Аутизм в структуре шизоидных психопатий


Аутизм в структуре шизоидных психопатий Неясность нозологической трактовки шизоидии восходит к Kretschmer, в рамках концепции которого ярко описанная шизоидная психопатия мыслилась как преуменьшенная шизофрения и, что не менее важно, именно так и воспринималась. Прообразом общепринятой характеристики шизоидии были вяло протекающие шизофрении, - указывает В. А. Гиляровский. Последующие указания Kretschmer на опасность расширения термина и ошибочного его распространения за пределы «психопатических групп» уже не смогли изменить ситуацию. К настоящему времени, как подчеркивает А. Е. Личко, на основании ничем не подтверждаемых догадок о когда-то перенесенном и никем не замеченном шубе шизоидные психопатии диагностируются все реже, а состояния шизоидии трактуются как вялотекущая или латентная шизофрения. Вновь выходящие на сцену представления о генетических различиях между ними, отчасти сходные с представлениями о «шизофрении-гене» и «шизофрении-процессе», приводят к противоречивым выводам. С одной стороны, выявление большого количества шизоидных лиц в семьях больных шизофренией побуждает относить шизоидные психопатии к «фундаментарным» (в отличие от «манифестных») формам шизофрении. С другой стороны, В. П. Эфроимсон указывает, что аутисты и шизоиды, хоть и происходят нередко из шизофренических семей, шизофренией не заболевают, а остаются своеобразными, но психически сохранными личностями. Он подчеркивает неотвратимость разложения шизофрении на множество генетически разных болезней. С этих позиций шизоидные психопатии изучаются как отличная от шизофрении нозологическая единица, основным критерием которой считают отсутствие признаков прогредиентности. Точность эмпирических выводов Г. Е. Сухаревой о сходстве шизоидных психопатий и шизофрении за счет сходной локализации нарушений в мозговых системах и об их различии за счет врожденных аномалий в первом случае и разрушения этих систем шизофреническим процессом во втором спустя полстолетия подтверждена работами Л. Г. Калмыковой и В. П. Эфроимсона. Рассматривая шизоидные психопатии как наиболее рано проявляющиеся аномалии характера, мы будем исходить из существующих представлений о шизоидных психопатиях в целом как особом состоянии.

Аутизм у ребенка рассматривается в качестве основного проявления шизоидных психопатий, и нередко эти термины используют как синонимы. П. Б. Ганнушкин указывал, что шизоид не просто отчужден от действительности, но при этом находится в постоянном и непримиримом внутреннем конфликте с самим собой. Развивая это положение, С. С. Мнухин и В. И. Гарбузов сформулировали представление о контрастности, полярности черт личности применительно к шизоидным психопатиям у детей, отражающее существенные критерии отграничения шизоидных психопатий от шизофрении.

Мы наблюдали 20 детей и подростков (14 мальчиков и 6 девочек), из них в возрасте 5-7 лет-1, 8-9 лет-2, 10-12 лет- 7, 13-14 лет -7, 15-16 лет -3.

Маша Л., 9 лет. Мать - ведущий инженер, поглощена работой, энергична, требовательна к себе и другим, прямолинейна, вспыльчива, общение с людьми связано с внутренним напряжением, в понимании и планировании поведения рассудочна. Отец ушел из семьи, когда девочке было 3 года, контактов с ребенком не поддерживает. Воспитывающие девочку бабушка и мать стараются придерживаться единой линии воспитания, но мать более требовательна, и влияние ее на дочь более сильно.

Родилась от 1-й, нормально протекавшей, беременности физиологическими родами, когда матери было 32, отцу -45 лет. Грудное вскармливание до 8 мес. Долгое время после его прекращения сосала пальцы, лучшим средством успокоения оставалась соска. На 1-м году была спокойной, в меру активной. Мать узнает с 2 месяцев, сидит с 4 месяцев, ходит и говорит с 1 года. Навыки опрятности сформированы к 3 годам, сама ест и одевается с 2 лет. Быстро развивалась интеллектуально, к началу обучения в школе хорошо читала и писала.

На 1-м году трижды перенесла пневмонию, после 1 года - эпидемический паротит, ветряную оспу, краснуху, респираторные заболевания. Болеет всегда тяжело, с высокой температурой, быстро худеет, в период выздоровления - выраженная астения.

Выросла «незаметно». Была ровной и покладистой. В 3 года ее поместили в детский сад, пребывание в котором переносила тяжело и долго умоляла не водить ее туда. До сих пор не любит быть в коллективе, о пионерском лагере «слышать не хочет». Общественные нагрузки в школе, выполняет пунктуально, но «это для нее только обязанность и не больше». Во дворе она преимущественно с мальчиками - «они сдержаннее». При посторонних тушуется, скованна. Послушна, исполнительна и пунктуальна, но «давлением и наказанием ее сломить трудно». Уравновешенная и спокойная, поступки отличаются «взрослой» продуманностью и рассудительностью. Любит порассуждать, но, вместе с тем, чувствительна, очень любит животных, всех жалеет. В целом достаточно оптимистична, стабильна. Иногда бывает подавленной и тревожной, но делиться этим с кем-либо не склонна. Летом «всегда как-то раскованнее, свободнее, веселее». Постоянна в своих симпатиях и антипатиях, отзывчива, миролюбива. Внушает доверие, надежна как личность. Но при этом всегда и автономна, не раскрывается до конца - «всегда как будто что-то скрывает от всех».

Жалобы матери при обращении: в течение многих лет девочка грызет ногти, избыточно впечатлительна, быстро устает.

Объективно: выглядит застенчивой и скованной, на собеседника не глядит. Отвечает после значительных пауз. Может заплакать в самом начале беседы, когда еще ничего не сказано. Постоянно теребит пальцы рук. На вопросы отвечает односложно либо просто кивком головы. Жалоб не предъявляет. Довольна школой и классом. Однако заявила, оживившись: «Если бы моя воля, то сидела бы читала или училась дома». У нее есть одна близкая подруга, с остальными «просто дружит». Хочет стать учительницей в школе, иметь семью с одним ребенком - мальчиком, которого воспитывала бы так, как воспитывают ее. В домашних беседах высказывает желание стать актрисой. Считает, что ей «всего в жизни хватает, кроме силы». При просьбе назвать три главных желания долго отказывалась, затем с трудом назвала: 1) чтобы хорошо учиться (она учится легко на «4» и «5»; 2) чтобы было жарко; 3) не назвала.

С интересом отнеслась к составлению рассказов по картам ТАТ. Была внимательна и сосредоточена, не без тревожности интересовалась результатами. Рассказы обратили внимание мрачностью, звучанием мотива смерти: «Одна женщина заболела. К ней вызвали врача. Потом она умерла, и он ушел, вытирая пот со лба». «Женщина получила письмо, что ее сестра больна, и поехала к ней. Но по дороге она получила письмо, что сестра умерла. Она заперлась в вагоне и стала плакать». «Когда стемнело, на кладбище пришла женщина к своему мужу. Она принесла цветы ему и долго сидела».

Наблюдение иллюстрирует динамику становления шизоидного характера. Аутизм находит прямое выражение в проблемности общения, замкнутости, тенденции недопущения в мир своих переживаний. Динамика его представляется связанной с возрастным усложнением общения, с интенсивностью коммуникативных нагрузок, но не с процессуальными закономерностями. Эмоциональная жизнь насыщена и напряжена, внутренне конфликтна, однако черт эмоциональной дефицитарности или извращения не находим. Коммуникативные поведенческие действия требуют от девочки не всегда посильных затрат душевной энергии. В поведении и его мотивации не удается проследить характерной для шизофрении процессуальной диссоциации. Практически непреходящий внутри-личностный конфликт связан не с распадом личности, а с затрудненным ее развитием. Контрастность черт личности отражает стремление к достаточному равновесию, она носит в известной части защитный, компенсаторный характер. Аутистические тенденции в данном случае защитные, постольку, поскольку позволяют совместить исходную аутистическую установку как врожденную особенность, со средовыми требованиями. Но это не шизофреническая защита, снимающая актуальность и остроту болезненного отчуждения и принимающая в свою очередь болезненные формы процессуального аутизма. Наконец, доступное анализу содержание аутистического мира мы не можем оценить ни как собственно аутистическое и только аутистическое (оторванное от реальности), ни как процессуальное. Оно представляет тот, невротический по самой своей внутренней сущности, уровень бытия личности, который неизбежен при наличии противоположных врожденно-характерологических и средовых детерминант поведения.

Однако, чем больше тяжесть психопатии, тем больше вероятность сходства с шизофренией, обязанного большей уязвимости психики, особенно в динамике возрастного развития и средовых влияний.

Контрастные черты личности, не обеспечивая достаточной адаптации, утрируются и могут походить на процессуально диссоциативные. Оценка аутизма затрудняется возникающими трудностями социальной адаптации и реактивным углублением аутистических тенденций, особенно при шизоидно-сенситивных психопатиях.

Миша Т., 8 лет, при повторном обращении - 11 лет. Мать - конструктор, общительна, обидчива и долго помнит обиды, колеблется при принятии решений, вспыльчива. Отец - инженер, мягок, уступчив, нерешителен, зависим. Лидер в семье - мать, она более требовательна, чем отец. Отец же лучше понимает характер сына, но, представляя связанные с таким характером трудности в жизни, подчиняясь более жесткой линии жены и - в известной мере - гиперкомпенсируясь, он по отношению к мальчику «натужно требователен». Через 2 года после начала наблюдения родилась сестра, явной ревности к ней не отмечалось.

Ребенок от 1-й желанной беременности, протекавшей с токсикозом I половины и завершившейся срочными родами с обвитием пуповины, но без асфиксии. Матери было 24, отцу -29 лет. Грудное вскармливание - до года. На 1-м году был спокойным, здоровым ребенком - «рос и радовал». Первые слова и начало ходьбы - к году. В 2 года узнавал буквы, но еще к 7 годам не читал.

Ручная моторика развивается медленно - к 11 годам плохо шнурует ботинки, не умеет правильно держать ножницы. Тяжелых заболеваний и травм не переносил.

Родители обратились с жалобами на навязчивости, рассеянность, раздражительность, плаксивость, непереносимость замечаний.

Страница 1 - 1 из 3
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | Конец


Еще по теме:




Станислав, 19.01.2014 13:34:12
Не могли бы вы составить сравнительный анализ шизоидии и флегматического типа?
Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: