Диагностика дуоденита


У подростков при рентгенологическом исследовании двенадцатиперстной кишки наиболее частыми признаками были деформация луковицы, спастические явления и ускорение перистальтики двенадцатиперстной кишки. Эти рентгенологические изменения, особенно при наличии клинической картины, характерной для язвенной болезни двенадцатиперстной кишки, и гиперхлоргидрии не без основания ориентировали врача на диагностику язвенного поражения двенадцатиперстной кишки. Однако при тщательном клиническом обследовании подростков с применением высокоинформативных методов исследования (ультразвук, эндоскопия, холецистография, полярография) язвенного поражения двенадцатиперстной кишки не было выявлено. При этом часто обнаруживали дискинезию желчевыводящих путей, холецистит, недостаточность и грыжу пищеводного отверстия диафрагмы.

Иллюстрацией к сказанному может служить следующее клиническое наблюдение.

Больной М., 18 лет, поступил на обследование с характерным для язвенной болезни двенадцатиперстной кишки синдромом («голодная», ночная боль с локализацией в эпигастральной области больше справа, изжога, отрыжка воздухом). Болен около года, когда появилась описанная выше боль. При рентгенологическом исследовании, проведенном в тот период, патологических изменений в верхних отделах желудочно-кишечного тракта не выявлено. Диета, противоязвенная терапия (антациды, периферические холинолитики) приносили облегчение. При повторном рентгенологическом исследовании в стационаре выявлена деформация луковицы двенадцатиперстной кишки. Спустя неделю при эндоскопическом исследовании обнаружены недостаточность кардии, аксиальная грыжа пищеводного отверстия диафрагмы, пилорит, дискинезия двенадцатиперстной кишки.

Клинический диагноз: гиперацидный гастродуоденит (предъязвенная стадия язвенной болезни двенадцатиперстной кишки), недостаточность кардии, аксиальная грыжа пищеводного отверстия диафрагмы.


Таким образом, рентгенологические признаки не являются патогномоничными для хронического дуоденита, поскольку данные макроскопического и морфологического исследования обычно не подтверждают дуоденита. Кроме того, полагаться на данные рентгенологического исследования, проведенного в поликлинике, не всегда можно, поскольку исследование проводят, не применяя антиспастические препараты.

Какова же диагностическая ценность эндоскопического и гистологического   исследования при   хроническом дуодените?

По словам W. Haubrich, эндоскопия двенадцатиперстной кишки воскресила спорный диагноз «дуоденита». Однако до сих пор, по его мнению, проведенные эндоскопические исследования больше склонны запутать, чем внести ясность в этот вопрос.

Заключение о дуодените при эндоскопическом исследовании делают на основании интенсивности окраски слизистой оболочки, наличия отека, налета, слизи, эрозий, ее ранимости. Перечисленное определяет степень воспалительных изменений в слизистой оболочке луковицы двенадцатиперстной кишки. Помимо этого, бледность окраски слизистой оболочки, выраженность сосудистого рисунка, сглаженность складок могут отражать степень ее атрофических изменений.

У подростков при клинической симптоматике, характерной для язвенной болезни двенадцатиперстной кишки, эндоскопическая картина поверхностного дуоденита наблюдается в 63,2 % случаев. При этом основные воспалительные явления ограничиваются слизистой оболочкой луковицы двенадцатиперстной кишки.

Как правило, чем дистальнее, тем интенсивность гиперемии и отека уменьшается. Эрозии встречаются преимущественно в луковице двенадцатиперстной кишки. Наличие белесоватого налета типа «манной крупы» на слизистой оболочке двенадцатиперстной кишки характерно для вторичных дуоденитов, связанных в основном с патологией желчевыводящих путей или поджелудочной железы.

Морфологические исследования слизистой оболочки двенадцатиперстной кишки, полученной прицельно при эндоскопии, значительно расширили возможности изучения хронического дуоденита.

На основании изучения морфологической картины слизистой оболочки двенадцатиперстной кишки у подростков мы выделили поверхностный, диффузный и атрофический дуоденит.
 
Морфологическая картина поверхностного дуоденита выявлена у 28,7 % подростков с патологией органов пищеварения. При этом отмечены дистрофические изменения эпителия ворсинок. Клетки поверхностного эпителия уплощены, ядра смещены к центру или по направлению к апикальному отделу клеток, наблюдается вакуолизация цитоплазмы. Описанные изменения эпителиоцитов чаще имеют очаговый характер. У основания ворсинок и в криптах нередко увеличивается число бокаловидных клеток. Секреция слизи в них в норме или усилена. В собственном слое слизистой оболочки нередко отмечаются отек, полнокровие капилляров, значительное усиление инфильтрации с преобладанием лимфоцитов, плазмоцитов, нейтрофилов и эозинофилов.

Наиболее часты у подростков морфологические изменения, которые укладываются в картину диффузного дуоденита. В этих случаях имеет место слущивание поверхностного эпителия, в результате чего ворсинки на значительном протяжении оголены, а в ряде случаев обнаруживается регенерация клеток поверхностного эпителия. При сохранности поверхностного эпителия отмечается уплощение его клеток со смещением ядер к их центру. Выражены отек стромы собственного слоя слизистой оболочки, полнокровие капилляров. Интенсивность клеточной инфильтрации собственного слоя слизистой оболочки более выражена, чем при поверхностном дуодените. Клеточная инфильтрация усилена, преобладают плазматические, лимфоидные клетки, эозинофилы. Часто имеет место нейтрофильная инфильтрация. Отмечается углубление крипт, расширение их просвета, нередко количество энтероцитов с ацидофильными гранулами (клетки Панета) в криптах уменьшается. Дуоденальные (бруннеровы) железы обычно нормальной структуры.

Хронический атрофический дуоденит наблюдается довольно редко. При этом неравномерное укорочение ворсинок сочетается с истончением крипт, расширением и укорочением их, в результате чего истончается слизистая оболочка. Клетки эпителия и крипт нерезко дистрофичны, уменьшено количество бокаловидных и панетовских клеток. Имеются очаговые разрастания соединительной ткани, участки склероза. Инфильтрация усилена, преобладают лимфоидные и плазматические клетки. Слизеобразование резко угнетено. У ряда больных в ворсинчатом слое и в области крипт наблюдаются микроэрозии, хотя чаще их обнаруживают при остром дуодените.

В какой же степени эндоскопическая картина слизистой оболочки луковицы двенадцатиперстной кишки отражает морфологические изменения в ней?

Как мы уже отмечали ранее, изменения слизистой оболочки верхних отделов пищеварительного тракта (гиперемия, отек, величина складок и т. д.) могут быть результатом проведения, эндоскопического исследования, а не воспалительного процесса. В связи с этим важное значение имеет морфологическое изучение биоптатов, полученных прицельно при эндоскопическом исследовании.

По данным Е. Когп и P. Foroczan, нормальная эндоскопическая картина луковицы двенадцатиперстной кишки всегда коррелирует с нормальной гистологической структурой. Однако ряд авторов указывают, что эндоскопические и гистологические критерии дуоденита расходятся в 44-100 %. С чем это связано? R. Whitehead объясняют это тем, что длина ворсинок луковицы весьма вариабельна в отличие от других отделов тонкой кишки. Кроме того, ряд авторов расценивают дуоденит как простое увеличение мононуклеаров в слизистой оболочке. Необходимо также отметить, что нарушение гистологической структуры нередко однотипно при различных заболеваниях органов пищеварения. По мнению S. Gregg и М. Garabedian, частота «неспецифического» дуоденита колеблется от 1,9 до 30%.

Следует отметить и важность применения дуоденоскопии в диагностике папиллита, который может быть проявлением диффузного дуоденита или связан с патологией поджелудочной железы и желчевыводящих путей. У 11 подростков с папиллитом имелась клиническая картина, которая отличалась выраженным болевым синдромом с локализацией в пилородуоденальной области. Боль имела достаточно упорный характер и возникала спустя 2-3 ч после приема пищи. В наших наблюдениях возникновение папиллита было обусловлено хроническим дуоденитом.

Изучив результаты эндоскопического и морфологического исследования слизистой оболочки двенадцатиперстной кишки у подростков, мы с полным основанием можем сказать, что макроскопической картине выраженного поверхностного дуоденита особенно при наличии эрозий соответствует морфологическая картина острого бульбита, дуоденита. При этом степень воспалительных изменений убывает в дистальном направлении кишки. В то же время при морфологических изменениях типа поверхностного или атрофического бульбита эндоскопическая картина часто соответствует норме и наоборот.

Расхождение частоты морфологических форм дуоденитов, по данным разных авторов, объясняется не только вариабельностью строения слизистой оболочки двенадцатиперстной кишки, но и различными критериями, исходя из которых трактуется понятие «дуоденит». Справедливо указывают R. Cheli и М. Aste, что изолированная лейкоцитарная инфильтрация слизистой оболочки кишки не может расцениваться как признак дуоденита. Это может быть связано с физиологическим состоянием кишки в момент исследования. Действительно, весьма трудно разграничить истинный воспалительный процесс и так называемое пищеварительное воспаление слизистой оболочки двенадцатиперстной кишки.

В клинической практике при отсутствии данных за язвенное поражение луковицы двенадцатиперстной кишки используется термин «гастродуоденит», а не дуоденит. Под гастродуоденитом подразумеваются воспалительные или атрофические изменения одновременно в слизистой оболочке желудка и двенадцатиперстной кишки. Однако сопоставление данных эндоскопии и морфологического исследования слизистой оболочки этих органов показывает, что это предположение далеко от истины. Так, у большинства подростков корреляция макроскопической картины слизистой оболочки антрального отдела желудка и двенадцатиперстной кишки наблюдалась в 39,1 % случаев. Еще большие расхождения выявлены при сопоставлении данных морфологического исследования слизистой оболочки антрального отдела желудка и двенадцатиперстной кишки (совпадение отмечено лишь в 13,3% случаев). Все это убедительно свидетельствует о том, что воспалительные, атрофические изменения и процессы структурной перестройки в слизистой оболочке желудка и двенадцатиперстной кишки происходят не всегда параллельно. Однако из этого, мы считаем, нельзя делать вывод, к которому пришли R. Cheli и М. Aste, что гастрит и дуоденит сосуществуют случайно. Несомненно, тесная анатомо-физиологическая взаимосвязь желудка и двенадцатиперстной кишки предполагает и взаимообусловленность процессов, происходящих в слизистой оболочке этих органов. Однако она не равнозначна и зависит от многих внешних и внутренних факторов, учесть которые не всегда представляется возможным. Это в значительной степени и определяет динамику развития патологического процесса.

Если сопоставить результаты морфологического исследования биоптатов слизистой оболочки тела желудка и луковицы двенадцатиперстной кишки у подростков с хроническим дуоденитом, то эти расхождения будут еще выше, поскольку гистологическая картина слизистой оболочки тела желудка более чем у 90 % подростков соответствует норме или поверхностному гастриту. В этом отношении наши данные совпадают с результатами аналогичных исследований у лиц молодого возраста, полученными П. Ф. Крышень, Ю. В. Пругло, В. М. Успенским.

Если подходить с практической точки зрения, то возникает вопрос, надо ли врачу при отсутствии данных, указывающих на выраженное очаговое поражение слизистой оболочки желудка и двенадцатиперстной кишки, настаивать на морфологическом исследовании биоптатов слизистой оболочки этих отделов? Конечно, нет, поскольку корреляция между данными морфологического исследования слизистой оболочки двенадцатиперстной кишки и имеющейся симптоматикой также отсутствует. Это подтверждают и наши данные, полученные при обследовании подростков с хроническим дуоденитом.

Нормальная структура слизистой оболочки тела желудка, а в ряде случаев визуально выявленная гиперплазия париетальных и главных клеток фундальных желез желудка находили отражение в характере его функционального состояния. Так, у большинства подростков кислотообразующая и протеолитическая функция желудка была повышена или нормальная. Поэтому не удивительно, что у такой категории больных возможность развития язвенного поражения луковицы двенадцатиперстной кишки достаточно высока. Для вторичных дуоденитов, наоборот, более характерно постепенное развитие атрофических процессов в слизистой оболочке желудка и двенадцатиперстной кишки, что также находит отражение в снижении кислотности желудочного сока. Это в свою очередь приводит к дисфункции желчевыводящих путей, поджелудочной железы и нарушению процессов пищеварения.

Хотя считают, что вторичный дуоденит часто возникает при патологии желчевыводящих путей и поджелудочной железы, тем не менее физиологическая деятельность последних в значительной мере определяется нормальной секреторной и моторной функцией двенадцатиперстной кишки. Нарушения моторно-эвакуаторной функции двенадцатиперстной кишки приводят к патологическим изменениям желчных путей и поджелудочной железы, которые в свою очередь могут обусловить воспалительные и атрофические процессы в двенадцатиперстной кишке.

Боль, являющаяся основным симптомом при вторичном дуодените, может быть связана как с дискинетическими расстройствами двенадцатиперстной кишки, так и с патологией желчных путей и поджелудочной железы. Дифференциальная диагностика их представляет значительные трудности особенно на ранней стадии развития патологического процесса в этих органах. О вторичном хроническом дуодените при панкреатите врачу необходимо помнить в тех случаях, когда подростка беспокоит постоянная боль в верхней половине живота или боль имеет опоясывающий характер. Она может возникать после погрешности в диете (жирная, жареная, острая пища) или независимо от приема пищи. Наблюдается чувство тяжести в подложечной области, тошнота. Такой же характер боли может наблюдаться и при хроническом первичном дуодените.

Боль в эпигастральной области может периодически усиливаться и иметь характер приступов различной интенсивности. У подростков боль редко иррадиирует в спину или правое подреберье, хотя при панкреатите наблюдается ночная боль, напоминающая таковую при язвенной болезни двенадцатиперстной кишки. Тем не менее она не имеет ярко выраженной периодичности и связи  с приемом пищи,  как при  дуоденальной язве.

Описанная клиническая симптоматика требует изучения инкреторной и внешнесекреторной функции поджелудочной железы (амилаза крови, содержание ферментов в кишечном соке, сахарная кривая), проведения рентгенологического исследования двенадцатиперстной кишки в условиях ее гипотонии (дуодено-рентгенография), эхографии.

Рекомендуем: Дуоденит, симптомы и лечение дуоденита


Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: