Минимальная мозговая дисфункция

Страницы: 1
Ответить
Минимальная мозговая дисфункция
 
Описание болезни.
 
Каждый педиатр в своей повседневной практике часто наблюдает детей, обладающих довольно высоким интеллектуальным уровнем развития, но имеющих целый комплекс симптомов малой неврологии. Среди них наиболее часто отмечаются гиперактивность, эмоциональная лабильность, импульсивность, быстрая утомляемость, отвлекаемость и др. Эти особенности поведения и характера доставляют много неприятностей как самому ребенку, так и его родителям, педагогам. Такие психоневрологические нарушения связывают с недоношенностью, перенесенной внутриутробной или интранатальной гипоксией. Перенесенная гипоксия создает условия для нарушения питания и нормального функционирования нейронов. Задерживается дифференцировка слоев в коре головного мозга, нарушаются процессы миелинизации, появляются «очаги опустошения». У многих детей, которым не проводилась соответствующая терапия, а также у тех детей, у которых, несмотря на проведение восстановительной терапии, остаются после года функциональные изменения нервной системы, позже (к 4-7 годам) нарушения принимают ярко очерченную форму минимальной мозговой дисфункции (ММД).

Некоторые специалисты считают неоправданным существование подобного диагноза и предлагают называть имеющиеся нарушения синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
 
Клиническая картина минимальной мозговой дисфункции

Клиническая картина минимальной мозговой дисфункции крайне вариабельна и изменяется с возрастом. Основные признаки этого синдрома наиболее ярко проявляются у дошкольников и младших школьников. У многих детей с ММД выявляются черты диспластичности: деформация черепа, лицевого скелета, ушных раковин, высокое нёбо, неправильный рост зубов и т. д.

Часто наблюдаются нарушения черепной иннервации: косоглазие, птоз (опущение века), недостаточность конвергенции, слабость мышц языка, речевые расстройства. Возможны и двигательные расстройства в виде мышечной дистонии, асимметрии мышечного тонуса, наличия патологических рефлексов, недостаточности тонких дифференцированных движений; часто наблюдаются вегетативные нарушения - повышенные потливость, слюноотделение. У детей изменено поведение, многие из них отличаются повышенной моторной активностью, они не могут длительное время сосредоточиться на чем-либо, легко отвлекаются, настроение часто меняется от приподнятого до депрессивного. Часто возникают приступы злости, ярости, агрессии по отношению не только к окружающим, но и к себе. Социальная незрелость проявляется в том, что дети с ММД предпочитают играть с детьми более младшего возраста. Поскольку дети повышенно возбудимы, они плохо засыпают, неглубоко спят, часто просыпаются, вскрикивают или разговаривают во сне. У многих возникают трудности в обучении, которые не связаны с умственным дефектом (синдром школьной дезадаптации). У одних детей возникают проблемы с математикой, у других больше нарушено письмо, чтение или восприятие пространственных взаимоотношений. Особенно часто отмечаются речевые нарушения (задержка развития речи, нарушения артикуляции, медлительность или, наоборот, взрывчатость речи).
 
5 клинических вариантов ММД:

• синдром гиперактивности с дефицитом внимания, проявляющийся, в основном, повышенной возбудимостью, агрессивностью, импульсивностью, а также рассеянностью внимания и невозможностью сконцентрироваться на одном предмете или действии;

• синдром гипоактивности с дефицитом внимания, характеризующийся кратковременностью сосредоточения внимания и сочетающийся с заторможенностью реакций, вялостью;

• нарушение общей и тонкой моторики, проявляющееся несовершенной координацией, неупорядоченностью движений, а также их избытком;

• изменение восприятия, связанное с отсутствием у ребенка должных навыков и неумением ориентироваться в различных ситуациях;

• речевые дисфункции в виде нарушений импрессивной и экспрессивной речи.

ММД являются полиэтилогическим нарушением и часто в своей основе имеют биологический субстрат. Вредные факторы, воздействующие в перинатальном периоде, не приводя к тяжелым повреждениям нервной системы, накладывают свой отпечаток на последующее постнатальное развитие. Особенно ярко мозговые дисфункции манифестируют в подростковом периоде. Они нередко проявляется агрессивностью, асоциальным поведением, склонностью к употреблению наркотиков, ранним сексуальным контактам и др.

Оценивая частоту и характер ММД, следует принимать во внимание возраст ребенка. У новорожденных функционируют в основном мозговой ствол и подкорковые образования. Поврежденная, но еще не функционирующая, кора головного мозга не в силах сигнализировать о тех или иных своих дефектах. По мнению одних авторов, ММД наблюдается только у детей до 7 лет, другие уверяют, что к этому возрасту, наоборот, проявления ММД становятся более заметными в связи с возрастными нагрузками (обучением в школе и др.).

Нередко считают, что нарушения, наблюдаемые при ММД, могут быть связаны с первичной незрелостью эмоционально-волевой сферы и личности (психическим инфантилизмом); либо они возникают вследствие астенических и церебрастенических состояний.

ММД может протекать по дизонтогенетическому и энцефалопатическому типам. Отмечается нарушение морфофункциональной зрелости структур ЦНС и, в первую очередь, лобных отделов коры. Основными причинами являются первично-органический дефект относительно быстро развивающихся в ходе пренатального онтогененза функциональных систем мозга (ствола мозга и, в первую очередь, ретикулярной формации, связанных с ней подкорковых образований и структур лимбической системы), нарушение обмена катехоламинов, избирательная потеря тормозных синапсов, нарушение формирования функциональной специализации полушарий.

У детей с дизонтогенетическим типом ММД расстройства выражены негрубо и проявляются обычно в виде церебрастенических явлений и психомоторной возбудимости. В неврологическом статусе отмечаются легкая рассеянная микросимптоматика, признаки незрелости, вегетативная неустойчивость.

Неустойчивость психофизического состояния у этих детей сочетается с достаточными компенсаторными возможностями, большинство из них (70%) в условиях специализированного обучения и адекватной медикаментозной терапии успешно адаптируются к школьным требованиям. Около 30% детей испытывают стойкие трудности в обучении, связанные с недостаточностью корковых функций (речи, тонкой моторики, пространственного восприятия), либо с частичной декомпенсацией энцефалопатических и соматических расстройств. Регуляторные трудности у детей с задержкой психического развития по дизонтогенетическому типу нарушены в звене контроля. Усиление речевого контроля (введение речевого отчета, предваряющего моторное воспроизведение, проговаривание выполняемого действия), усиление мотивации, как правило, приводит к успешному выполнению заданий.

У детей с энцефалопатическим типом ММД черты незрелости сочетаются с признаками повреждения нервной системы. Неврологически, наряду с признаками незрелости, нередко наблюдаются явления очагового поражения нервной системы в виде гемисиндрома, экстрапирамидной и стволовой недостаточности.

У детей с энцефалопатической формой ММД, наряду со стойкими динамическими трудностями, наблюдаются явления первичного дефицита некоторых высших корковых функций. При пробах на праксис выявляются персеверации, плохая ориентировка между «правым» и «левым», зеркальность в написании букв, трудности в сфере слухоречевой памяти, затруднения в построении развернутых фраз, низкая речевая активность. Характерны нарушения не только в звене контроля, но и в программировании деятельности. Недостаточность гнозиса, праксиса, речи и памяти обуславливает большие трудности в усвоении элементарных школьных навыков - лишь у 1/3 детей с этим типом ММД возможен благоприятный прогноз в плане компенсации.
 
Эволюция ММД

В периоде новорожденности для детей с ММД характерны синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости (беспокойство, повышенная активность, нарушение сна и аппетита, тремор подбородка и рук).

В возрасте от 1 до 3 лет дети чрезмерно возбудимы, двигательно расторможены, несколько отстают в психоречевом и моторном развитии, упрямы. Часто у них отмечается задержка формирования навыков опрятности (энурез, энкопрез). После 4-5 лет проявления этих нарушений уменьшаются или вовсе исчезают. Очень часто родители не обращают внимания на данные проявления и своевременно не обращаются к специалистам. Поэтому большой неожиданностью для них являются жалобы воспитателей, а затем и учителей на неуправляемость, невнимательность, неспособность ребенка справляться с предъявляемыми требованиями.

В возрасте от 3 до 5 лет окружающие начинают обращать внимание на необычное поведение ребенка. В этом возрастном периоде начинается активное развитие внимания, памяти, речи. Если родители форсируют увеличение нагрузки, это может привести к нарушению поведения в виде упрямства, непослушания, что в свою очередь, может способствовать еще большему отставанию в нервно-психическом развитии. С 4 лет прослеживается полиморфизм клинических проявлений, в поведении преобладают гипервозбудимость, двигательная расторможенность, моторная неловкость, рассеянность, импульсивность, инфантилизм.

Возраст от 6 до 7 лет - это один из самых критических периодов. В это время происходит становление письменной речи, функции произвольного внимания, памяти, целенаправленного поведения и других важных психических функций. Поскольку большинство детей с СДВГ не готовы к школьному обучению из-за замедленных темпов функционального созревания коры и подкорковых регуляторных структур, как правило, систематические школьные нагрузки приводят к срыву компенсаторных механизмов ЦНС в первые месяцы учебы. Развивается дезадаптационный школьный синдром. В возрасте от 7 до 12 лет максимально проявляется СДВГ. Этот временной интервал совпадает с периодом наиболее активного становления мозговых структур и корково-подкорковых взаимосвязей, ответственных за мыслительную деятельность. Возникают трудности с усвоением школьной программы, дислексия, дисграфия, дискалькулия, трудности с чтением (нежелание читать, склонность к иллюстративным изданиям, комиксам, телевидению, запинающееся монотонное чтение, чтение воображаемых (похожих) слов, при письме - пропуски букв, слогов (23 вместо 32, слепота на ошибки).

Если в 7-10 лет на первый план выступали трудности с приобретением навыков обучения, то после 11 лет на первый план выходят нарушения поведения, повышается агрессивность, ухудшаются взаимоотношения в семье, школе. На особенностях поведения и отношения к учебе отражается и гормональный криз в период полового созревания. «Трудный» ребенок перерастает в «трудного» подростка, который может решиться расстаться со школой. Для таких подростков характерно нарушение дистанции и оценки межличностных отношений. В дальнейшем функциональные нарушения ЦНС способствуют раннему развитию склонности к асоциальному поведению: правонарушениям, употреблению спиртных напитков, наркомании. Развиваются патохарактериологические личностные особенности, которые позже становятся причиной неудач в личной и общественной жизни.

Таким образом, если в раннем возрасте энцефалопатия является в основном неврологической проблемой, то в школьном возрасте проблема ММД приобретает психиатрический и педагогический характер.

Особо неблагоприятными исходами перинатальной энцефалопатии являются детский церебральный паралич, гидроцефалия, эпилепсия, микроцефалия и другие тяжелые поражения ЦНС, которые будут находиться в компетенции неврологов.

Рассмотрим клинические примеры.

Пример 1. Аня Л. Родилась от молодых здоровых родителей, от первой беременности, протекавшей с токсикозом, сильными болями в позвоночнике во второй половине беременности. Роды тяжелые, продолжительностью более двух суток, со стимуляцией. Масса при рождении - 3200 г, длина тела - 52 см, крик сразу. Выписана из роддома на 6 день без указания на наличие какой-либо патологии. В возрасте ребенка 2 недель мама предъявляла следующие жалобы: девочка очень беспокойна, «путает день с ночью» (инверсия сна), частые срыгивания, стул до 9 раз в сутки жидкий, с зеленью, тремор подбородка и ручек. При осмотре обращали на себя внимание выраженная мраморность кожных покровов, повышение мышечного тонуса и его асимметрия в конечностях, повышение сухожильных рефлексов, спонтанный рефлекс Моро, легкое сходящееся косоглазие, умеренное выбухание большого родничка, усиление венозного рисунка на коже головы. Был поставлен диагноз: ПЭП гипоксически-травматического генеза, острый период (синдром гипервозбудимости, вегетовисцералъный синдром, синдром двигательных нарушений, синдром внутричерепной гипертензии (?). Назначен курс восстановительной терапии. Всего за первый год было проведено 4реабилитационных курсов с положительной динамикой. Девочка развивалась в соответствии с возрастом. К году из жалоб отмечались поверхностный сон с трудным засыпанием, эмоциональная неустойчивость с проявлением агрессии. После того, как девочка начала самостоятельно ходить, довольно резко выявилось 0-образное искривление конечностей. Поскольку рахит ирахитоподобные заболевания были исключены, оставалось предполагать, что искривление конечностей обусловлено неодинаковым тонусом наружных и внутренних мышц нижних конечностей. Усугубило ситуацию, вероятно, недифференцированное проведение массажа до года. Был назначен дифференцированный массаж с общеукрепляющей терапией; уже через 2-3 месяца была отмечена значительная положительная динамика; в 2 года - ножки прямые, отмечались лишь умеренная дизартрия и эмоциональная лабильность. После перенесения интеркурентных заболеваний, эти проявления становились более выраженными, в связи с чем в течение первых четырех лет проводились курсы общеукрепляющей терапии (витамины, аминокислоты), иногда седативная фитотерапия, изредка - назначался прием ноотропных препаратов. Только к четырем годам можно было говорить о выздоровлении (скорее о компенсации). Девочка смогла посещать детский сад, адекватно общаться со сверстниками и членами семьи. В 7 лет пошла в школу, учится хорошо, индекс IQ - 123 (выше среднего), однако отмечается дизграфия.

Как видно из примера, несмотря на раннюю диагностику ПЭП и своевременное лечение, компенсация нарушенных функций произошла только к 4 годам, но некоторые особенности (дисграфия) остались и в 7 лет.

Пример 2. Андрей В. Мальчик от поздней беременности (родителям около 40 лет), протекавшей хорошо. Роды в США с применением эндолюмбального наркоза, со слов мамы, протекали «прекрасно». Ребенок до года наблюдался американским педиатром, последний осмотр производился в 1 год; со слов родителей, заключение врача - «прекрасный ребенок, здоров».

В Санкт-Петербурге при осмотре в возрасте 1 год 1 месяц отмечены: неустойчивая походка с приволакиванием левой ножки, выраженная мышечная диффузная гипотония, практическое отсутствие мышечного и подкожно-жирового слоя, относительное преобладание мозгового черепа над лицевым, резкое усиление рисунка подкожных вен головы, вдавление грудины, крыловидные лопатки, развернутая нижняя апертура грудной клетки, гипотоничный увеличенный живот. Сухожильные рефлексы оживлены, симметричны.

Диагноз: последствия перинатального поражения ЦНС (миатониче-ский синдром, синдром спинальной недостаточности, синдром внутричерепной гипертензии (?). Родители категорически отказались от лечения, за исключением массажа. В дальнейшем мальчик рос слабым, часто болел ОРЗ, начал говорить в 2,5 года, отмечалась выраженная дизартрия, в 3 года выявлены сколиоз (асимметрия лопаток составляла 6 см), моторная неловкость, энурез и дневное недержание мочи до 7лет, поведенческие нарушения с резко выраженной агрессией, психопатоподобные проявления. В 3 года ребенок был обследован неврологом, выявлены внутричерепная гипертензия, сколиоз нейрогенного генеза, нарушение мозгового кровообращения преимущественно в вертебробазиллярном бассейне, недержание мочи (дневное и ночное), отставание в ПМР. Резкая выраженность миатонического синдрома потребовала проведения дифференциального диагноза с синдромом Элерса-Данлоса.

Несмотря на хороший уход, заботу и даже гиперопеку взрослых, многочисленные занятия в различных дорогих дошкольных образовательных учреждениях и дома с гувернантками, в 5-летнем возрасте мальчик на 2 года отставал от сверстников по психомоторному развитию. Пошел в школу с 8 лет, проявил способности к математике, однако через месяц стал учиться плохо, отмечались проблемы с письмом, дисграфия, агрессивные вспышки, неадекватное поведение, при переутомлении - недержание мочи.

Данный пример отчетливо демонстрирует отрицательные последствия отсутствия адекватной терапии перинатальных поражений ЦНС у ребенка. Очевидно, у мальчика имеет место дисплазия позвоночника на шейном и поясничном уровнях, в первые месяцы жизни имел место синдром угнетения, на который не обратили внимания американские врачи, поскольку ребенок был тихим и спокойным. Столь выраженная мышечная гипотония могла быть обусловлена либо травмой на шейном уровне (данный факт отрицается родителями), либо дисплазией позвоночника, которая способствует нарушению кровообращения в ВБН. При этом, как известно, страдает от гипоксии ретикулярная формация, что проявляется миатоническим синдромом. Такие дети, как правило, вялые при рождении. Спокойное поведение ребенка до года впоследствии проявилось, наоборот, агрессивными и психопатоподобными приступами, синдромом гипервозбудимости с дефицитом внимания, что затрудняло семейную и социальную адаптацию ребенка.
 
План обследования детей с ПЭП:

• сбор анамнеза, общий осмотр, неврологическое обследование;
• лабораторные исследования при необходимости: общий анализ крови, мочи;
• биохимическое исследование крови: Са, Р, Mg, билирубин, сахар, КОС, холестерин, мочевина, белки и белковые фракции;
• исследование спинно-мозговой жидкости (сахар, цитоз, белок);
• скрининг крови и мочи на выявление наследственных нарушений обмена веществ;
• краниография и рентгенография позвоночника по показаниям;
• диафаноскопия черепа, ЭЭГ, ЭХО-ЭГ, ЭМГ, ТДПГ, НСГ;
• осмотр окулиста и ортопеда по показаниям.
 
Алекс, вы не могли бы написать о терапии минимальной мозговой дисфункции? Все отлично, но как лечить я так и не поняла. Если вообще это лечится?!
 
Да что о лечении писать? Только в больнице, только под наблюдением. При правильной терапии лечится, а вот если начнете самостоятельно лечиться, без медиков, тогда можно ухудшить ситуацию и довести до неизлечимого.
Страницы: 1
Ответить
Форма ответов
 
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Загрузить картинки