Дифференциальная диагностика эпилепсии


Эпилепсия генуинная и симптоматическая. Даже в тех случаях, когда наследственная отягощенность, конституция, раннее начало болезни (в школьном возрасте), отсутствие указаний на экзогенное церебральное повреждение и на послеприпадочные парезы или парестезии, а также форма припадка, который с самого же начала выступает не как очаговый, а как генерализованный, говорят о том, что мы имеем дело с генуинной эпилепсией, нужно стараться всеми средствами исключить возможность локального мозгового поражения как причины припадков.

Электроэнцефалография. В картине биотоков мозга двусторонние медленные волны и судорожные потенциалы, выступающие или усиливающиеся под влиянием гипервентиляции, указывают на генуинную эпилепсию, очаговые же комплексы в виде пиков и острых волн, появляющиеся на электроэнцефалограмме покоя или после активизации с помощью кардиазола, - на очаговую эпилепсию.

Синкопальные припадки. Среди широкого круга судорожных заболеваний, с точки зрения дифференциального диагноза, особое значение имеют синкопальные припадки, наблюдающиеся преимущественно у нетренированных и вегетативно лабильных людей и у лиц с лептосомной конституцией. У таких лиц вслед за физическим переутомлением, психическим перенапряжением и непривычным недосыпанием появляются тяжесть в голове, головокружение, сердцебиение, побледнение лица, усиленное потоотделение, падение кровяного давления и мышечная слабость. Больной при этом не может удержаться на ногах. Одновременно наступает легкое, длящееся несколько минут расстройство сознания, не сопровождающееся тоническо-клоническими судорогами. Синкопальные припадки предположительно связывают с нарушением регуляторной функции межуточного мозга. Вегетативные кризы, сопровождающиеся тяжестью в голове, головокружением, беспокойством, желудочно-кишечными расстройствами, потерей сознания и мышечной слабостью, специалисты относят отчасти к синкопальным припадкам, отчасти к сумеречным приступам. Сосудистые вагусные приступы характеризуются ощущением давления в эпигастральной области, длящемся 10 минут и более, затруднением дыхания, предсердечной тоской, брадикардией, падением кровяного давления, предчувствием смерти, затруднением интеллектуальной деятельности и чувством нереальности, но без расстройства сознания. Синкопальным состояниям предшествуют в качестве предвестников экстрасистолии. Если перебои в сердечной деятельности длятся свыше 6 секунд, то появляются расстройства сознания, а на электроэнцефалограмме генерализованные медленные волны; если эти перебои продолжаются свыше 10 секунд, наблюдаются атипичные клонические подергивания и скоропреходящие тонические сокращения мышц.

Тетания. Спазмофилия детей и тетания взрослых, обусловленные недостаточностью эпителиальных телец и гипофизарно-диэнцефальной системы, отличаются от эпилепсии и генетически, и по характеру припадков. Напоминающие тоническую фазу большого судорожного припадка разгибательные судороги на высоте приступа, который может быть вызван гипервентиляцией ("рука акушера", спазм сгибательной кисти и стопы, симптом "хоботка"), не сопровождаются потерей сознания и часто болезненны. Дефицит гормона паращитовидных желез, играющего важную роль в минеральном, водном и белковом обмене и в витаминном балансе, может также повлечь за собой сердечные нарушения, желудочно-кишечные кризы, приступы мигрени, образование катаракты, диспноэ, головокружения и обмороки наряду с общей нервно-мышечной сверхвозбудимостью. Нормальный уровень кальция не свидетельствует против диагноза тетании, которая хорошо поддается лечению.

На электроэнцефалограмме при тетании отклонения от нормы отмечаются обычно только после гипервентиляции. При тяжелой тетании с частыми большими судорожными припадками и с изменением психики значительное замедление видно уже на электроэнцефалограмме покоя. Спустя 2 дня после гипервентиляции Муч нашел на электроэнцефалограмме покоя повышение амплитуды и спорадические включения волн частотой 6-7 в секунду; во время гипервентиляции через 5 минут он наблюдал судорожные потенциалы частотой 3-4 в секунду. Таким образом, имелось значительное сходство этих кривых с электроэнцефалограммами больных эпилепсией.

Отношения между тетанией и эпилепсией были предметом исследования главным образом Хоеша и Сиоли, из которых первый создал концепцию "эпилепсии паращитовидных желез", а второй - "эпилепсии перевозбудимости", или "тетаноидной эпилепсии". В то время как при этом в общем редком сочетании наблюдаются эпилептиформные припадки, в характере таких больных вместо медлительности и вязкости мы находим живость и подвижность. Блюрер считает бесспорным, что тетания может привести к эпилептическим припадкам. По мнению Хааса, признаки тетании можно обнаружить при наркоманиях анальгетиками. Он считает, что повышенная возбудимость нервной системы, общая для сосудистых головных болей, тетании и эпилепсии, может как зависеть от патологических изменений в центральной нервной системе, так и явиться результатом раздражений, идущих из периферии. Клотц считает, что эпилептическая реакция является ответом на повышение возбудимости центральных нейронов, а тетаническая - следствием повышенной возбудимости периферических нейронов.

Еще по теме:
Эпилепсия
Лечение медью
Диетическое лечение
Реабилитация
Изменение характера
Роль наследственности

На форуме:
Как остановить приступ?
Нарколепсия. Нарколепсия выражается в приступах сонливости в течение всего дня, чему особенно благоприятствует отсутствие занятости чем-либо. Эти приступы могут длиться до 15 минут и даже дольше, но больных можно легко разбудить. При других вариантах заболевания под влиянием эмоциональных переживаний (смех, испуг, досада, ожидание) и при сохранности сознания происходит расслабление мускулатуры, в результате чего больной падает. Оба вида припадков могут провоцироваться гипервентиляцией. При так называемых припадках катаплексии пробуждения, разбуженные больные, сохраняя ясное сознание, в течение нескольких минут не в состоянии ни двигаться, ни говорить. При нарколепсии показано назначение эфедрина и первитина. Анатомический субстрат нарколепсии - диэнцефалон. Заболевание может развиться после сыпного тифа, отравления СО, энцефалита, сосудистых процессов, а также на наследственной основе. Больные нарколепсией в большинстве случаев относятся к ваготоническому типу и часто склонны к тучности.

Мигрень. Вопрос об отношениях между эпилепсией и гораздо более частой - по-видимому, наследственно-доминантной - мигренью не перестает быть предметом оживленных споров. Дифференциально-диагностическое значение могут иметь мерцательная скотома, а при одной из форм мигрени - двигательные, сенсорные и афатические расстройства, а также гемианопсии. Наследственная отягощенность мигренью у больных эпилепсией чаще, чем обычно. Среди обследованных Елаем больных эпилепсией у 15% была мигрень, а 8%, страдавших мигренью, были эпилептиками. Тяжелый приступ мигрени может перейти в эпилептический припадок.

Электроэнцефалограмма в межприпадочном периоде обычно нормальна, но во время ауры при мерцательной скотоме возможно отчетливое уменьшение альфа-ритма в контралатеральной затылочной области.

Взаимоотношение между мигренью и эпилепсией. В пользу близкого родства обоих заболеваний приводятся такие факты, как подверженность влиянию критических фаз развития, общие конституциональные особенности, сходство провоцирующих факторов, совпадение сопровождающих вазомоторных явлений и послеприпадочных симптомов. Сельбах предполагает, что при обоих заболеваниях действие самого патологического процесса проявляется в межприступном периоде, а припадок имеет "восстановительный" характер. В обоих случаях Керер нередко находил микровентрикулию. Сторонники разграничения обоих заболеваний как разнородных ссылаются на их различный патогенез.

Гипогликемические припадки. Гипогликемические припадки, в основе которых лежит инсулярная клеточная аденома поджелудочной железы или заболевания надпочечников или гипофиза, появляются обычно, подобно эпилептическим припадкам пробуждения, рано утром или натощак. Для них характерны тяжесть в голове, чувство голода, потливость, тремор, побледнение, ощущение слабости, тревога и постепенно нарастающее помрачение сознания. Содержание сахара в крови может упасть до 30-20 мг%. Низкий уровень сахара в крови благоприятствует также появлению эпилептических припадков. Введение углеводов прерывает гипогликемические состояния.

Электроэнцефалография. Гипогликемическим припадкам при инсулярной клеточной аденоме и натощак сопутствуют на электроэнцефалограмме в большинстве случаев общие изменения (начиная от легких до выраженных), которые проходят через 30 минут после введения сахара. На ней могут также возникнуть волны, сходные с эпилептическими потенциалами.

Психогенные припадки. Бинсвангер допускает родство между эпилепсией и истерией на том основании, что оба заболевания возникают на почве невропатической и психопатической предрасположенности и могут взаимно переплетаться. Отличить генерализованный эпилептический припадок от демонстративного обычно нетрудно, если учесть, что первый из них представляет собой самопроизвольно начинающийся стихийный процесс, нередко сопровождающийся повреждениями, и что за ним следует послеприпадочное изменение сознания. При этом нет даже особой надобности в установлении таких фактов, как прикус языка, непроизвольное мочеиспускание, симптом Бабинского или отсутствие зрачковой реакции.

Труднее бывает диагностически различить припадки подкоркового происхождения, психомоторные припадки и эпилептические сумеречные состояния, с одной стороны, и внешне сходные с ними, но психически обусловленные расстройства - с другой. Однако в большинстве случаев вопрос этот может быть решен на основании более или менее ясных мотивов появления припадка в определенный момент и при определенных обстоятельствах, а также с учетом элемента притворства или зависимости процесса от поведения окружающих. Спектр форм, при которых психический момент играет значительную роль, довольно широк: от примитивно-грубо-демонстративного поведения, основанного на эгоистических стремлениях, и от припадков, возникающих в результате аффективных потрясений при гипервентиляционном алкалозе, до подлинных пароксизмов, в патогенезе которых психический момент играет лишь роль провоцирующего фактора.

У некоторых больных эпилепсией, страдающих также психореактивными припадками, процесс может, по-видимому, начинаться с тяжелых переживаний и позднее характеризуется вазомоторными и вегетативными изменениями. В других случаях, особенно у больных с тяжелыми формами заболевания, психогенные припадки являются вторичными; для подобных больных это как бы выход из состояния внутренней безысходности.

Женский журнал www.BlackPantera.ru:  Герхард Скорш

Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: