Маугли нашего времени

Современные маугли. Пишущий эти строки встречался с несколькими исключениями из правила.

Одна история случилась в Москве. Однажды мы узнали, что в центре Москвы обитает... нечто похожее на Маугли - не из далекой Индии прошлых веков, а живущее в эпоху космических кораблей и фантастических достижений науки.

Этому ребенку шесть лет. Отец - пьяница и хулиган - отказался от мальчика еще до его рождения и, по-видимому, даже и не подозревает о существовании сына. Мать - тяжело больной человек и часто госпитализируется в различные больницы. Имея репутацию странного, неуживчивого субъекта, она не поддерживает с родственниками каких-либо отношений. Мать занималась выращиванием в домашних условиях породистых щенков.

Беременность и роды протекали тяжело, но ребенок как будто родился здоровым. Грудным молоком не вскармливался, так как у матери был тяжелый туберкулез. В первые годы жизни мальчик очень много болел и длительное время проводил в больницах. Чаще всего это были нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта (язва желудка), связанные с необычным кормлением. Дело в том, что с четырех месяцев его кормила... собака. Мать длительное время находилась в больнице, а ребенка, от которого она отказывалась и безуспешно многократно обращалась в соответствующие организации с просьбой забрать его, оставляла дома с собакой. Ребенок сосал ее молоко, или собака, держа бутылку в зубах, поила его, играла с ним, как со своим щенком. Мать вскоре выписали, но она по-прежнему не обращала на ребенка внимания и была довольна, что функции матери взяла на себя собака. Мальчик предпочитал играть с собакой, ходил за ней на четвереньках, хватал ее зубами за шерсть и хвост, подражал ее рычанию, оправлялся как собака, брал в рот все, что попадало а поле зрения. Физически он развивался хорошо, несмотря на необычное питание: то он объедался, то недоедал, иногда ел мыло, пластилин, сырую рыбу, мясо и пр. - все, что могло показаться съедобным.

В десятимесячном возрасте его отдали в детский дом, но там он по-прежнему сосал палки, листья, шишки, ел землю и песок, не выполнял требования, которые ему предъявлялись: например, до пяти лет оправлялся как собака, не признавал туалета. Мать часто забирала ребенка к себе, и дома вновь начиналась его "собачья жизнь". Мальчик привязывался к щенкам собаки, он рос с ними, а когда мать продавала их, сильно переживал. Так продолжалось из года в год.

Интеллектуально московский Маугли развивался вроде бы неплохо, но резко отстала речь, ему не хотелось общаться с людьми (да он и не умел этого). Были у него некоторые странности, которые заставляли предполагать тяжелое психическое расстройство. В связи со всеми этими явлениями ребенка трижды госпитализировали в психиатрическую лечебницу, но явных признаков какого-нибудь заболевания психики у него не находили. Обращало на себя внимание диспропорциональное развитие ребенка с преобладанием черт психической инфантильности, нарушениями поведения (он вел себя с людьми так, будто вокруг него были собаки, и он сам будто был одной из них), своеобразием его интеллекта.

Конечно, при объяснении причин странностей московского Маугли в первую очередь бросается в глаза то, что он с раннего детства находился в условиях социальной и эмоционально депривации. Это, безусловно, главное.

Но отчего появился фактор депривации? Не является ли он сам следствием более глубоких нарушений, в частности биологических аномалий родителей? Не наслаивались ли на последствия тяжелой наследственности неблагоприятные воздействия иного порядка? Можно ли все объяснить лишь одной причиной, или речь должна идти о комплексе отрицательных факторов? На первое место среди неблагоприятных воздействий, повлиявших на формирование психики этого мальчика (помимо "собачьей жизни") нужно поставить психические и физические расстройства у родителей. В конечном итоге наследственный фактор явился причине того, что мальчик воспитывался собакой, перенимал собачьи повадки и в результате не приобрел нужного человеческого опыта. Мать наградила сына не только своими генами, но и моделью поведения, системой ценностей, т. е. социальное и биологическое тут сложно переплетались и были неотделимы друг от друга.

Второй фактор - это неполноценность нервной системы ребенка, связанная с тяжелой беременностью и родами. Естественно, что поврежденный мозг мальчика не мог противостоять нечеловеческим - в полном смысле этого слова - условиям его жизни.

Третье - многочисленные желудочно-кишечные расстройства, истощившие ребенка, но и они явились следствием особых условий его существования, т. е. в судьбе этого ребенка биологическое и социальное настолько спаяны, что трудно отдать предпочтение какому-то одному фактору.