Аутизм в структуре шизоидных психопатий


Аутизм в структуре шизоидных психопатий
По характеристике из школы «.. .зарекомендовал себя незаурядным учащимся, начитанным. Речь сложная, но не эмоциональная. Мышление точно, логически правильно обосновано. Учится ровно на «хорошо» по всем предметам, но работает на уроках неровно - отключается, не переходит к другому виду работы. Склонен к философским умозаключениям. Обострено чувство справедливости. Характер уравновешенный, спокойный, добрый».

Объективно: спокоен. Контакт существенно не затруднен. По ходу беседы объясняет, рассуждает, мотивирует чаще поведение других, чем свое. Сдержан в проявлении эмоций. Практически не идет на сокращение дистанции. В лицо собеседнику смотрит мало. Структурных нарушений мышления не выявляет. Увлеченно рассказывает о предмете своих интересов, но становится немногословен и скуп в беседе о его собственных позициях, чувствах. Фон настроение ровный.

Соматоневрологически: без актуальных нарушений. Слабо выраженное левшество при проверке по набору тестов предпочтения рук.

Обследован по ABM-WISC: общий интеллектуальный показатель - 134, вербальный- 137, невербальный - 125.

ЭЭГ: основной ритм сформирован, регулярен. Пространственное распределение активности несет в себе легкие проявления дистантной синхронизации альфа-ритма. Реакция на свет сохранена. Гипервентиляция существенно не меняет качества записи.

Как правило, такие дети редко попадают под наблюдение психиатра. Они не только социально компенсированы, но и могут быть лидерами в группах сверстников в отличие от того, что наблюдаем при выраженных шизоидных психопатиях. Сверстникам и взрослым могут импонировать их сдержанность и стабильность, независимость и рассудительность, ненавязчивость и готовность к риску во имя группы, постоянство привязанностей и преданность общим интересам. Часто это оценивается как «надежность». Для самих же обладателей шизоидных акцентуаций соблюдение достаточно сбалансированного поведения, прежде всего коммуникативного, нередко связано с затруднениями. Эти затруднения разрешаются обычно «внутри себя, за свой счет» либо путем увеличения дистанции между собой и группой. В противном случае накапливающееся фрустрационное напряжение реализуется во внешнем поведении в виде вспышек. Основная, пожалуй, трудность таких детей связана с необходимостью взаимных обсуждений и согласования линий поведения в группе или коллективе.

При шизоидных психопатиях аутизм нередко проявляется - это видно ив приведенных примерах - своеобразной «образцовостью». Тихие, незаметные, не доставляющие хлопот взрослым и вырастающие «сами собой... незаметно» дети часто ставятся в пример другим. Однако хорошее их поведение в той или иной мере лишено необходимой гибкости, они мало или протестно реагируют на направленные воспитательные влияния, хотя в иных ситуациях могут быть очень внушаемы. Клинико-психологический анализ показывает, что внутренний мир таких детей и их внешнее поведение недостаточно определяют друг друга. Отправляясь от известного сравнения Kretschmer, можно сказать, что они походят на дом с нарисованными окнами, за постоянно благополучной панорамой которых идет иная, скрытая от посторонних глаз, внутренняя жизнь. Их «образцовость» является своеобразным аутистическим барьером, защищающим от необходимости общения на глубоком личностном уровне. При шизофрении эта защита возрастает по мере углубления диссоциации и личностного отчуждения, становится неадекватной и сама выступает как симптом, а клинико-психологическое обследование обнаруживает за фасадом аутизма психотические переживания. При шизоидных психопатиях мера этой защиты определяется соотношением врожденных возможностей коммуникации и реальными ситуативными условиями, так что при оптимальном для индивида соотношении аутистические мотивы его поведения могут стремиться к минимуму. При клинико-психологическом обследовании за аутистическим барьером выявляется внутри-личностный конфликт контрастных установок, нередко - переживания депрессивного круга.

В последнее время существует тенденция использовать термины «шизоидная» и «аутистическая» психопатия как синонимы. В общей психиатрии это может на терминологическом уровне помочь отграничению шизоидных психопатий от шизофрении. В детской же психиатрии дискуссия по поводу аутистической психопатии и детского аутизма представляет собой связанную с возрастом пациентов и принятой терминологией модификацию дискуссии по поводу шизоидных психопатий и шизофрении. Поэтому указанная замена терминов не вносит принципиальной новизны в решение вопроса. С другой стороны, трудно допустить, что описание Asperger аутистической психопатии выполняло лишь терминологическую задачу. Сопоставление описанной им клинической картины с картиной шизоидных психопатий свидетельствует о более широком диапазоне клинических проявлений последних. При шизоидных психопатиях аутизм - обязательный, но в противовес аутистической психопатии - не единственный синдром. Шизоидные и аутичные дети обнаруживают различия по результатам комплексного психологического обследования. Различна и их клиническая динамика. Аутистические психопатии Asperger имеют хороший социальный прогноз. Прогноз шизоидных психопатий далеко не так благополучен. Так, К. И. Гладковой показано, что 88,2 % больных из популяции шизоидных психопатий проходили стационарное лечение (и большинство из них - неоднократно), тогда как в популяции вялотекущей шизофрении стационировались (однократно) лишь 68,3 % больных.

Возникает ряд вопросов. Не совпадает ли картина аутистической психопатии с наиболее легкими случаями шизоидных психопатий и акцентуаций? Не являются ли картины этих расстройств парциально совпадающими, но не покрывающими полностью друг друга? Идентичны ли их патогенетические механизмы, и, в частности, не отражает ли аутизм шизоидных психопатий стабильную врожденную диссоциативность психики, лежащую в основе контрастных черт личности, тогда как аутизм аутистической психопатии - первичный врожденный дефект общения как функции психики? Эти вопросы ставятся нами в дискуссионном порядке. Они следуют из проведенного изучения аутистичееких синдромов, и, как видно из ранее сказанного, по каждому из них могут быть приведены свои «за» и «против». Клинически и экспериментально аргументированные исчерпывающие ответы на них - задача дальнейшей работы.


Страница 3 - 3 из 3
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | Конец


Еще по теме:


Станислав, 19.01.2014 13:34:12
Не могли бы вы составить сравнительный анализ шизоидии и флегматического типа?
Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: