Исследование слуха камертонами


Прибор для исследования слуха, состоящий из 10 камертонов, был предложен Бецольдом, сконструирован Эдельманом. Прибор Бецольда состоит из 10 камертонов с числом колебаний от 32 до 1034, большой органной трубки 1790 колебаний, малой органной трубки до 3480 колебаний и свистка Гальтона до 27 480 колебаний. Но такой огромный прибор не нужен для обычных клинических исследований. Вполне достаточно иметь набор из шести камертонов, содержащих камертон С - 128 колебаний, С1 - 256 колебаний, С2 - 512 колебаний, С3 - 1024 колебания, С4-2048 колебаний и С5 - 4096 колебаний.

Прежде чем пользоваться этим набором, нужно составить его паспорт, для чего на целом ряде здоровых людей вывести среднюю величину продолжительности звучания каждого камертона. В каждом наборе камертоны одной и той же тональности звучат различно, поэтому-то и необходим паспорт.

Камертон приводится в звучание ударом или по ладони, или по колену, или по браншам камертона молоточком с резиновым наконечником. Некоторые рекомендуют при исследовании на высокие звуки ударять камертон по твердому предмету. Вместо этого лучше камертоны приводить в звучание щелчком ногтя по браншам. В. И. Воячек предложил давать всегда максимальный удар, чтобы обеспечить более или менее постоянную величину, которая находится в прямой зависимости от силы удара. Поднося звучащий камертон к уху исследуемого, выясняют, как долго он слышит звук. Камертон необходимо держать так, чтобы одна из браншей его была ближе к слуховому проходу в плоскости ее колебаний, иначе может получиться интерференция звука между ветвями камертонов. Имея паспорт каждого набора камертонов, сравнивают длительность звучания камертонов у больного с длительностью звучания того же камертона в норме. Отрезок времени от удара по камертону до исчезновения восприятия звука определяет остроту слуха. Звучащий камертон не следует держать у уха больного непрерывно, а нужно периодически отодвигать его на несколько секунд, а затем снова подносить во избежание адаптации и утомления. В. И. Воячек предлагал исследование слуха камертонами производить с перерывами в 5-10 секунд. Исследуют каждое ухо в отдельности, причем при исследовании камертонами высокого звучания, начиная с Сг, необходимо выключать другое ухо во избежание ошибки (закрыв пальцем или смоченной ваткой), так как больной высокие звуки может слушать другим ухом, которое в данный момент не исследуется.

Чтобы результат исследования слуха камертонами изобразить яснее и проще, существует штамп, в котором на сетке, предложенной Гартманном, нанесены цифры и буквы, показывающие, каким камертоном и какой длительности произведено звучание. Вверху этой сетки по абсциссе обозначены по горизонтали камертоны: С, С1, С2, С3, C4 и т. д., а по вертикали по ординате, сбоку сетки - цифры, обозначающие в процентах длительность звучания по сравнению с нормой: в первой клетке сверху вниз - 100%, в следующей - 90% и так до 0. Вычисляются проценты по отношению к норме и на соответствующей клетке наносится черта; соединив эти черты между собой, получаем рельеф, изображающий состояние слышимости различных камертонов у исследуемого. Взглянув на такой рельеф, можно решить, страдает ли у больного слышимость низких камертонов (например, при поражении звукопроводящего аппарата) или слышимость звуков высоких камертонов (при поражении звуковоспринимающего аппарата). Неравномерное выпадение или снижение слышимости звуков разных камертонов указывает на ядерные поражения слухового нерва; обычно при этом наблюдается укорочение костной проводимости в опыте Швабаха.


Еще по теме:




Гость, 07.06.2011 11:48:45
:( скоро экзамен!
Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: