Эндокринные и вегетативные аномалии психики


Область преимущественно соматических аномалий лишь сопредельна той, которая нас здесь непосредственно интересует. Среди этих аномалий можно различать гормональные и вегетативные. Первые (эндокринные аномалии, эндокринопатии, функциональная гипогликемия) возникают вследствие дезинтеграции регулирующих систем деятельности какого-нибудь эндокринного органа, а это приводит к количественному изменению секреторной активности данной железы без анатомических изменений железистой ткани. Хотя эти эндокринные аномалии в большинстве случаев не являются врожденными, нужно думать, что в типических случаях дисрегуляция связана с соматической предрасположенностью. Основные причины эндокринопатий заложены в соматической сфере, а психически-аффективные факторы представляют собой лишь дополнительные моменты, позволяющие проявиться соматически обусловленным нарушениям. Наряду с этим наблюдаются, однако, и такие нарушения эндокринных функций, которые в основном не предопределены соматически, а почти полностью обусловлены психическими факторами, как, например, некоторые случаи аменореи или базедовизма (как симптомы, выражающие реакцию испуга или невротический процесс). Подобные случаи лучше называть не эндокринопатиями, а конверсионными реакциями или конверсионными неврозами. Между нарушениями эндокринных функций, вызванными чисто соматическими причинами и чисто психическими моментами, имеется множество переходных ступеней, и подчас трудно решить, с какими причинами нужно связать данное нарушение.

Эндокринные аномалии как чисто количественные отклонения от нормы, которые хотя и изменяют целесообразные физиологические связи, но не разрушают их, следует отличать от эндокринных заболеваний с анатомически обнаруживаемыми изменениями желез внутренней секреции (например, аденомы матки), что является уже качественным отклонением от нормы.

Сущность вегетативных аномалий состоит в нарушении количественной согласованности между собой различных функциональных отделов вегетативной нервной системы. В основе этих нарушений лежит, по-видимому, дезинтеграция вегетативных центров межуточного мозга, контролирующих активность симпатической и парасимпатической нервной системы, а опосредованно и всех физиологических систем. Так, очевидно, возникают всем известные полиморфные симптомы вегетативной дистонии. Если дезинтеграция центрального вегетативного аппарата в межуточном мозге обусловлена преимущественно патологическим соматическим предрасположением, то мы имеем дело с невропатией. Главная роль принадлежит здесь соматическому предрасположению; это видно из того, что выраженная вегетативная дистония наблюдается уже у новорожденных. Если же функциональная дисгармония вегетативных центров вызвана преимущественно позднейшими воздействиями (а некоторое предрасположение, конечно, благоприятствует этим эффектам), то здесь уже идет речь о неврастении. Особенно часто эти воздействия сводятся к интоксикации соответствующих центров продуктами обмена, пищевыми или производственными ядами (например, неврастения вследствие интоксикации алкоголем или окисью углерода), бактериальными продуктами (постинфекционная неврастения), гиперпродукцией гормонов (например, адреналиновые кризы при различных перегрузках организма, повышенная концентрация половых гормонов в результате продолжительного полового воздержания), реже - к механическим сотрясениям головного мозга (посткоммоционная неврастения). Таким образом, и неврастении обусловлены главным образом соматическими причинами, хотя побочными и содействующими причинами могут быть также психические факторы (досада, печаль, страх), усиливающие функциональное расстройство вегетативных центров. Аффективное возбуждение вызывает неспецифический диффузный эффект лишь в тех случаях, когда соматически обусловленная дезинтеграция уже началась или по крайней мере подготовлена. Собственно формирующего воздействия психические факторы в этих случаях не оказывают, а потому специфические психические содержания не играют здесь никакой роли. Сюда относится, по-видимому, и ряд особо отмеченных психосоматикой случаев (язвенная болезнь, астма, гипертония). От неспецифического перехода аффектов в соматическую сферу, как это бывает при многих невропатиях и неврастениях, следует отличать специфическое воздействие психического на соматическое, когда соматический симптом является подлинным выражением психического содержания; это бывает тогда, когда в психосоматическом взаимодействии ведущая роль принадлежит психическому началу (как, например, при неврозах). В случаях приобретенного вегетативно-нервного расстройства необходимо попытаться решить диагностический вопрос, какие причинные факторы играют здесь главную роль: соматические или психические, ибо только в первом случае мы имеем дело с неврастенией.

Женский журнал www.BlackPantera.ru:  Ханс Биндер

Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: