Комплексная реабилитация детей и подростков с артериальными гипертониями


Артериальная гипертония у детей и подростков отличается от гипертонии у взрослых тем, что в этой возрастной группе в большинстве случаев отсутствуют глубокие нарушения регуляторных механизмов поддержания АД, поэтому проводимые реабилитационные мероприятия более разнообразны и направлены в первую очередь не на лечение осложнений, а на пусковые механизмы нарушений в регуляции АД. Если у взрослых проводят в основном патогенетическое и симптоматическое лечение, то у детей и подростков имеется возможность этиотропного восстановительного лечения, включенного в комплексную реабилитацию ранних изменений. Реабилитационные мероприятия не только осуществляют коррекцию уже имеющихся отклонений, по и обеспечивают оптимальные условия для "дозревания" структур, обеспечивающих поддержание нормального АД.

При проведении реабилитационных мероприятий у детей и подростков применяются следующие принципы:

- раннее выявление факторов риска развития гипертонии и создание оптимальных условий для развития ребенка;

- прогнозирование и устранение управляемых факторов риска развития АГ;

- приоритетность в использовании немедикаментозных методов реабилитации перед медикаментозными;

- адекватность применяемых методов реабилитации функциональных и органических изменений, развившихся при АГ (индивидуальность реабилитационных мероприятий);

- непрерывность и достаточная продолжительность реабилитационных воздействий.

Реабилитацию детей и подростков проводят с учетом возраста и сопутствующей патологии. Полный комплекс реабилитационных мероприятий при АГ включает следующие разделы:

- общеукрепляющая и адаптационная терапия;

- рациональная психотерапия и аутотренинг;

- восстановление нарушенных взаимодействий между центральной и вегетативной нервной системами;

- фитотерапия;

- физиотерапия, включая водолечение, массаж и иглорефлексотерапию;
 
- антигипертензивная терапия;

- санаторно-курортное лечение;

- социально-бытовая реабилитация.

У детей, проживающих с родителями, как правило, имеется большая возможность индивидуализировать реабилитационный комплекс. У детей, находящихся в интернатных учреждениях, такие возможности часто отсутствуют, а объем восстановительного лечения и реабилитации определяется конкретными возможностями данного учреждения (дома ребенка, детского дома, интерната и т. д.). Медицинскому персоналу интернатов необходимо стремиться изыскать возможности для индивидуального подхода к проведению восстановительного лечения с максимальной его оптимизацией для каждого ребенка.

Необходимо подчеркнуть, что успех реабилитационных мероприятий может быть достигнут только при тесном контакте с родителями детей. Необходимо уделять столько времени и сил контактам с родителями, сколько будет необходимо для того, чтобы сделать их единомышленниками и помощниками. Только индивидуальный подход к решению проблемы с учетом желания и возможностей всех заинтересованных лиц (ребенок, родители, медицинский персонал) создает необходимые предпосылки к достижению поставленной задачи.

Читать далее Общеукрепляющая и адаптационная терапия при гипертонии


Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: