Состояния новорожденных, стоящие на грани с патологией


Физиологический катар кожи. В первые дни жизни после очистительной ванны у ребенка цвет кожи интенсивно красный, иногда с цианотическим оттенком. Резче всего эритема выражена на второй день жизни, после чего она начинает ослабевать. На кончике и крыльях носа появляются беловато-желтоватые точки вследствие застоя секрета в сальных железах. Вслед за эритемой наступает часто шелушение кожи, принимающее иногда значительные размеры, мелкое отрубевидное или крупнопластинчатое.

Metrorrhagia neonatorum. Иногда у девочек в середине первой недели жизни появляются опухание вульвы и слизисто-кровянистые выделения, держащиеся 2-3 дня, вследствие раздражения, вызванного переходом продуктов беременности от матери к ребенку. В отдельных случаях это имеет место при септических процессах.

Физиологическое набухание грудных желез. У многих новорожденных мальчиков и девочек наблюдается увеличение грудных желез, постепенно нарастающее до 7-10-го дня, и при надавливании из них можно получить одну-две капли млекоподобной жидкости. Причина этого явления лежит в раздражении грудных желез веществами яичников и плаценты, переходящими от матери к ребенку. Лечения этого мастита не требуется, запрещается только выдавливание секрета. При инфицировании и нагноении показано применение компрессов и хирургическое вмешательство.
 
Мочекислый инфаркт стоит в связи с увеличенным выделением мочевой кислоты и пропитыванием почек скоплениями мочекислых солей, мочевой кислоты и щавелевокислого кальция. В течение первых двух недель инфаркт вымывается из организма без вреда для ребенка. Это явление можно поставить в связь с гиперлейкоцитозом.

Физиологическая альбуминурия. Моча новорожденных почти всегда содержит белок, который держится около недели и исчезает бесследно. Причиной является слабость почек и раздражение их солями. Гораздо реже встречаются следы сахара в моче.

Транзиторные лихорадки новорожденных. В течение первой недели у новорожденных наблюдаются иногда временные повышения температуры до 38-39°, мало отражающиеся на состоянии ребенка. Вероятнее всего, что эта лихорадка зависит от обезвоживания организма, а также от богатства молозива белком и от недостаточного введения жидкости в организм. Прогноз при ней благоприятен, необходимо только увеличить доставку жидкости.

Физиологическая желтуха новорожденных. Желтуха у новорожденных детей наблюдается примерно в 40-70%. Появляется она обычно на 2-3-й день жизни и увеличивается до 4-го дня, окрашивая в желтушную окраску склеры, слизистую оболочку полости рта, лицо и туловище и щадя только ладони и подошвы. Интенсивность желтухи различна - от еле заметной окраски до оранжевого и желто-серого колорита. Испражнения обычно нормально окрашены, моча светлая, не дает реакции на желчные пигменты, но содержит в осадке золотисто-желтые зерна и глыбки. С 4-го дня желтуха начинает уменьшаться и к началу 2-й недели исчезает, лишь в редких случаях она затягивается до 3 недель. У недоношенных детей желтуха бывает выражена резче и длится до 4-5 недель.

Происхождение этой желтухи своеобразно. Доказано, что в последние дни утробной и первые дни внеутробной жизни у детей значительно повышено пигментообразование и содержание в крови желчных красящих веществ (гипербилирубинемия). С этой точки зрения, каждый новорожденный является потенциально желтушным, но у части детей концентрация билирубина не настолько высока, чтобы проявляться видимой желтухой. Так как при этом получается непрямая реакция Ванденберга и отсутствует повышение холестерина в крови, то можно предполагать скорее всего внепеченочное, гематогенное происхождение желтухи. Благоприятствующим моментом служит имеющееся у новорожденных повышенное содержание эритроцитов и гемоглобина, распад крови в материнской плаценте, наличие экстравазатов, нарушение проходимости стенок сосудистых капилляров, повышенная деятельность ретикуло-эндотелиальной системы с образованием особых изоагглютининов и изолизинов. Само же увеличение числа эритроцитов можно рассматривать как компенсаторное явление, в силу относительной бедности крови ребенка кислородом, а усиленный распад - изменением кислотно-щелочного равновесия.

Но, признавая гематогенное происхождение желтухи новорожденных, все же нельзя полностью исключить и роли печени.

Печень у них еще не вполне функционально полноценна, и, кроме того, она не в состоянии воспринять всю массу циркулирующих в крови продуктов распада и перевести их в печеночную форму.

Никакого лечения физиологическая желтуха новорожденных не требует. Но следует помнить, что, кроме этой, вполне доброкачественной желтухи, встречаются тяжелые патологические формы желтухи. В ряде случаев такие желтухи являются проявлением врожденного сифилиса, врожденных атрезий желчных путей или проявлением скрытого или явного сепсиса.

Наконец, встречается особая форма тяжелой желтухи новорожденных, с резкой окраской кожи и слизистых оболочек, с наличием желчных пигментов в моче, с увеличением печени и селезенки.

Причиной части тяжелых форм часто является несоответствие групп крови отца и матери, т. е. наличие резус-отрицательной (Rh-) крови матери при резус-положительной (Rh+) крови отца, вследствие чего у плода развивается гемолиз крови и желтуха. Подробности этой формы будут приведены в разделе о болезнях крови. При этом на секции часто находят желтушное окрашивание ядер мозга.

При тяжелых формах желтухи требуется лечение в зависимости от этиологии. Для поднятия сопротивляемости рекомендуются инъекции и переливания крови, но только от резус-отрицательных доноров. Для укрепления функций печени полезно проведение инсулин-глюкозотерапии малыми дозами (1-2 единицы инсулина и 5% глюкоза по 10-15 мл).

Женский журнал www.BlackPantera.ru:  М. Маслов

Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: