Эпидемиология и борьба со стронгилоидозом в прошлом веке



А. Ф. Прохоров обнаружил интенсивный очаг стронгилоидоза в интернате для лиц с нарушенной психикой, с пораженностью в 27,9%. С помощью математического анализа динамики пораженности в очаге установлено, что эпидемиологический процесс в очаге стронгилоидоза развивается медленно, особенно при одиночных источниках инвазии. Прц пораженности в 5-6% число вновь заразившихся нарастает быстрее, и через 6-7 мес может сформироваться интенсивный очаг инвазии с инвазированностью в 10%. При длительном пребывании зараженных лиц в очаге интенсивность заболевания у них нарастает, очевидно, за счет экзо- или эндосуперинвазии.

В Астраханской области А. Н. Карасева выявила 56 местных случаев стронгилоидоза в ряде районов, из них 15 в одном районе в дельте Волги.

С учетом данных 1939 г. Беклемишевой о местных случаях стронгилоидоза в Московской области, Н. С. Зальнова, B.    К. Карнаухов, Л. А. Майорова, Е. С. Шульман, Г. А. Плющева, наблюдая 204 страдающих стронгилоидозом, леченных в Москве в 1964-1980 гг., установили, что 83 из них были жителями Москвы и 56 человек - 37 городов и поселков Подмосковья, причем 17 не выезжали за пределы этих территорий; выделялся г. Коломна, где за последние годы выявлено было 6 местных случаев стронгилоидоза. Эти данные указывают на необходимость изучения его нозогеографии и в других регионах центра, севера и востока европейской части Советското Союза. В одной из психиатрических больниц Татарской АССР Д. Б. Яход в 1979 г. обнаружил стронгилоидоз у 6,3% больных.
Н. Д. Кулиев за период 1964-1982 гг. установил, что в Азербайджанской ССР пораженность стронгилоидозом в разных географических зонах колеблется от 0,5 до 40,3%- Для выяснения причин этого изучались сроки развития и выживаемости личинок возбудителя стронгилоидоза в почве в разных физико-географических областях республики.

В 1976-1978 гг. такое исследование было проведено в двух из многих природных областей республики - на северо-восточном склоне Большого Кавказа и на так же ориентированном склоне восточной части области Малого Кавказа, отстоящих одна от другой на 250 км, но сходных наличием в обеих умеренно-теплого климата полупустынь и сухих степей, предгорной и горной зон. На Большом Кавказе и Куба-Хачмасской территории обследование проводилось в двух населенных пунктах - в равнинной и горной зонах, в области Малого Кавказа - также в двух населенных пуктах - в предгорной и горной зонах.

Н. Д. Кулиев заключает, что в исследованных природных областях сезонность заражения населения стронгилоидозом в равной мере зависит от климато-географических особенностей и от комплекса социальных факторов. В то же время следует считать, что, в противоположность горной зоне Куба-Хачмасского района, где пораженность этим гельминтозом в 2 раз выше, чем в равнинной зоне, в области Малого Кавказа имеются обратные района, где пораженность этим гельминтозом в 2 раза выше, чем в предгорной. По-видимому, это связано с гораздо более низкой среднегодовой температурой воздуха.

Из 810 сельских жителей Закатальского района стронгилоидоз выявлен в 9,1% случаев, из 699 жителей Ленкоранского и Астаринского районов с влажным субтропическим климатом - в 28%. Заражение происходит в основном на территории жилых усадеб [Кулиев Н. Д., 1968]. В области Малого Кавказа в пределах Азербайджанской ССР насчитывается 7 климатических зон, в которых всего было обследовано по методу Бермана 3484 сельских жителя и обнаружено в среднем 4,1% пораженности; наибольшая инвазированность выявлена в трех зонах: умеренно теплых полупустынь и сухих степей с сухим летом (7%), такой же зоны, но с сухой зимой (5.9%), с холодной зимой и с сухим летом(5,4%),с микроочаговостью от 11,8% в наи- 1 менее пораженной зоне до 26,3-27,8% в наиболее пораженной. Показатели как инвазированности, так и микроочаговости снижаются по мере более высокого расположения относительно уровня моря: на высотах в 500, 800-1200, 1500, 2000-2400 м зараженность кишечной угрицей была соответственно 5,8-4,0-3,7-2,1'%, микроочаговость - 27,3 - 15,3 - 16,5-9,1%. Н. Д. Кулиев считает, что, по-видимому, имеет значение большая амплитуда колебаний среднемесячной и среднесуточной температур, а также более низкие температуры воздуха в горных и высокогорных районах по сравнению с предгорными. Низкий уровень санитарного состояния повышает показатель пораженности стронгилоидозом. Все инвазированные были местными жителями, не выезжающими за пределы области Малого Кавказа.

В 1975-1979 гг. Н. Д. Кулиев у 1497 сельских жителей в Кура-Араксинской низменности, относящейся к сухим субтропикам, выявил в среднем 2,6% пораженности стронгилоидозом. Он также отметил влияние высотной зональности - в населенных пунктах, расположенных на высоте до 200 м над уровнем моря, пораженность составляла 2,2-2,5%, а от 200 до 500 м -3,5%. Процент микроочаговости составил 10,1%, причем семейные микроочаги - 18% ко всему числу микроочагов, что, вопреки мнению автора, следует считать довольно высоким. Более низкая пораженность в Кура-Араксинской зоне объясняется быстрой гибелью личинок стронгилоида в почве благодаря жаркому и сухому климату, что ограничивает сезон заражения в целом З,5 мес, в том числе 1,5 мес в весенне-летний период и 2 мес осенью. Там, где искусственное орошение на приусадебных участках было интенсивным, пораженность достигала 3,4%, а где этого не было - лишь 1,8%.
По архивным материалам городских и районных больниц Грузинской ССР Н. Г. Камалов, Г. Н. Гордадзе и Цуцунава собрали в 1941 г. 95 случаев стронгилоидоза, из которых большая часть относилась к западной Грузии. В 1960-1964 гг. Т. В. Чиргадзе изучил 107 случаев стронгилоидоза у коренных жителей Грузии, 43 из которых были из Тбилиси и Рустави, а остальные - из разных районов восточной и западной Грузии. В 1961 г. он обследовал 861 жителя трех сел Кварельского района (в Алазанской долине восточной Грузии) и выявил 1,9% пораженных стронгилоидозом, что, несомненно, является заниженным, учитывая малую эффективность примененного метода (нативный мазок). В дальнейшем в 5 городах и 24 районах Восточной и западной Грузии было обследовано 7908 человек (метод не указан), выявлено 1,1% зараженных стронгилоидозом. Т. В. Чиргадзе предполагает, что предел ареала стронгилоидоза В Грузии ограничен высотой 800 м над уровнем моря. Так, в горных селах Верхней Сванетии стронгилоидоз не выявлялся. В Грузии, очевидно, предстоит дальнейшая и углубленная работа по изучению нозогеографии и эпидемиологии этого серьезного гельминтоза.

Страница 2 - 2 из 4
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | Конец


Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: