Лечение аутизма у детей


Лечение аутизма у детей
Первый этап начинается со сбора анамнестических сведений и обсуждения их.
Поскольку в восприятии родителей поведение ребенка обычно представляет собой хаотический набор тяжелых симптомов, каждый из которых трагически отличает ребенка от здоровых сверстников, необходимо прежде всего способствовать терапевтически целесообразному пониманию состояния ребенка. Важно помочь родителям проследить взаимосвязанность и взаимообусловленность нарушений и обозначить их ограниченным количеством понятных терминов. Для этого мы пользуемся «цепочкой», в которой основные нарушения ребенка выводятся из одного расстройства. Например, нарушение восприятия - затруднения в осмыслении окружающего - страх в связи с непонятностью окружающего - ограниченность общения и узкий набор поведенческих актов, не связанных со страхом, - недостаток получаемой информации - восполнение этого недостатка через самораздражение и «ритуальное» поведение, либо: фрагментарное восприятие окружающего + хорошая механическая память - запоминание и воспроизведение фрагментов реальности и т. п. Такие схемы целостного понимания поведения формируются вместе с родителями при учете состояния ребенка, отношения к нему родителей, их диапазона приемлемости и возможностей понимания.

Далее целесообразно «войти в положение родителей» и обсудить их собственные затруднения в связи с аутизмом ребенка. Такие обсуждения равно необходимы родителям и врачу. Родители обычно интересуются конкретными способами обращения с ребенком: «Что нам делать, когда он...?». Отдельные рекомендации на этом этапе могут быть даны, но уяснить и принять систему своего оптимального поведения родители еще не готовы. Критика манеры обращения с ребенком нежелательна - родители обычно уже знают, как не надо вести себя с ребенком, но не знают,- как надо. Чрезвычайно важно помочь родителям прийти к мысли о нецелесообразности отказа от себя во имя ребенка и принять эту мысль. Такой отказ труден для каждого из родителей как личности. Он не способствует и развитию ребенка благодаря возникающей сложной гиперпротекции и перегрузке общением.

Беседы с родителями строятся на основе рациональной психотерапии с привлечением приемов релаксирующего отвлечения, прямого и косвенного внушения. Отправной точкой служит наиболее сильная и не конфронтирующая с задачами лечения тенденция каждого из родителей. При наличии показаний и желания (согласия) родителей возможно прямое вмешательство в их состояние с целью смягчения дезадаптации и ее актуальных проявлений. В последнее время мы обращаем внимание и на гармонизацию супружеских отношений. С этой относительно самостоятельной стороной их жизни связаны переживания, способствующие или мешающие их субъективной социальной адаптации и терапевтическому влиянию на ребенка. Желательно, чтобы весь комплекс работы проводил курирующий ребенка врач либо врач в содружестве с психологом.

На втором этапе проводим совместное с родителями наблюдение за поведением и обсуждение состояния ребенка. Родителей следует привести к возможности самостоятельного адекватного анализа целостного поведения ребенка в разных ситуациях. О достижении этой цели свидетельствуют спонтанные отчеты родителей о самостоятельных попытках регулировать поведение ребенка на основе такого понимания.

Взрослые члены семьи должны достичь максимально возможного единства в понимании поведения и нужд ребенка. Здесь приходится иметь в виду не только мать и отца, но также бабушек и дедушек, нередко проводящих с ребенком большую часть времени. Они лучше воспринимают немногочисленные готовые рецепты поведения и отношения, изложенные в доступной и приемлемой для них форме.

Третий этап строится на индивидуальной или групповой основе. Он сочетает в себе обучение и психотерапию. На этом этапе подготавливается и происходит создание в семье терапевтической ситуации. В ходе работы родители получают от врача и друг от друга советы по обращению с ребенком в разнообразных трудных ситуациях: как научить его застегивать пуговицы, как преодолеть страх перед стрижкой, как вести себя с ним на улице и т. п. Приводим примерный краткий конспект одной из первых бесед с группой родителей детей младшего возраста.

Ваша помощь ребенку максимальна, если ваше отношение к нему гибко. Это значит, что вы помогаете ему тогда, когда он нуждается в вашей помощи, и что ваша помощь не больше и не меньше той, которая требуется ребенку. Ваша помощь не должна целиком подменять действий ребенка. Не делайте за него, но делайте вместе с ним. Если, например, он не умеет держать ложку, встаньте сзади него, возьмите его руку в свою и подведите к ложке, помогите правильно ее взять, своей рукой двигайте его руку с ложкой, совершая нужные действия. Вы повторите это может быть много раз, прежде чем почувствуете, что ребенок начинает действовать правильно сам.

Будет очень хорошо, если вы сумеете требовать от ребенка выполнения того, что он умеет делать. Ваше знание ребенка поможет вам определить, что ребенок делает хорошо, что он только начинает осваивать, а что - не умеет вовсе. В первом случае вы похвалите или потребуете, во втором - придете на помощь, в третьем - будете избегать непосильных пока для ребенка требований, в ответ на которые он может возбуждаться и еще больше отгораживаться от вас.

Хорошо, если вы принимаете во внимание не только то, чего вы хотите достичь у ребенка, но и существующие сейчас проблемы. Мерой успешности нашей работы будет не приближение ребенка к идеалу, а преодоление еще существующих трудностей. Это обеспечит ребенку наилучшую поддержку. Он нуждается в поощрении правильного поведения. Ваше недовольство повергает его в растерянность и уместно лишь тогда, когда ребенок не пользуется хорошо сформированными у него навыками. Ребенку трудно правильно ориентироваться в окружающем, и мы должны помочь ему делать это легче и лучше.

Общаясь с ребенком, необходимо убедиться в том, что вы оказались в сфере его внимания, что он заметил вас и хоть немного готов к контакту с вами. Вы можете обратиться к нему несколько раз, прежде чем он обратит на вас внимание. Не сердитесь при этом на ребенка. Ваше общение с ребенком не должно быть назойливым, не следует отдавать все свое время занятиям с ребенком - это утомительно и для вас и для него. Важно, чтобы ребенок чувствовал ваше доброжелательное и спокойное присутствие, вашу готовность прийти на помощь. Часто для этого достаточно просто быть рядом с ребенком, время от времени дотрагиваться до него, брать его на руки, иногда обращаться к нему или просто дать ему в руки какой-либо предмет, знакомый как ваш, как часть вас - очки, карандаш и т. д. Если ребенок недостаточно контактен с вами, такое ваше поведение даст ему возможность расширять и углублять контакт. Если же он не может обходиться без вас, не отпускает вас от себя - это даст ему возможность постепенно привыкнуть к тому, что вы не исчезаете совсем, и вести себя более самостоятельно сначала при вас, а потом и без вас. Ребенок лучше и дольше удерживается возле взрослого, если тот не демонстрирует избыточного интереса к нему, а ограничивается спокойным взглядом на ребенка при нейтральном выражении лица и не побуждает ребенка смотреть себе в лицо.

Многие особенности ребенка пугают или смущают вас, и может возникнуть стремление бороться с ними. Однако лучше, чтобы ребенок не чувствовал вашей раздраженности его поведением. Например, он часто вертит что-то перед глазами или раскачивается. Следует ли всякий раз прерывать эти действия и как это делать? - Окрики, запреты и наказания рискуют превратиться в изнурительную для вас и ребенка войну. Эти занятия приятны ему, они доставляют ему впечатления, которые он недополучает обычными способами. Лучше всего, если ребенок сможет почувствовать, что приятное для него не является неприятным для вас. Можно позволить ему некоторое время вертеть предмет или раскачиваться при вас, а затем отвлечь его тем способом, который - вы уверены - заинтересует его. Можно предложить ребенку те игры и занятия, которые включают его ритуальные действия, но в приемлемом и ограниченном количестве. Можно, например, покачать его на качелях, дать ему крутить ручку швейной машины, когда вы шьете, попросить его дать вам что-либо и т. д. Не следует постоянно пользоваться одними и теми же способами отвлечения, чтобы они сами не закрепились как монотонные привычки. Если ребенок любит играть с водой, вы можете в таких играх помочь ему научиться мыться, чистить зубы, мыть посуду, поливать цветы и т. д.

Не следует прощать всякое нежелательное поведение, например агрессию в адрес других детей, отнимание игрушек. Ваш протест поможет ребенку освоить понятия «мое» и «чужое», «можно» и «нельзя» и будет способствовать уменьшению подобных трудностей в будущем. Хорошо, если вы можете сразу или вскоре в игре или на примере показать желательное для вас поведение в вызвавшей ваши протесты ситуации.

Ваш ребенок своеобразно пользуется речью. Поэтому лучше говорить с ним в понятной для него манере, не употребляя длинных, сложных и непонятных слов и фраз. Одни дети их не понимают, другие, мало понимая, мгновенно запоминают и потом долго и некстати повторяют. Многие дети называют себя «ты», «он» или именем, которым его зовут взрослые, а других людей «я» или никак вообще. Это значит, что ребенок еще не сумел достаточно выделить себя из окружающего мира. Хорошо, если вы не настаиваете на употреблении слова «я», а помогаете освоить понятия «он», «она», «они» и правильно их использовать. Вы говорите ребенку: «Это дядя. Он сел в трамвай» и другие фразы, описывающие то, что ребенок сейчас видит. Со временем вы заметите, что ваши напоминания о правильном употреблении слова «я» все более и более эффективны. Иногда ребенок в состоянии раздражения как бы назло вам возвращается к неправильному пользованию местоимениями. Не надо смущаться этим. Эти эпизоды будут все реже по мере продолжения вашей помощи.

Используйте всякую возможность для привлечения ребенка к посильному участию в делах семьи. Это может быть помощь в накрывании стола, просьба передать что-либо за столом и т. д. Даже если эта помощь невелика, она полезна для развития ребенка.

Некоторые используют, например, столовую клеенку с нарисованными на ней столовыми предметами - это помогает ребенку найти место для тарелки, вилки, ложки. Такой принцип помощи ребенку может быть использован и шире.

Полезны мягкие комментарии: «Сейчас ты наденешь пальто..., ты будешь есть..., ты идешь по траве» и т. д. Они могут опережать или сопровождать действия ребенка, но они не должны быть приказами. Нередко требуется показать ребенку действие, которое вы от него ждете,- помахать рукой при прощании, правильно взять карандаш. Иногда такое действие приходится выполнить вместе с ребенком. Вы замечаете, что слова, действия очень легко «застревают» у ребенка и потом подолгу повторяются. Поэтому то, чему вы его учите, и то, что вы ему показываете или делаете вместе, должно иметь законченный и правильный вид, чтобы потом не переделывать неверные и незавершенные навыки. Такая переделка всегда трудна.

Часто все занятия с ребенком строят по типу обучения, «натаскивания» - специально показывают ребенку, что и как делать, и требуют воспроизведения. Хорошая механическая память приводит к тому, что ребенок запоминает и делает, но делает механически, не понимая, а значит - не закладывая основ самостоятельного правильного поведения. Лучше, если занятия не слишком длинны и построены как игра. Важно, чтобы ребенок не только повторил что-то, но и сам понял, что он делает, видит и слышит. Для его развития важнее осознанная попытка пересказа - пусть он неполон и сбивчив, чем безупречно точное, но механическое воспроизведение. Важно, чтобы он не повторял в игре ваши действия, а сам понял содержание и правила. Это требует большого терпения и времени. Вам порой больно видеть несостоятельность ребенка и удержаться от показа. Наберитесь терпения - и выработанные навыки (пусть несложные, но самостоятельные) вознаградят вас и ребенка, станут для него основой для понимания более сложных вещей и ситуаций. Помогите ребенку освоить изображение простых фигур и предметов, но не лишайте его возможности рисовать так, как ему хочется, даже если это кажется вам просто мазней и каракулями.

Страница 2 - 2 из 5
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец


Еще по теме:


Гость, 02.12.2009 22:47:01
Если говорить прямо, тогда аутизм никогда не вылечить полностью? Ребенок обречен?
Мама аутиста, 02.07.2010 23:35:33
Спасибо за информацию.
Гость, 15.07.2010 11:46:42
Аутизм никогда не вылечить полностью. В отдельных случаях его можно корректировать, сгладить, иногда до такой степени, что "остаточный аутизм" сможет заметить только специалист (врач).
Сергей, 15.08.2010 22:53:26
У меня вопрос.
Почему люди при общении должны смотреть друг другу в глаза?
Кто так решил и почему?

Спасибо.
ГостьТАТЬЯНА, 29.11.2010 10:27:09
стоит ли принимать нейролептики при аутизме? не повлияет ли прием их на внутренние органы ребенка?
Наталья мама аутиста, 30.11.2010 12:50:28
так никто толком и не знает, что это, как возникает и как лечить. Почему мы. Почему у алкашей и проституток дети как дети.
Гость Бабушка аутиста, 08.12.2010 23:10:03
Статья понравилась, много читаю про аутизм,но нигде не встречала списка рекомендуемой литературы по занятиям с ребенком дома, а хотелось бы, (в книжных магазинах тоже мне ничем помочь не смогли).
Ксения мама аутенка, 26.12.2010 02:12:31
И где так лечат? Динамика мне очень понравилась! можно адрес клиники? zkd2000@mail.ru
Гость тётя аутиста, 26.12.2010 19:39:41
А как быть с атипичным аутистом?
Гость, 31.03.2011 19:22:20
подскажите литературу по лечению аутизма дома
Гость, 13.04.2011 10:03:10
При чем тут алкаши и проститутки, Наталья??? Следите за своими мыслями. Дети алкашей и проституток имеют право быть здоровыми.
Мама аутенка, 12.05.2011 00:06:06
Господи, сегодня отказались от лечения в психбольнице, уже после того, как прошли огонь и воду с этими анализами, оформлением, после того, как нам выдали психотропные препараты... решили продолжать заниматься с ним по-другому (психологи, логопеды, дефектологи, ипотерапия)и пока без лекарств. А ему уже 4,5 года. Боимся мы этих лекарств... А может зря???
SS, 10.06.2011 11:56:15
Аутизм лечится довольно прилично, вплоть до полного регресса симптоматики. Главное - во-время. Золотой стандарт - в 1,5-2года поставить ДЗ и начать лечить. Да, лекарства ОЧЕНЬ вредны, но что лучше - иметь практически нормального ребенка или даже совершенно нормального при своевременном лечении, но не давать ему чипсов и чупсов в связи с пострадавшими от лечения печенью-почками, или тяжелого, но соматически здорового аутиста? Выбирать Вам. От лечения отказались зря. Психологи тут помогут только частично. Аутизм - не состояние, а болезнь!
Гость, 27.07.2011 17:43:39
Мочу на наличие ртути надо проверитьб есть во франции лабораторияю Могу поспорить что все это случилось после прививки, как у 90 процентов людей все что врачи говорят чушь, правда проста и доступна. Эти дети нуждаются в детоксификацииб лечения от сильного кандидоза и строгой диете. Я второй год занимаюсь с ребенком! Результаты потрясающие. Не давайте им никаких транквилизаторов а то детей спасти невозможно будет. Нужно мозг восстанавливать.
Гость, 27.07.2011 17:45:29
Ртуть в вакцине вот и ответ! На самом деле все просто от людей много чего скрывают
Гость, 09.09.2011 11:19:47
У меня племянник 27 лет болен не понятно чем-всего боится,живут в деревне,врачи от него отнекиваются,диагноза никакого не ставят - к психиатру отправляют,те к терапевту. началось с экзаменов в 11 классе: страх,что не сдаст вызвал сердечный приступ и припадок,сердцебиение до 200(со слов мамы) а/д резкое повышение.И такие приступы очень частые:вызывают "скорую помощь",ездят в город по врачам в республиканскую больницу,по целителям,по бабкам,по ламам - везде -куда только можно.парень красивый,высокий - как приступ:все! я по телевизору увидела программу о аутизме и пришла к выводу,что все подходит к нашему случаю,но что делать? ПОМОГИТЕ!!! жду откликов.
Гость Ирина, 22.10.2011 21:59:30
Нам 4 года. Лекарства не принимаем, и поэтому я считаю у нас пошли улучшения. Ни одно животное, ни один врач и профессор не помогут аутенку лучше семьи. Им нужна любовь и забота. И это помогает. Все терапии это просто выкачка денег.
Викка, 29.11.2011 17:37:52
[QUOTE]Гость пишет:
При чем тут алкаши и проститутки, Наталья??? Следите за своими мыслями. Дети алкашей и проституток имеют право быть здоровыми.[/QUOTE]

Наталья сказала если Вы не поняли, что у этой категории людей практически всегда рождаются нормальные здоровые дети, которые таким "родителям" нах.не нужны и будут мучаться в такой "семье". А у тех, кто следит за своим здоровьем, состоит в счастливом браке и мечтает о здоровом малыше, очень часто рождаются слабенькие детки, порой с каким-либо заболеванием. Несправедливо...
Гость, 22.01.2012 13:39:04
может ли ребёнок с таким деагнозом ходить в детский садик
Психолог, 08.02.2012 02:05:00
В детский сад ходить аутичному ребенку можно и нужно, но не каждый сад его примет :(( Кроме навыков самостоятельности ребенка, необходима подготовка педагога к работе с этой категорией детей (а с этим проблематично). Поэтому многие родители посещают групповые развивающие занятия при частных Центрах и ходят гулять с малышом на детскую площадку.
О работе педагогов, психологов, специалистов по работе с аутизмом в СПб могу рассказать
Гость лейла, 08.03.2012 20:09:34
Люди добрые дайте мне правильно лечить аутиста, ей уже 8 лет, помогите пожалуйста
Гость, 11.03.2012 00:03:12
АУТИЗМ - МОЖЕТ ВОЗНИКНУТЬ ОТ ПРИВИВОК!

ФАКТ(ЧТО ПРИВИВКИ ВЫЗЫВАЮТ АУТИЗМ) был признан судом по прививочным искам США.

ВСЕ ИНГРЕДИЕНТЫ ВАКЦИН КРАЙНЕ ЯДОВИТЫ ПО СВОЕЙ ПРИРОДЕ!!!
Гость, 13.03.2012 11:55:07
после обращения к детскому психологу, нам поставили этот диагноз, а сыну всего 2 годика! что делать?
Samika, 06.04.2012 19:45:53
Люди, не делайте прививки и ваши дети вырастут здоровыми, как и наши прапрабабушки прадедушки, это пропаганда, испытывают людей, как животныx, и вот результат.
Мама аутиста, 30.05.2012 20:54:36
Обязательно лечитесь у специалиста, не занимайтесь самолечением, ни чего не получиться, а время потеряете.
Гость, 30.11.2012 12:01:14
аутизм не лечиться и мы должны с етим смериться
Гость, 10.02.2013 23:47:30
лечится! еще как лечится,и не надо вводить людей в заблуждение! обращайтесь в нцпз на каширке!
Гость, 11.02.2013 21:25:46
Лечится ли атипичная форма болезни, моему ребенку 10 лет?
анжела, 02.04.2013 22:16:01
подскажите хорошего специалиста,литературу и все что может помочь,Пожалуйста!!!!!!!!нам скоро 6 лет,почти не разговариваем и замкнуты,официального диагноза нет...
Гость, 20.04.2013 23:43:35
вы знаете, в нашей стране еще не научились работать с такими детьми, они их считают, умственными отсталыми и некто сними, не хотят заниматься, хотя есть такие педагоги, которые из личного опыта сами разрабатывают методику обучения таких деток.Вот поэтому очень трудно найти какую либо литературу.
Гость, 08.11.2013 13:24:55
У нас была положительная динамика. Наблюдаемся у невролога с 2 лет и с 2 лет различные занятия, ходим в частный садик. Почти все прошло...Сейчас почти 6 лет, неожиданно нервный срыв и регресс, как будто мы ничего не делали, все заново...почти заново...
Гость мама аутенка, 07.03.2014 09:35:46
Нам 9 месяцев поставили аутизм. замкнула, ребенок в себе сказали. Неинтересны игрушки. Сама с собой играет. Что делать как лечить, куда лучше в России обратится какие центры??? Подскажите?
Гость, 16.04.2014 11:20:08
кто знает, что за центр или диспансер по лечению аутистов в городе томск.
Гость Юля мама аутиста, 26.06.2014 01:27:19
нам установили диагноз аутизм,ребенку 5 лет не разговаривает а скоро школа как быть ведь никакие спец школы не возьмут такого ребенка.Есть хотяб надежда что заговорит.
Гость Светлана, 28.02.2015 00:02:08
У меня ребенок не разговаривал до 5 лет, не смотрел в глаза, даже в магазин с ним не могла ходить, боялся всего и кричал. Сейчас учимся в гимназии, довольно успешно. Врачи не помогут, только невролог назначит сосудистые препараты. Нам помогло общение с детьми в деревне, увозили его на все лето туда и так постепенно он адаптировался
Гость, 22.05.2015 00:40:20
Гость Светлана,
Светлана, добрый день.
Спасибо за Ваши обнадёживающие слова.
Если Вам не трудно, дайте реквизиты этого невролога.
С уважением, Владимир.
Анна, 27.12.2015 16:19:39
Да, препараты должен назначать только врач, но и индивидуальные особенности исключать нельзя. Мама или опекун должны следить за реакцией ребёнка на препарат, и если его воздействие вызывает торможение развития, то необходимо будет подобрать другое лекарство.  У моего племянника аутизм с 4 лет и ему тоже назначали амитриптилин, но реакция была на него отрицательная. Пришлось методом проб подбирать. Сейчас ребёнок развивается постепенно и мы видим результаты. Хороший толчок дали сеансы остепрактики. Врач-остеопат помог устранить последствия родовой травмы, да и общее состояние ребёнка улучшилось.  Жаль, что не все родители аутистов знают, что есть такой метод - остеопратика, а ведь его просто необходимо включать в комплексную терапию для таких деток. В совокупности с занятиями у дефектолога, реабилитолога, в спецшколе и дельфинотерапией мы получили очень хороший результат и надеемся на выздоровление.
Роксолана, 26.01.2016 21:05:13
Наша психиатр (30 лет опыта) говорит, что картина болезни привитых и непривитых деток не отличается.  У нас всё было ясно до прививок. Пошло на пользу занятие творчеством. Нам уже 5, до сих пор не разговариваем(((
Гость, 19.04.2016 08:40:22
Гость Бабушка аутиста,
лечится аутизм и очень просто.психотерапией.без лекарств.
Гость, 23.04.2016 20:00:58
Помогите пожалуйста ,я одна воспитываю сына,ему сейчас 1год 11мес.,только начал ходить ножками,не разговаривает, мычит или какие -то звуки  произносит,на обращения не откликается,не смотрит в глаза,куда и где нам вылечиться,пока он маленький?
Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: