Третий этап диспансеризации детей, профилактика


К методам групповой профилактики относится применение фторсодержащих таблеток, витафтора, глицерофосфата кальция, витаминов B1 и В6; реминерализующих растворов, гелей, лаков, а также специальных режимов питания.

Эти методы и средства, разработанные нашими учеными, высокоэффективны при использовании их у детей дошкольного, младшего школьного возрастов и особенно у детей с наиболее тяжелыми формами кариеса зубов.

Групповые профилактические мероприятия можно проводить в школьном стоматологическом кабинете (где имеются 1-2 раковины), в специальном кабинете гигиены полости рта или в выделенном для профилактических мероприятий помещении школы.

Программ групповых методов профилактики много, каждая из них имеет преимущества и недостатки.

При работе по участковому принципу профилактические мероприятия в первую очередь должны быть проведены детям с третьей степенью активности кариеса.

Для этой цели мы рекомендуем метод, сочетающий применение глюконата кальция (ротовые ванночки по 2 мин) после гигиенической обработки зубов и заключительное полоскание 0,2% раствором фторида натрия. Применяя эту методику, мы получили очень хороший результат.

Следующую группу составляют дети нулевого, первого, а затем второго и третьего классов. Начиная профилактические мероприятия в этой возрастной группе, участковый стоматолог начинает борьбу за сохранение здоровья первых и затем последующих постоянных зубов.

Для профилактики стоматологических заболеваний последовательно рекомендуется брать группы детей первого и второго годов жизни, а затем детей с факторами риска в формировании аномалий прикуса и в первую очередь детей с тесно прорезывающимися нижними резцами и т. д.

В отличие от массовых средств профилактики, при которых непосредственная роль стоматолога минимальна, групповые методы более специфичны, они требуют осмысливания профилактических рекомендаций для каждой группы, формирования групп контроля за каждой из них и т. д. Учет эффективности этих мероприятий должен быть дифференцированным и определяться характером группы и средствами профилактики.

Так, у детей с КПУ = 0 в первом классе эффект профилактики будет меньше к третьему классу, чем у детей с КПУ = 3,4 и т. д. Однако при этой форме возрастает ответственность врача за итог работы, эти средства мало пригодны при централизованных и бригадных формах работы.

Задачи этапа развития диспансеризации детей у стоматолога в первую очередь состоят в расширении контингента диспансеризуемых детей, в более широком применении средств первичной профилактики кариеса, расширении арсенала средств и методов вторичной профилактики кариеса, в строгом соблюдении сроков диспансерных осмотров и формировании преемственности в работе со специалистами по детской стоматологии других профилей, в первую очередь с ортодонтами, хирургами, а также с педиатрами во все возрастные периоды.

Расширение контингента диспансеризуемых детей должно в первую очередь идти за счет включения в обслуживание детей от рождения до одного года, затем от одного до трех лет и дошкольников, не посещающих детские дошкольные учреждения. В этом возрасте у большинства детей зубов еще нет или их мало (к трем годам заканчивается прорезывание временных зубов), однако именно в этом возрасте эффективна первичная профилактика кариеса временных и постоянных зубов.

Для более широкого внедрения программы первичной профилактики кариеса зубов необходимо, чтобы каждый ребенок до 1 года был осмотрен стоматологом. В это время могут быть устранены пороки развития тканей зуба и назначены средства первичной профилактики кариеса. В возрасте от одного до трех лет в челюсти ребенка идет формирование постоянных зубов и назначение ему средств, повышающих резистентность организма к кариесу, обеспечит условия для полноценной минерализации постоянных зубов. Не меньшее значение в этом возрасте приобретает и формирование навыков правильного ухода за полостью рта.

До 3-летнего возраста кариозные полости чаще образуются в местах порочно развитой в антенатальном периоде эмали: на губной и жевательной поверхностях зуба, а с 4 лет если ребенок не научился чистить зубы, удалять пищу из межзубных промежутков, то появляются кариозные полости на боковых поверхностях зубов, которые плохо формируются и плохо удерживают пломбы. Предупреждение кариеса этой локализации надо начинать до 4 лет. К этому времени ребенок должен уметь правильно чистить зубы, а врач-стоматолог, решая задачи первичной профилактики, по мере прорезывания зубов должен покрывать их средствами, улучшающими созревание тканей зуба в полости рта и назначать дифференцированное использование зубных паст. Проведение программы первичной профилактики кариеса в условиях диспансеризации обеспечивает возможность вырастить ребенка со здоровыми зубами.

Успешное решение современных задач диспансеризации детей у стоматолога во многом зависит от совместной работы участкового педиатра и стоматолога.

Исторически сложилось так, что к стоматологу ведут ребенка, когда у него заболели зубы. Необходима разъяснительная работа о периодическом посещении детского стоматолога в профилактических целях.

В школе, детском дошкольном учреждении стоматолог работает без участия родителей, многие родители так и остаются в неведении о том, что их детей посмотрели, полечили им зубы, научили чистить зубы и т. д. А вот взять на диспансеризацию детей до года и дошкольников, не посещающих дошкольные учреждения, стоматологу без помощи педиатра практически невозможно. Это особенно сложно, если стоматологи работают бригадным методом и за ними не закрепляются 2-3 педиатрических участка. Карты развития ребенка не содержат графы для заполнения стоматологом. В содержании работы и в планах комнаты здорового ребенка мероприятия по профилактике кариеса не предусмотрены. Вот и забывает педиатр направить грудного ребенка к стоматологу. Ребенок приходит к нему с больными зубами, когда возможности первичной профилактики сводятся к минимуму или утрачиваются совсем.

Не менее важной в настоящее время является проблема передачи ребенка в подростковый кабинет. Детский стоматолог в школе должен проводить разъяснительную работу по активному посещению школьниками подросткового кабинета стоматологической поликлиники. И это сегодня - актуальная задача диспансеризации.

Детские стоматологи в настоящее время в большей степени, чем другие специалисты, готовы к решению задач всеобщей диспансеризации. Во многих городах, где имеются стоматологические кабинеты в школах и дошкольных учреждениях, они уже решают по своей специальности второй и третий уровень этой проблемы.

Читать далее Четвертый этап диспансеризации детей, реабилитация


Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: