Профилактика аутизма у детей


Профилактика аутизма у детей
Учет характерологических различий коммуникативности помогает при построении воспитания, стимулирующего развитие общения. Коммуникативные требования к ребенку должны быть соотнесены с его индивидуальными особенностями. Мы обследовали по опроснику Айзенка 42 пары матерей и детей, испытывающих при нормальном интеллекте трудности в обучении, и выявили достоверную корреляцию матерей и детей по факторам искренности и экстра-интроверсии при отсутствии такой связи по фактору нейротизма. Трудности многих интровертированных детей оказались связанными с перегрузкой общением. Интенсивное экстравертирование интровертов в ходе домашнего и коллективного воспитания приводило к результату, противоположному цели, которую ставили перед собой воспитатели: перенапряжению, невротизации и защитному уменьшению общения.

Чем старше ребенок, тем большее значение для развития его коммуникативности приобретают широкие социальные влияния. В условиях коллективного взаимодействия имеет значение не только интенсивность общения, но и содержательность его. Малообщительная личность в силу многих других своих особенностей может быть включена в интенсивное общение и занимать лидирующее положение. Общительная же, но не имеющая ценимых группой качеств, личность может оказаться в изоляции. Реакции на разные степени включенности в коммуникативное взаимодействие существенно различаются в зависимости от характерологического типа, раннего опыта общения, реакции группы на коммуникативное поведение своих членов и т. д. Правомерно полагать, что психопрофилактика нарушений общения (некоммуникативности) должна включать в себя на уровне первично сформированного характера и социально-психологический момент, исходящий из рассмотрения общения как социально-психологического феномена. Организация жизни группы и коллектива, при которой каждый их член находит свое оптимальное - для себя и группы - место, может поэтому рассматриваться как мера психопрофилактики ограничений общения.

Специальный аспект психопрофилактики связан с проблемой онтогенеза высшей нервной деятельности, в частности функциональной специализации полушарий. По данным В. А. Айрапетянц, обследовавшей детей 5-8 лет, в возрасте 5-6 лет доминирует активность правого полушария, а к 7 годам доминантность смещается в левое полушарие в связи с развитием и совершенствованием его речевой специализации. Имеются экспериментальные подтверждения доминантности левого полушария по речи уже в самом раннем возрасте. Установлено, что решение вербальных задач связано с деятельностью левого полушария, а вербально-пространственных - правого; эта функциональная асимметрия выявляется уже на ранних стадиях развития и раньше у мальчиков, чем у девочек. Уже в эмбриогенезе правое полушарие у мальчиков более уязвимо, чем у девочек. Существенно, что левое полушарие становится доминантным по речи в ходе развития, необходимые же для развития общения и речи предпосылки в виде экспрессивно-интонационных и образно-жестовых операций и понятий изначально обеспечиваются правым полушарием.

На ранних этапах развития воздействия, не соответствующие возрастным особенностям специализации полушарий, могут приводить к тем или иным нарушениям общения. Хорошо известна патогенная роль «переучивания левшей», на фоне которого развивается известное число случаев заикания, расстройств невротического круга с ограничением речевого общения. В. В. Иванов приводит историю американского мальчика, у которого врачи заподозрили детскую шизофрению. Между 3 и 5 годами он не говорил, но начал уже писать, в частности названия телепрограмм и тексты коммерческих реклам. В раннем детстве он оставался в манеже перед включенным телевизором, когда родители уходили на работу. Оба полушария мозга мальчика оказались перегруженными этой колоссальной зрительной информацией. Начав говорить, он произносил отдельные слова (марки машин), но не говорил фразами, что расценивается как типичная для «правого мозга» речь. Данные такого рода нуждаются в накоплении и систематизации, но и в самом общем виде они указывают на то серьезное значение, которое имеет тип информационной нагрузки в возрасте становления парной работы полушарий для формирования и развития общения как функции психики.

Первичная психопрофилактика некоммуникативности имеет значение и тогда, когда она адресована детям, у которых впоследствии развивается шизофрения или оформляется картина аутизма. Ранний опыт общения может быть источником следовых влияний, среди которых нарушения общения занимают ведущее место. Эти влияния могут быть значительно уменьшены при психопрофилактической ориентации воспитания в раннем возрасте. Анализ историй болезни иллюстрирует это положение и позволяет считать, что разработка вопроса о следовых влияниях на картину психических расстройств не только у взрослых, но и у детей может быть полезной для психопрофилактики ряда сторон аутистического поведения. При детском аутизме соответствующее обращение с младенцем, хотя он и не имеет возможности адекватно воспринимать его и реагировать, все же обеспечивает в той или иной мере стимуляцию предпосылок общения и потребности в нем. Не препятствуя формированию клинической картины в целом, эта стимуляция небезразлична для дальнейшей динамики развития ребенка.

В заключение остановимся на следующем. Согласно выдвинутой А. В. Запорожцем концепции амплификации развития, оптимальные условия для развития личности ребенка и общения как ее интегрального проявления создаются не путем форсированного, сверхраннего обучения, направленного на сокращение периода детства, не путем преждевременного превращения младенца в дошкольника, дошкольника в школьника и т. д. Наоборот, такие оптимальные для реализации потенций психики условия создаются при широком развертывании и максимальном обогащении специфически детских форм всех видов деятельности ребенка и его общения со взрослыми и сверстниками. Речь идет не об отказе от раннего обучения. Речь идет о том, как оно осуществляется: путем форсирования перехода к последующим фазам на основе незавершенного развития предыдущих или путем обеспечения последующего развития за счет полного и развернутого прохождения предшествующих фаз. Клиническая практика доставляет немало примеров того, что преждевременный переход к более взрослым формам поведения и общения чреват нарушениями коммуникативности в последующем. Одни дети сохраняют инфантильное коммуникативное поведение, другие- не могут наладить адекватное общение со сверстниками и т. д.

Представляется, что профилактика некоммуникативного поведения не только через предупреждение повреждающих влияний на мозг, но и через воспитание, учитывающее возрастные закономерности нейрофизиологии, психологического и социально-психологического функционирования ребенка, начиная с первых часов жизни, заслуживает самого пристального внимания и нуждается в дальнейшей разработке.

Такое воспитание ориентируется отнюдь не на то, чтобы сделать всех равно и одинаково общительными, ибо как раз подобная ориентация и обеспечивает весьма высокий уровень деформации коммуникативного поведения. Его целью является предоставление максимальных возможностей для развития коммуникабельности, реализуемых настолько и так, насколько и как это способствует гармоническому развитию индивидуальности. Место ребенка, а потом и взрослого, в коммуникативных системах определяется не директивной механической «подгонкой» под некий средне-стандартный образец, а оптимальным развертыванием его личностной уникальности, обеспечивающим гармоничное, адаптивное и социально продуктивное коммуникативное поведение.

Страница 2 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец


Еще по теме:


Ковалева Оксана, 12.08.2011 16:05:32
Чего-то ни в лечение ни в профилактику аутизма я как-то не верю...
Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: