эхолалии», из-за которых родители нередко переоценивают возможности больных детей.

Свойственное аутичным детям неправильное использование личных местоимений, называние себя во втором или третьем лице связывают как с эхолалией, так и с недостаточной аутоидентификацией. В связи с этим отмечают, что аутичные дети не эхолалируют местоимение «я», даже если оно стоит в конце фразы, и не совершают обычной для эхолалии здоровых детей замены «я» на «ты». Lutz высказано предположение о задержке формирования понятия «они», необходимого для формирования «я», но оно не доказано им. Примерно тогда же и независимо от Lutz это явление прослежено нами на клиническом материале ич в связи с динамикой других симптомов оценено как закономерность познавательного развития, в частности - аутичных детей.

Речи детей с аутизмом присуща «буквальность», употребление абстрактных слов «в ситуативном смысле конкретного реализма». Язык при этом неадекватен, метафоричен и часто понятен лишь самому ребенку или узкому кругу близких людей - не исключено, что содержательные рамки этого симптома часто расширяются. Психолингвистический анализ показывает, что аутичные дети обладают ограниченной, но специфической языковой компетенцией и чаще используют редкие у здоровых детей специфические лингвистические стратегии.

Речь бедна выразительными и эмоциональными проявлениями, недостаточно и однообразно тонизирована, ритмизованна и модулирована. Хотя многие дети в конце концов достигают обычного по формальным признакам словесного общения, определяющей характеристикой их речи является недостаточность социального контекста и коммуникативных функций.

Описывается широкий круг нарушений моторного поведения. На 1-м году это вращение кистей рук перед глазами, стереотипное шевеление пальцами и ладонями, пронация - супинация и сгибание - разгибание рук. К концу 1-го года и позже отмечаются комплексные «ритуальные» движения либо элементарно-подражательного характера, либо редуцированные до уровня примитивного выражения эмоций: раскачивания, биения туловищем или головой, необычные повороты тела и др. К ним близки и некоторые игры - верчение, перекладывание, пересыпание. «Ритуальное» поведение рассматривают как следствие недостаточной интеграции «я», как результат приспособления к ограниченному набору реакций с известным результатом, как обсессивные проявления на фоне контрастной структуры личности. Hutt считает стереотипии адаптивным механизмом, направленным на снижение высокого уровня возбуждения кортикальных образований.

С началом ходьбы выявляются особенности походки: на цыпочках, вприпрыжку, «походка спастика», которые некоторыми исследователями рассматриваются как фиксация ранних фаз развития. Моторика в целом развивается атипично и асинхронно.

Мимика описывается во множестве выражений: недетское, маловыразительное, осмысленное, вдумывающееся, совершенное, задумчивое и сонное, как прорисованное карандашом лицо, лицо принца. Последнее выражение, как нам кажется, наиболее точно передает образно-эмоциональный компонент восприятия наблюдателем мимики аутичного ребенка. Большинство особенностей моторики по миновании раннего детства значительно видоизменяется или исчезает.

Общей чертой почти всех работ клинического направления является перечисление симптомов детского аутизма при малой интенсивности попыток установления их взаимозависимости, взаимосвязи, что затрудняет постижение той внутренней логики довольно разнообразных сочетаний отдельных симптомов, которая, собственно, и определяет специфику детского аутизма. Эти трудности хорошо прослеживаются в попытках описания целостной картины. Так, Rutter в одной из статей цитирует описание из проекта глоссария ВОЗ:

Реакции на слуховые и зрительные раздражители аномальны, понимание разговорной речи затруднено. Развитие речи задержано, а если речь развивается, она эхолалична, нарушено произношение, грамматические структуры незрелы, отсутствует возможность пользования абстрактными понятиями. Нарушено коммуникативное использование речи и жестикуляции. Проблемы социальных отношений наиболее тяжелы до 5 лет и включают непереносимость взгляда в глаза, отсутствие социальных привязанностей и игровой кооперации. Способности к абстрактному и символическому мышлению, игровому воображению снижены. Интеллект варьирует от тяжелого снижения до нормы и выше. Достижения обычно лучше в заданиях на механическую память или зрительно-пространственных операциях, чем на символических или языковых шкалах.

Американская   исследовательская   группа(GAP) дает сходное описание аутизма.

Ранний детский аутизм проявляется в первые месяцы или на первом году жизни недостаточностью у части младенцев привязанности к матери. Ребенок остается отгороженным, обнаруживает мало признаков социального контакта и  поглощен занятиями с неодушевленными предметами. Речь развивается с задержкой или отсутствует, но и когда она есть - не служит целям общения. Ребенок обнаруживает сильную потребность в сохранении и поддержании неизменности окружения, он склонен противодействовать изменениям и реагирует выраженными вспышками гнева или острой и сильной тревогой, когда изменяется что-либо привычное. Сон и питание часто связаны с серьезными трудностями. Часты двигательные стереотипии, нередко - странные или примитивные. Интеллектуальное развитие может быть нормальным, ускоренным или недостаточным и неравномерным.

Страница 2 - 2 из 5
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец


Еще по теме:


Гость, 08.11.2010 14:09:48
Реально проблема, и мало где об аутизме найдешь инфу.
сара, 10.11.2014 20:23:16
можете полно описать псевдоаутизм?
Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: