Успеваемость детей и подростков, больных ревматизмом



Некоторые ученики с явным изменением поведения и характера по психопатоподобному типу или с отставанием в умственном развитии продолжали учиться в обычных школах. Между тем, обучение их в такой школе чаще было бесперспективным, а своим поведением и низким интеллектом они затрудняли успешное ведение педагогического процесса. Так же как и М. С. Певзнер, в единичных случаях мы отмечали необоснованное направление детей с ревматической церебрастенией в школу для умственно отсталых, ошибочно расцениваемых как больные аутизмом.

Приводим следующее наблюдение.

Толя К., 12 лет. В раннем детстве перенес корь, эпидемический паротит, отит. Болел воспалением легких. С годичного возраста - частые ангины, катары верхних дыхательных путей. В 6 лет - аденотонзиллэктомия. Мать больна ревматизмом. С 5 лет у мальчика обнаружены нерезкие насильственные движения в лице, руках и ногах, на которые дома не обращали внимания и мальчика не лечили. Только в 8 лет диагностирован вяло текущий ревматизм, стертая форма малой хореи, миокардит, хронический тонзиллит. Установлена также церебрастения с изменениями поведения и характера по психопатоподобному типу.

В первом классе учился плохо. С трудом был переведен в следующий класс. Во втором классе оставлен на второй год. При хорошей посещаемости мальчик по-прежнему учился очень плохо. Дома - неспокойная семейная обстановка, режим не соблюдал. В следующем учебном году Толя К. также не был переведен в 3-й класс. Приводим выписку из школьной характеристики от 30/V «Во втором классе занимается второй год... За год научился читать на «3»... Очень трудно мальчику дается арифметика и письменные работы. Во время урока наблюдается подергивание конечностей, лица... Мальчик очень нервный, невыдержанный, неусидчивый. На выполнение домашних заданий, которые рассчитаны для среднего ученика на 1,5 ч, у Толи уходит 6-8 ч. На уроке не успевает сделать половину того, что делает средний ученик. Не проявляет никакой инициативы, желания к учебе. Без напоминаний вообще ничего не делает ни дома, ни в школе».


Мальчик направлен в школу для умственно отсталых детей. Однако осенью был принят вновь во второй класс школы-интерната для детей с нарушениями речи. Обучение ребенка третий год во втором классе с облегченной учебной программой, соблюдением режима дня, чутким отношением педагогов и медицинского персонала дало положительные результаты. Несмотря на то, что наблюдались незначительные
гиперкинезы, состояние ребенка значительно улучшилось. Мальчик не только переходил из класса в класс, но и хорошо успевал. Третий класс он окончил с хорошими и отличными оценками (при одной «3» по каллиграфии), а четвертый - в основном с отличными оценками.

Нами установлено снижение успеваемости и у 100 учеников, больных ревматизмом, без явных признаков поражения нервной системы, однако оно не было столь выраженным. Разница общего среднего балла у этой группы детей до и после болезни составляла всего 0,37, против 0,65 балла у больных ревматизмом.

Следовательно, сопоставление этих данных с таковыми у больных нейроревматизмом, повторные осмотры учеников, изучение их медицинской документации и характеристик педагогов в сочетании с приводимыми в литературе сведениями позволяет утверждать, что ведущая роль в снижении успеваемости, изменении поведения и характера наблюдаемых детей и подростков принадлежит ревматизму. Ревматический процесс, поражая наряду с сердечно-сосудистой и нервную систему, ослабляет общую реактивность организма, снижает компенсаторные возможности центральной нервной системы, делает его более уязвимым для других патологических вредностей.

Определенная роль в снижении успеваемости детей отводится и низкой посещаемости из-за болезни. 40% детей относительно часто пропускали занятия в связи с обострением ревматизма, а нередко и из-за интеркуррентных заболеваний. Ниже была посещаемость детей, больных нейроревматизмом. Однако, памятуя о ревматизме, ни в коем случае не следует недооценивать преморбидного состояния ребенка, сочетания различных неблагоприятных факторов окружающей среды, в том числе и дефектов воспитания, которые существенным образом влияют на физическое и умственное развитие и дальнейшее формирование его личности.

Таким образом, изучение успеваемости детей и подростков, больных ревматизмом, с явными неврологическими нарушениями и без таковых показало, что, являясь почти одинаковой до возникновения болезни, она снизилась у учеников обеих групп, причем значительно ниже (на 0,65 балла против 0,37) в группе больных нейроревматизмом. Дети, больные ревматизмом, в 6-7 раз чаще, чем дети контрольной группы, вынуждены временно прекращать обучение из-за болезни (отпуска по болезни), равно как и оставаться на повторный курс обучения из-за неуспеваемости. Более низкой успеваемость была у детей, перенесших малую хорею с переходом в нехореические формы, у учеников, многократно болевших малой хореей, и особенно низкой - у детей с нехореическими формами поражения нервной системы.

Исследования позволяют сделать несколько рекомендаций, касающихся вопросов обучения, наблюдения и ухода за детьми. Дать подробные советы, одинаково пригодные для любого ребенка, естественно, невозможно. В каждом случае должен быть индивидуальный подход в зависимости от клинической формы болезни, активности процесса, степени поражения нервной системы, возраста и пола.

Особое внимание должно быть обращено на рациональный режим дня и отдыха школьника и бережное отношение к его психике. Существующая в настоящее время учебная нагрузка оказывается, в основном, довольно тяжелой для детей с ревматическим поражением нервной системы. Это обстоятельство усугубляется еще и тем, что такие дети часто пропускают занятия в связи с обострением болезни. Исследования функционального состояния коры головного мозга, проведенные Е. П. Стромской, свидетельствуют, что полное восстановление первоначального (нормального) состояния нервной системы после перенесенной ангины наступает только на 8-10-й день после установления нормальной температуры, по данным же 3. Н. Брике, - через две - четыре недели в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Поэтому режиму дня таких учеников, особенно в первые дни и недели после ангины или очередного обострения ревматизма, следует уделять особое внимание. Необходимо щадить и охранять их нервную систему. Если, например, ответ ребенка, больного малой хореей, в должной мере не удовлетворяет педагога, целесообразнее воздержаться от оценки, ибо плохая отметка может послужить дополнительным психогенным фактором, способствующим возникновению или усугублению болезненного состояния. В некоторых случаях опрос, особенно детей заторможенных, следует проводить отдельно.

Важная роль в укреплении состояния нервной системы школьников принадлежит школьному врачу. Однако нередко основное внимание он обращает на соматическое состояние таких детей и в меньшей степени на состояние их нервно-психической сферы. Большинство педагогов предъявляют к этим ученикам повышенные требования, поскольку пропущенный материал по учебной программе должен быть освоен за короткий срок. Школьный режим больных детей, особенно детей младшего школьного возраста, должен быть строго индивидуальным, выработанным совместно с классным руководителем, а переход на общий режим - постепенным. Только при таких условиях будет достигнута основная цель-предупреждение переутомления, последствия которого в ряде случаев могут оказаться довольно тяжелыми.

Дополнительные выходные дни среди недели, предложенные еще до войны, не получили своего признания. Однако, на наш взгляд, в некоторых случаях ими следует пользоваться. Желательно при этом установить контроль родителей за их рациональным использованием в соответствии с указаниями врача. Детей с ревматическим поражением нервной системы, в виде исключения, следует освобождать от переводных, а изредка и выпускных экзаменов. К решению этих вопросов надо подходить строго индивидуально. Своевременно взятый отпуск по болезни на год иногда более разумен, нежели упорное стремление не отстать от своих сверстников по классу. Дошкольнику, переболевшему хореей (после совета с врачом), иногда следует на год отсрочить поступление в школу. В единичных случаях, в соответствии с заключением медико-педагогической комиссии, дети переводятся в специальные вспомогательные школы с пониженной учебной программой. Однако и тут должна быть проявлена известная осторожность. Вместе с тем, своевременный перевод таких детей приносит несомненную пользу как ученику, так и классу в целом. Широкое освобождение от занятий по физкультуре больных ревматизмом нецелесообразно, а часто и вредно. Необходимо создание специальных групп и групп лечебной физкультуры.

Немаловажное значение в повышении трудоспособности и успеваемости учеников - проблеме, все более интересующей педагогов и врачей, в предупреждении их переутомления имеет соблюдение ими гигиены умственного труда, умение выработать рациональные навыки в работе над книгой. Не менее важным является искусство педагога привить интерес и любовь к преподаваемому предмету.

Следовательно, взаимопонимание и тесный контакт между педагогами, школьным врачом и родителями, обеспечивающие бережное отношение к психике больного ученика, четкое выполнение рационально составленного режима, постепенность в нагрузке при обучении этих детей - залог успешной учебы и профилактика обострений ревматического процесса. Этому способствует осуществляемое в нашей стране внедрение в жизнь народного образования и здравоохранения специальных школ-интернатов для детей, больных ревматизмом, детей с нервно-психическими отклонениями, создание лесных школ и психоневрологических детских санаториев.

Страница 2 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец


Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: