Аутизм при прогредиентных формах шизофрении


Аутизм при прогредиентных формах шизофрении
Игрушками почти не играла, куклам выдавливала глаза, любила собранные из конструктора машины и даже спала с ними. К сверстникам не тянулась - они ее всегда раздражали и утомляли. К детскому саду относилась внешне безразлично. Но около года отмечалось «недержание мочи» - только днем и только в детском саду: могла помочиться посреди улицы, но в детском саду стеснялась пойти в туалет. Неласковая, замкнутая и отгороженная, негибкая в поведении, она могла быть агрессивной без видимых причин, но не умела защитить себя. Никогда никому не сочувствовала, и мать не может припомнить случая, чтобы девочка искала сочувствия к себе. С 2 лет начала рисовать и всю последующую жизнь много рисует. Маленькая - поражала точной и тонкой передачей динамики и экспрессии в рисунках, любила рисовать животных, насекомых, но интересовалась ими только как натурой, «разбирала жуков на части». С раннего возраста - повышенное внимание к вопросам пола, «уже в первых рисунках изображала либо корову, либо быка, и перепутать их при всем желании было невозможно», задавала много вопросов на эти темы, обращала внимание на телесное устройство окружающих. Вместе с тем, никогда не кокетничала, не было детских влюбленностей, мальчики ее до сих пор совершенно не интересуют. Рано начала читать, предпочитает сказки, фантастику. К школе отнеслась безразлично. До 5-го класса у нее была подруга, с которой она постоянно ссорилась. Занимается средне и неохотно. С 6-го класса снизила успеваемость, школу воспринимает как неприятную и тягостную обязанность. Примерно в это же время мать отметила, что содержание ее рисунков почти не меняется, рисунки утрачивают динамичность, девочка почти перестала рисовать с натуры, а в музеях все чаще сравнивает работы известных художников со своими рисунками и заявляет, что у нее «в тысячу раз лучше». Всегда трудная в быту - становится еще более трудной и конфликтной, перестала следить за собой, реже моется. Преимущественно подавленный «тусклый» фон настроения «вдруг прерывается каким-то ненормальным смехом». Изводит бабушку - спокойно и методично, тяжело пугает двоюродного брата. Несколько раз засыпала днем, придвинув к двери кровать, - казалось, что за дверью кто-то топает.

В беседах: контакт крайне формален. Совершенно серьезно заявляет, что она гениальна. Собирается поступать в художественное училище, но ничего не делает для этого и не знает даже, где оно находится и каковы условия приема. К своему творчеству по существу некритична. Знания живописи и о живописи бедны; любой разговор о ней так или иначе сводит к высказываниям о своей гениальности. Мотивировок поступков и мнений не дает.
В ходе бесед постоянно конфликтует с матерью - обе негибки и прямолинейны. Со смехом рассказывает о конфликтах с родными, о своих страхах.

Соматоневрологически: высокая, полная, неуклюжая. Очаговых симптомов не выявлено.

ЭЭГ: неустойчивая низкоамплитудная дизритмическая активность. Альфа-ритм выражен в задних отделах, но неустойчив по амплитуде и форме волн. В передних отделах быстрая низкоамплитудная активность сменяется низкоамплитудными тета-волнами.

По ABM-WISC: вербальный показатель соответствует высокой норме. На этом же уровне - развитие большинства вербальных функций. Невербальный показатель соответствует средней норме при высокой диссоциации результатов по отдельным субтестам. Значительное расхождение вербального и невербального показателей делает общую оценку малоинформативной.

Уровень притязаний и самооценка резко завышены.

Анализ спонтанного творчества обнаруживает персеверативность тематики, нарастающую схематизацию, в динамике - стирание третьего измерения перспективы, учащение «страшных» сюжетов, обеднение исполнительской манеры.

В этом наблюдении аутистические проявления отчетливы уже к возрасту 1-го года и характерны в течение жизни. Известное сходство с синдромом Каннера лишь поверхностно, так как состояние с раннего возраста определяется не столько аутизмом, сколько характерной диссоциацией по типу «дерево и стекло». Динамика после 12 лет не может быть оценена как пубертатное заострение шизоидного радикала характера, ибо определяется нарастающей, редукцией энергетического потенциала с аффективными изменениями и появлением переоценки собственной личности. Этот этап характеризуется огрублением и некоторым «обеднением» аутизма при одновременном усложнении связей его с остальной симптоматикой. Как и в предыдущих наблюдениях, аутизм не может быть рассмотрен вне связи со специфической диссоциацией: это не просто отгороженность и погружение в мир внутренних переживаний, но отгороженность диссоциированной личности и, погружение в мир инкогеррентных переживаний, это и присущее диссоциации противоречивое сочетание в поведенческом акте несоединимых, взаимоисключающих тенденций.

Обобщая мнения многих исследователей, С. Ф. Семенов пишет, что аутизм является не только защитно-приспособительной реакцией личности, но и актом аутоагрессии. Нередко, как это ни парадоксально, именно аутизм с отмеченными его противоречиями маскирует не только разворачивающуюся процессуальную симптоматику, но и самое себя.

Владимир К., 14 лет. Анамнестические сведения получены от отца - демобилизованного по выслуге лет военнослужащего, человека мягкого, доброго, нерешительного и склонного к тревожности.

Мальчик от «трудных родов». Тяжелых соматических заболеваний не переносил. С первых месяцев жизни раздражительный и «нервный» - он рос в обстановке ссор и скандалов, мать была с ним крайне неласкова, била его, в ответ на ревность к младшему брату (на 19 месяцев младше) еще более подчеркнуто проявляла предпочтение к последнему. За 2,5 года до обращения брак был расторгнут по инициативе матери, которая с младшим ребенком уехала в другой город и с тех пор интереса к старшему не проявляла. Он после этого около года жил у ее религиозных пожилых родственниц, которые еще больше «настроили его против матери». Он делал для них крестики, рисовал иконы. Затем вместе с демобилизовавшимся отцом переехал в Ленинград и в течение года, пока отец улаживал житейские дела, жил и учился в художественной школе-интернате. Теперь они живут вдвоем с отцом, который заботлив и ласков, стирает и готовит, целиком посвятил себя сыну. В интернате мальчик скучал без отца, дома - без оставшихся в интернате друзей. «Живем,- говорит отец,- как два бобыля».

Первые признаки неблагополучия отец связывает с перенесенной за 4 месяца до обращения затяжной пневмонией, после которой заметил, что мальчик стал необычно раздражителен и нервный, тяготится его вниманием, начал «стесняться» его, что-то шепчет про себя и украдкой молится. Отец пробовал жалеть, уговаривать, прикрикнуть, но поведение все более утяжелялось. Часто стучал ногами по полу и кулаком по стене, что-то при этом нашептывая - отец различал в этом шепоте: «.. .освободите меня...». После таких эпизодов поведение на короткое время смягчалось. Становился все более плаксив, мог беспричинно ругать отца, однажды при этом сломал стул и разбил стекло, после чего просил у отца прощения: «.. .ничего не могу с собой сделать, ты свяжи меня...». Эксцессы эти были столь бурными, что на шум сбегались соседи или вызывали милицию. После назначенных невропатологом валерианы и ундевита стал менее возбужден, но начал открыто молиться или повторять: «Бог дал - бог взял. Только бог может взять то, что дал». Такие ритуалы все более вытесняют рисование и подготовку к занятиям. Около 3 недель по инициативе обеспокоенного отца не посещает школу.

Объективно: рассказал, что первые «навязчивости» возникли после развода родителей, еще до переезда в Ленинград. Тогда у него вызывали «неприязнь» маленькие дети и женщины с такими детьми; для избавления от «неприязни» он должен был отвернуться, а позже присоединилась и потребность проговорить молитву.

Его раздражает дом, в котором они с отцом живут, лестница, соседи: «Они все какие-то несимпатичные, вызывают неприязнь. Дотронешься до их стенки – и, кажется, что силы уходят, способности уменьшаются, а чтобы этого не случилось, чтобы я рисовать всегда мог - повторяю: „Бог дал, бог взял". Наверно, я у бабушки наслушался о боге». Он левша, рисует левой рукой, и, если случайно дотронется ею до стенки соседей, должен стукнуть по этому месту левой рукой четное число раз. С этой же целью - защиты - перестал стричь ногти на левой руке. «В школе,- говорит он,- все легче, ведь нет соседей, дома, маленьких детей». Но в школе стали появляться неприятные мысли, для защиты от которых он начал моргать. Часто плачет от отчаяния: «Я могу и не могу избавиться от этого. Могу сдерживаться, но тогда совсем нехорошо».

От помощи отказался. Впервые рассказав о своих переживаниях, через несколько дней стал вял и апатичен, практически не общался даже с отцом, целыми днями сидел в пальто на полу у кровати, спал в пальто, не ел. Был госпитализирован.

Анализ рисунков доболезненного периода выявлял в нем способного и одаренного художника. Много внимания уделял пейзажу и портрету, свободно владел многими техническими приемами, его творчеству была присуща мягкая и нежная выразительность, определенность авторской позиции. За последние месяцы творчество приняло ярко патологический характер.

В приведенном наблюдении отчетливо прослеживается этап, квалифицируемый иногда как невротический, иногда как псевдоневротический. Особенностью наблюдения является не только течение этого этапа за аутистическим фасадом, но и - в большей мере - сохраняющаяся социальная компенсация и продолжающееся развитие. Вслед за соматогенной провокацией акцентируется аутоагрессивная роль аутизма, который становится все грубее и под прикрытием которого прогрессирует продуктивная симптоматика. В окончательно патологическом и незамаскированном виде аутизм предстает после отчета о переживаниях болезненного характера.

Течение заболевания у других больных на протяжении длительного времени напоминает истерию и заставляет вспомнить высказывания старых психиатров о том, что чем истеричнее истерия, тем ближе она к шизофрении.

Оля Д., 9 лет. Отец умер 4 года назад после длительного и тяжелого заболевания, протекавшего на глазах у девочки. Он всегда уделял ей очень много внимания (поздний ребенок), при этом категорически запрещая общаться с жившими в этой же квартире родственниками, детьми на улице. Мать - творческий работник, квалифицированный специалист в своей области, всегда среди людей, обладает яркой эмоциональностью, драматизирует даже мельчайшие переживания, демонстративна настолько, что порой выглядит манерной.

Страница 2 - 2 из 3
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | Конец


Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: