Частота внутриутробной инфекции у беременных


До последнего времени не представляется возможным дать достаточно обоснованную характеристику частоты внутриутробной инфекции. Сведения по данному вопросу носят разноречивый характер, что можно объяснить частично значительным различием во мнениях о роли инфекции в возникновении патологии внутриутробного плода, а отчасти - почти полным отсутствием соответствующих статистических разработок.

Известное представление об этом можно получить при рассмотрении причин перинатальной смертности, приведенных в ряде опубликованных работ.

Kjessler, анализируя данные о 361 случае перинатальной гибели плода, указывает в качестве «основных причин» на поздний токсикоз, отслойку плаценты, слабость родовой деятельности и на другие, главным образом акушерские, осложнения. Такой анализ довольно типичен для многих акушеров, недооценивающих роль и значение внутриутробной инфекции. Инфекционные заболевания как причина гибели детей в этих сообщениях или вовсе не фигурируют, или им отводится незначительная роль.

С другой стороны, Musiatowicz и Obzzut приводят литературные данные, согласно которым удельный вес внутриутробной инфекции среди причин мертворождения и ранней детской смертности колеблется от 20 до 36%.

Таким образом, мы видим, что разные авторы весьма различно оценивают значение инфекции среди причин перинатальной смертности. Одни из них почти полностью исключают этот фактор, у других инфекция как причина потери детей занимает видное место.

Однако отмеченное противоречие в значительной степени является кажущимся. Многие из приводимых «акушерских» причин перинатальной смертности на самом деле являются не причинами, а терминальным проявлением патологии. Этот факт особенно демонстративен при рассмотрении такой «причины» смерти плода, как его уродство. Эта «причина» мертворождения, по данным Е. А. Тихенко, составляет 9,8%; по Schwarz, Bitter, Voqt, в разные годы - от 14,5 до 20,6%.

Между тем, по современным представлениям, каузальный генез пороков развития плода меньше всего обусловлен наследственностью, а в основном связан с различными вредными внешними влияниями, наносящими повреждение плоду в первые месяцы его внутриутробного развития. Среди этих неблагоприятных воздействий видное место занимают инфекционные заболевания матери.

Bickenbach указывает, что у 50 родившихся детей (9,6%) при вирусных заболеваниях 518 беременных женщин наблюдались пороки развития. Они возникали при заболевании матери корью, ветряной оспой, свинкой, полиомиелитом, болезнью Боткина и гриппом.

Все это указывает на то, что если в работах ряда авторов инфекция в возникновении патологии внутриутробного плода не нашла своего истинного отражения, то в этом повинно прежде всего недостаточное внимание к ней, в результате чего отсутствовало должное обследование как матери, так и плода на наличие инфекционного заболевания. Кроме того, латентное течение многих хронических инфекционных заболеваний матери маскирует наличие инфекции.

На большую роль инфекции в патологии плода указывают данные А. П. Егоровой, полученные при обследовании 199 погибших плодов и детей. Обследование на наличие инфекции производилось потому, что у матерей во время беременности и при родах было лихорадочное состояние, отмечался отягощенный акушерский анамнез или неблагоприятный исход для плода при предыдущей беременности. Результаты бактериологического и серологического исследования у этой отобранной группы сопоставлялись с данными клиники и патогистологического изучения секционного материала.

Как видно из статистических данных, имеется достаточно оснований считать, что инфекционные заболевания занимают видное место среди причин патологии внутриутробного плода.

Читать далее Характер внутриутробной инфекции


Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: