Аутизм в структуре шизоидных психопатий


Аутизм в структуре шизоидных психопатий
В 3-4 года обнюхивал все новое, с чем сталкивался. Пытались лечить у невропатолога, но эффекта не достигли - до сих пор обнюхивает новые вещи. С 4 до 8 лет отмечался ночной энкопрез. С 5 лет совершал шмыгающие движения носом, а с 6 - начал крутить пальцем перед глазами, объясняя, что играет в магнитофон. Некоторое время родители активно пресекали эти действия, ругая за них и наказывая. Затем они обратились к врачу, который порекомендовал в течение месяца наказывать за нежелательное поведение, «привести через месяц, когда научится подчиняться». В ходе предписанного «перевоспитания» мальчик начал замыкаться в себе, прятаться от родителей для выполнения навязчивостей. Когда занят чем-либо интересным и в летнее время навязчивости резко уменьшаются по частоте и интенсивности. В 8 лет обратились за помощью вновь, прошли обследование, но психотерапевтическую группу мальчик не посещал, так как «жили далеко и неудобно было возить его».

Основное, опекающее мальчика лицо, - бабушка по линии матери, тревожный и суетливый человек. Долго жили в одной комнате, мальчик был объектом постоянного внимания всех членов семьи, ограничений и порицаний.

В раннем детстве был умеренно ласков. Тяжело реагировал на разлуку с родителями, уезжая с бабушкой на дачу. К детям не тянулся, играл один или привлекал к игре взрослых. Любил игры с водой и песком.

В детский сад впервые пошел в 6 лет. Был там стеснителен, необщителен. Первые 3 года в школе охотно и хорошо учился, был в хорошем контакте с учительницей. С переходом к предметному обучению школу начал посещать неохотно, тяготится приготовлением уроков, всячески оттягивая этот момент. Друзей и приятелей в школе и во дворе нет. Аккуратный и исполнительный во временных поручениях, в жизни классного коллектива в общем не участвует. Играет в солдатики. Может не спать несколько ночей в ожидании дня, когда ему обещали принести новый набор. Читает о марках машин и пароходов. В целом же быстро теряет интерес к предмету увлечений. Очень медлителен. Крайне впечатлителен, хотя на первый взгляд его ничто не трогает и не интересует. Охотно и много проводит время с сестрой, ласков с ней. Играет обычно с мальчиками младше себя - с ними может быть лидером, побеждать, выигрывать. На неудачи реагирует болезненно, становится пассивен, утомляем. При повышении требований «отключается», не проявляя упорства и настойчивости. В школе отвечает только, когда его вызывают. С началом пубертатного периода все эти особенности заострились. Уроки делает крайне неохотно - «если сделаю, не буду знать, чем заняться». Пробовал выжигать, клеить модели, но бросал. Любит пофантазировать на темы истории средних веков - «что было бы, если...». Часто грубит родным, «то шелковый, а то вдруг невменяемый. С ним бы поласковее, а бабушка, да и все мы..., нервничает и кричит - еще хуже. Если с ним помягче, все сделает хорошо, не нарадуешься». Звучат мотивы своей ненужности - «Ничего не хочу, жить не хочу, что мне делать - ничего не хочу. Хочу играть, но не с кем». На переменах стоит один, в стороне, боится принять участие в игре. Перед днем рождения удрученно сказал, что все равно к нему не придут те, кого он хотел бы видеть в этот день у себя. Ласков и заботлив с малышами - «они в нем души не чают». Постоянные порывы «возьмусь, сделаю, буду», но все они - до первой трудности.

При наблюдении: в 8 лет - в присутствии родителей скован. В беседе немногословен, скуп, отдален. Недоволен школой, которая тяготит, но перейти в другую не хочет, так как среди новых ребят «будет еще хуже». Если бы его воля, играл бы с младшими детьми. Считает, что ему недостает ума, ловкости, удачливости и красоты. В будущем хотел бы иметь одного ребенка (мальчика или девочку), к которому «относился бы не так, как родители» относятся к нему. Три желания не высказал.

В 11-13 лет - в контакте скован, говорит мало и неохотно. Оживляется лишь иногда, чем-то заинтересовавшись. При самооценке выбирает максимально положительные градации и поясняет- «Это то, что хочется, а не то, что есть». По-прежнему не может сам «усадить себя за уроки», иногда говоря родителям: «Плюньте на меня, я плохой», иногда прося мать: «Ты со мной построже». Неуверен в себе, заторможен и подавлен. Просит отпустить его работать - «я не могу больше ходить в школу». Особые затруднения испытывает в деятельности, требующей инициативы. Так, выполняет рисунки на заданные темы, но не может нарисовать то, что ему самому хочется. Увлекается географией, политикой, следит за хоккеем, ходит на мототрек, где часами наблюдает тренировки. Всякая коммуникация и все новое трудно для него - не может даже получить у продавца продукты по чеку. В 12,5 лет после испуга развились тики - очень переживал насмешки ребят в школе и еще больше замкнулся. Общается лишь с одним мальчиком в классе - не особенно любимым учителями. Если куда-нибудь зовут, не решается пойти: «А что я там буду делать?». В беседах наедине с врачом значительно свободнее, контакт легче. Но и тогда достаточно замкнут, ничего не говорит о «ритуалах», которые продолжает украдкой от взрослых выполнять. Летом - на даче или в лагере - они много реже, но через 1-2 месяца после возвращения в семью и школу вновь усиливаются.

Прошел цикл психотерапии в группе. Вовлечение в работу, требующую инициативы, было низким. Более успешен в игровой работе, дающей возможность «раствориться» в группе. Подружился с двумя ребятами в группе, всегда уходили и приходили вместе,- складывалось впечатление, что посещает занятия только ради этих отношений. Стал более активен, улучшилось настроение, «как-то внутри легче». Уменьшил интенсивность «ритуалов», стал контактнее, но перегрузки общением переносил плохо.

В возрасте 14-15 лет мы могли наблюдать его при случайных обстоятельствах в свободном поведении с матерью: эмоционален, жив, адекватен, мягок.

В этом наблюдении можно проследить сложное переплетение наследственного и семейно-средовых влияний, определяющее динамику становления шизоидно-сенситивной психопатии. Обращает внимание ярко проявляющееся свойство аутизма при шизоидных психопатиях: в оптимальной для мальчика ситуации, не связанной с коммуникативными перегрузками и напряжением, его общение вполне адекватно. Контрастность черт личности достигает степени выраженного внутриличностного конфликта. Утяжеление состояния в пубертатном периоде заставляло дифференцировать его с шизофренией. Однако вышесказанное позволило отвергнуть диагноз шизофрении и констатировать пубертатное заострение шизоидных черт, что подтвердилось и катамнезом.

В более легких случаях, оцениваемых по критериям А. Е. Личко как шизоидная акцентуация, аутистические тенденции выражены значительно меньше. Они становятся более или менее явными в ситуациях усиления коммуникативных требований.

Саша Я., 13 лет. Обследован по просьбе матери, отмечающей, что он медлителен; ранее радовавшее ее послушание теперь кажется ей безынициативностью, замкнут и не имеет близких друзей. Толчком к обращению послужило заявление учительницы о том, что «чем лучше ребенок учится, тем больше опасений за его душевное здоровье».

Родители -инженеры. К рождению ребенка им было по 25 лет. Наследственность не отягощена, что подтверждается исследованием родителей по MMPI, модифицированному в Научно-исследовательском психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева.

Ребенок от 1-й желанной беременности, протекавшей на фоне компенсированного митрального порока у матери. Роды срочные, затяжные, с ягодичным предлежанием. Масса тела при рождении - 3960 г. Врожденное недоразвитие тазобедренного сустава, крипторхизм. Закричал после похлопывания,

Грудное вскармливание до 6 мес. На 1-м году спокоен, активен, узнавал мать, тянулся на руки.

В 9 месяцев перенес тяжелую пневмонию, после года - краснуху и скарлатину, респираторные заболевания. До 11 лет отмечался аллергический диатез при употреблении цитрусовых. В 8 лет оперирован по поводу крипторхизма. При езде в транспорте укачивает.

Раннее развитие без особенностей. Овладел письмом, чтением, счетом к 6-7 годам.

Легко даются точные науки, неплохо рисует.
 
В раннем возрасте трудностей поведения не отмечалось. Играл в сюжетные игры, многие из игрушек любимы до сих пор, общения со сверстниками не избегал, но и особо к нему не стремился.

Мать по предложенному нами опроснику описала состояние мальчика. Приводим выдержки из описания: «Все просьбы выполняет хорошо. Если просьба сложная, необходимо сказать: «Повтори». Часто отвлекается, пока перечисляю ему поручения, и тогда половину забывает. Если отвлекается, то я обычно начинаю к тем же словам добавлять: «Второй раз говорю. Если дело касается привычных ситуаций, на жесты и мимику реагирует правильно. Сам жестами пользуется реже, чем словами, вообще сдержан в жестах. При возбуждении задействуются только мышцы лица и рук... Последние два года, если есть время поговорить не спеша, объясняет, почему ему понравилось то или иное. Переключается с трудом... На вопросы отвечает чаще всего неохотно. Может среди обычной беседы задать вопрос о динозаврах, галактиках, сотворении мира и прочих далеких от действительности вещах. С детского сада, одно время и в школе, выступал под кличкой «философ» за привычку впадать в задумчивость и рассуждать на всевозможные темы. Со сверстниками общается охотно, получается это не всегда хорошо, так как склонен к излишней прямоте, морализаторству, нет в нем той непосредственности и откровенности, которой обладают другие дети. С младшими выступает в роли покровителя обиженных. Дома его «разговорить» очень трудно, разве что по горячим следам событий; при необходимости может обратиться к любому человеку, но это не означает, что он делает это свободно и легко. Есть у него компания из 5-6 ребят, в которой проводит время. Избегает смотреть в глаза собеседнику. Сочувствует. Но чаще ему нужно объяснить, что человек устал, болен, расстроен. Не любит изменений в обстановке, по-моему из-за инертности. На столе вечный беспорядок. Если под тетрадкой окажется карандаш, он так и будет писать на бугре, не потрудившись устроиться удобнее. До недавнего времени всюду - надо или не надо - носил с собой ученический билет и членские билеты всех обществ, в которые вносил взносы. Неравнодушен к динозаврам..., отдыхает при чтении научной фантастики. Любит музыку, третий год ходит в художественную школу. Сдержан, малоподвижен. Может взорваться, но сразу берет себя в руки. Сопротивляется направленно и всегда стремится убедить оппонента... Сам чинит что-то не часто, но делает очень удачные подсказки. Хороший помощник по дому, может полностью убрать квартиру, приготовить еду, сходить в магазин, пришить пуговицу, отпарить одежду. Если чем-то увлечен, отдается этому целиком. Все, что делает, делает крайне медленно, как бы ленится жить. Если маленький был послушен, слишком даже, то теперь это переросло в пассивность, отсутствие самостоятельности и инициативы, ненастойчивость во всяком деле, которое он должен сделать, но не хочет...; любовь к руководящим постам, привитая и поддерживаемая в школе, входит в противоречие с неумением чувствовать других людей и исходя из этого управлять. Не умеет подружиться, хотя в компании его уважают за знания, доброту, справедливость. Не любит попыток проникновения в его душу - замыкается, уходит в сторону. Если долго продолжаются такие попытки, становится неспокоен, хуже справляется с делами, хуже спит».

Страница 2 - 2 из 3
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | Конец


Еще по теме:


Станислав, 19.01.2014 13:34:12
Не могли бы вы составить сравнительный анализ шизоидии и флегматического типа?
Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: