Детские оздоровительные учреждения и санаторно-лесные школы


Органы народного образования и здравоохранения организуют сеть санаторных, оздоровительных и лечебно-профилактических учреждений, имеющих целью охрану и укрепление здоровья детей и подростков.

Детские санаторные и оздоровительные учреждения создаются постоянные и сезонные. К постоянным санаторным и оздоровительным детским учреждениям относятся: 1) санаторно-лесные (оздоровительные) школы, 2) санаторные детские сады, 3) оздоровительные площадки при школах. Определенное оздоровительное значение имеют и такие постоянные детские учреждения, как детские парки культуры и отдыха, детские отделения при парках культуры и отдыха и детские экскурсионно-туристические станции, а также детские площадки при жилых домах.

К сезонным детским оздоровительным учреждениям относятся: 1) санаторные лагери отдыха, 2) массовые лагери отдыха, 3) сезонные оздоровительные площадки при школах, 4) детские дома отдыха на каникулярное время и 5) дачи для детей дошкольного возраста, воспитываемых в детских садах.

В системе здравоохранения организуются детские лечебно-профилактические и санаторные учреждения, рассчитанные в основном на больных детей и подростков, нуждающихся в лечебной помощи. Большинство лечебно-профилактических и санаторных детских учреждений органов здравоохранения организуется постоянного типа с расчетом круглосуточного обслуживания детей и подростков, нуждающихся в лечебно-профилактической или санаторной помощи.

К постоянным детским лечебно-профилактическим и санаторным учреждениям в системе органов здравоохранения относятся: 1) детские больницы, 2) детские поликлиники и детские отделения при поликлиниках для взрослых, 3) детские санатории общего типа, 4) специальные детские санатории, 5) детские полустационары (площадки, дневные санатории) при поликлиниках и специальных (туберкулезных, нервных) диспансерах, 6) кабинеты лечебной физкультуры при детских поликлиниках.

К сезонным детским санаторным учреждениям относятся:

1) сезонные детские санатории (санаторные лагери отдыха),

2) сезонные дневные санатории при школах и детских поликлиниках.
 
Особо важное значение в деле охраны и укрепления здоровья детей и подростков имеют с санаторно-лесные (оздоровительные) школы. Они имеют своей целью предоставить детям и подросткам, больным туберкулезом, физически ослабленным, которые не могут по состоянию своего здоровья успешно учиться в общеобразовательной школе, возможность нормально продолжать учебные занятия в условиях санаторного режима в интернате. Эти школы устраиваются в благоприятных природных условиях: за городом или в городской черте на хороших больших озелененных земельных участках.

В санаторно-лесные школы направляются дети и подростки, учащиеся в общеобразовательных школах, через отборочные комиссии при туберкулезных диспансерах или детских поликлиниках. Школьники, физически ослабленные, с туберкулезной интоксикацией, с формами туберкулеза, не требующими госпитализации, а также после перенесенных тяжелых инфекционных заболеваний направляются в санаторно-лесные школы летом на 2 месяца, а зимой на 4-4,5 месяца. Дети, находящиеся в санаторно-лесной школе, обучаются по программам общеобразовательной школы.

В IV классе два раза в неделю по существующим учебным планам предусмотрено 5 уроков. Возможно пятые уроки (пения и рисования) перенести на вечер, на 5 час. 50 мин. - 6 час. 30 мин.

Для каждой отдельной санаторно-лесной школы в зависимости от местных условий примерный режим дня может быть изменен, но при этом продолжительность сна, отдыха и количество приемов пищи уменьшаться не должно.

В основе оздоровительной работы в санаторно-лесной школе лежит физическое и гигиеническое воспитание детей и подростков. Весь уклад и быт школы подчиняется требованию: в короткий срок укрепить здоровье ребенка (подростка) и вернуть его семье и общеобразовательной школе, в которой он до этого учился, настолько здоровым, чтобы он не отставал в учении от своих сверстников.

Такие мероприятия, как правильное чередование учебного труда и отдыха, максимальное пребывание учащихся на воздухе, перенесение некоторых видов занятий на открытый воздух, рациональное и полноценное питание в сочетании с широким применением водных процедур и электролечения, способствуют закаливанию организма и укреплению здоровья детей и подростков.

Урок на воздухе проводится в классе-веранде с раскрытыми окнами при температуре до - 10° С в безветренную погоду и при соответствующей одежде (валенки, пальто, рукавицы). Письмо на таком уроке, естественно, не проводится, но чтение с пересказом, урок истории, географии и естествознания с соответствующим оборудованием (наглядные пособия и пр.) проходят успешно. Некоторые учителя, не знакомые с практикой санаторно-лесных школ, склонны думать, что такие уроки мало эффективны, что дети на них отвлекаются, не сосредоточивают внимания и шалят. Действительно, новизна этого мероприятия иногда вначале смущает детей и нарушает правильное проведение урока. Но скоро для детей становится понятным, что многое необычное для общеобразовательной школы в санаторно-лесной школе является необходимым, и они легко настраиваются на продуктивную учебную работу. Понятно, что и учителю надо на таком уроке быть особенно внимательным и хорошо подготовленным, чтобы эффективно провести занятие.

Не менее важным в практике санаторно-лесной школы является проведение дневного сна детей и подростков на воздухе в течение полутора часов. Это обеспечивает общую суточную продолжительность сна детей 9-10 лет (одиннадцать с половиной часов), что превышает нормы сна для здоровых детей этого же возраста. Потребность во сне у детей, страдающих туберкулезной интоксикацией, несомненно, большая по сравнению с их здоровыми сверстниками.

Большое значение в практике санаторно-лесных школ имеет трудовая деятельность детей и подростков. Эту деятельность следует проводить на открытом воздухе. Эта работа должна быть хорошо педагогически организована с тем, чтобы не утомлять детей и подростков, а, наоборот, заинтересовывать их. Недопустимы такие работы, которые связаны с грязью и пылью. Зимой рекомендуется разгребание дорожек от снега, расчистка катка и снежной горки, подвозка на салазках колотых дров и пр. Весной и летом следует практиковать такие работы, как копание клумб для цветников, поливку цветов и огорода из небольших леек, очистка газонов граблями и т. п.

В санаторно-лесных школах учебные занятия органически связаны с оздоровительной и санитарно-гигиенической работой. Благодаря этому достигается восстановление сил и здоровья детей и подростков и повышение качества их учебной работы. Многое из практики санаторно-лесных школ может быть применено в школьных интернатах и детских домах, а также в общеобразовательных школах.

Оздоровительные площадки при школах также являются одной из форм укрепления здоровья детей. Школы организуют для физически ослабленных детей сезонные оздоровительные площадки. Сезонные оздоровительные площадки открываются на время каникул - зимних, весенних и летних.

На сезонные оздоровительные площадки принимаются дети, которые не уезжают во время каникул в лагери отдыха или санатории и остаются в городе. Противопоказанием к приему на школьную оздоровительную площадку являются заболевания, препятствующие пребыванию детей в коллективе. Оздоровительная площадка рассчитана на дневное пребывание детей.

Помимо специальных санаторно-лесных школ и оздоровительных площадок, в некоторых школах организуются классы продленного дня с санаторным режимом (оздоровительные классы). С этой целью в школе отбирается группа детей с ослабленным здоровьем, выделяется комната для полного отдыха (сна) этих детей, дети получают усиленное горячее питание (завтрак, обед и полдник) и находятся в школе до вечера.

Опыт работы некоторых школ в разных городах показал, что целесообразно и практически возможно в обычной общеобразовательной школе выделить физически ослабленных детей и обеспечить им более продолжительное пребывание в школе с максимальным использованием свежего воздуха, твердым санаторным режимом и усиленным питанием. Устройство классов продленного дня с санаторным режимом для физически ослабленных детей имеет то преимущество, что учащиеся не отрываются от своей школы и семьи и фактически учатся со здоровыми учениками в обычных условиях.

Лечебно-профилактические и санаторные учреждения в системе органов здравоохранения обслуживают больных детей и подростком, нуждающихся в амбулаторном, больничном и санаторном лечении.

Детские больницы - инфекционные и соматические - оказывают лечебную помощь детям и подросткам в случаях острых заболеваний. Госпитализация детей и подростков в больницах проводится через школьных врачей, участковых врачей детских поликлиник, детских отделений поликлиник для взрослых и сельских медицинских участков.

Детские поликлиники оказывают лечебную помощь приходящим на амбулаторный прием детям и подросткам, а также больным детям на дому через участковых врачей-педиатров. Дети и подростки, больные в острой стадии, с высокой температурой, не должны приходить в поликлинику, а должны вызвать врача на дом. Поликлиника обязана обеспечивать всех детей и подростков медицинской помощью по всем специальностям.

Стационарная помощь детям и подросткам, перенесшим тяжелые, острые заболевания, оказывается через соматические (общего типа) санатории. В санаторий общего типа (соматический) дети и подростки направляются на срок 45-50 дней, где они находятся в условиях санаторного режима, получают усиленное питание и принимают лечебные процедуры.

Для детей и подростков, больных туберкулезом (легких, желез, кожи, костей), имеются специальные детские санатории - местные и климатические. В специальные санатории дети направляются врачами-специалистами через туберкулезные диспансеры.

Нервнобольные дети получают лечение в специальных детских нейродиспансерах, специальных нейрокабинетах детских поликлиник и поликлиник для взрослых и в санаториях и больницах для нервных детей.

Для удовлетворения санаторной помощью больных детей и подростков без отрыва от учения в школе в системе органов здравоохранения при детских отделениях поликлиник и детских поликлиниках имеются дневные санатории (полустационары). Дети и подростки посещают эти санатории после учебных занятий, преимущественно во вторую смену (с 1-2 часов до 8-9 часов вечера). В дневных санаториях детям и подросткам предоставляются санаторное питание, санаторный режим и лечебные процедуры. В этих учреждениях они имеют возможность под наблюдением педагогов приготовить свои уроки к следующему дню. Такие полустационары имеют большое значение в деле помощи больным детям и подросткам, нуждающимся в санаторном лечении без отрыва от учебных занятий в школе.

При детских поликлиниках и детских отделениях общих поликлиник для детей и подростков с физическими дефектами костно-мышечного аппарата (сколиозы, кифозы, остатки детских параличей и пр.) организуются кабинеты лечебной физкультуры. В специальных помещениях и на специальном ортопедическом оборудовании дети и подростки проходят, в зависимости от возраста и характера дефекта, все необходимые виды тренировки и укрепления костно-мышечного аппарата, что дает им возможность постепенно исправлять свои дефекты и заниматься наравне с остальными учащимися в школах. Дети и подростки в этих кабинетах получают также общеукрепляющее и физиотерапевтическое лечение.

В системе органов здравоохранения во время летних каникул развертывается лечебная сеть сезонных детских санаториев (санаторных лагерей отдыха) и сезонных дневных санаториев (площадок.) Задачей тех и других учреждений является оказание лечебной помощи больным детям, которые по своему физическому состоянию не могут ехать в массовые оздоровительные учреждения (лагери отдыха).


Еще по теме:


Гость, 03.06.2012 15:16:38
Мы выпустились из детского сада, можем ли мы посещать оздоровительную площадку при школе? В этом учебном году мы идем в первый класс.
Гость, 03.06.2012 17:41:38
Вам лучше проконсультироваться непосредственно в школе, так как такие вопросы регламентируются внутри учебного заведения.
Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: