Лекарственная бронхиальная астма


Лекарственная бронхиальная астма, особенно у больных, страдающих бронхиальной астмой, наблюдается как изолированное клиническое проявление медикаментозной сверхчувствительности - так называемые шоковые фрагменты. Наблюдается редко - обычно в таких случаях имеют место аспириновая астма или астма, наступающая после ингаляции, например, пенициллина или стрептомицина. Однако не каждая одышка, наступающая во время ингаляционного лечения, является выражением аллергической астмы к данному лекарству, так как при остром или обостренном хроническом бронхите все ингаляционные средства раздражают дыхательные пути и вызывают сухой кашель и одышку. Обращают внимание и на то, что изопропилнор-адреналин и другие симпатикомиметические средства при более длительной ингаляции (более 16-20 вдыханий) могут вызвать тахикардию, которая субъективно ощущается как чувство тяжести в груди или одышка. Довольно часто лекарственная астма является всего лишь одним из проявлений общей непереносимости лекарства - анафилактического шока или анафилактоидных реакций.

Серьезные астматические реакции наблюдались в связи с применением аспирина (наиболее частой формой аспириновой аллергии является бронхиальная астма), препаратов примулы, брома, йода, производных пиразолона, лечебных сывороток, лизатов и др. Особенно часты приступы бронхиальной астмы (а также и аллергический медикаментозный ринит, трахеит, бронхит) при внутреннем, парентеральном и особенно при ингаляционном лечении салицилатами, пенициллином, стрептомицином, ипекакуаной и др. Тетрациклины очень редко вызывают аллергические реакции с одышкой. Интересно отметить, что производственные препараты их могут иметь небольшие примеси пенициллина. Путем проведения соответствующих исследований антитела против тетрациклина и пенициллина при сверхчувствительности к этим антибиотикам можно разграничить. Fellner и Ваег описывают больного, у которого в личном и семейном анамнезе имеются данные на бронхиальную астму и наблюдалась аллергическая реакция типа сывороточной болезни к пенициллину. Через четыре недели у этого больного спустя 20 мин после приема двух капсул тетрациклина появилась одышка, покраснение кожи, тахикардия, крапивница. У больного установили наличие различных антител к обоим антибиотикам, а загрязнение тетрациклина пенициллином исключалось хроматографически и микробиологически. Анафилактоидные реакции с бронхоспазмом и тяжелой одышкой объясняют также и наличием гепарина. Бронхоспастические явления наблюдаются и при аллергических лекарственных пневмониях, вызванных имипрамином и др. как аллергическое проявление при переливании крови, наряду с лихорадкой, крапивницей и другими высыпаниями, ангионевротическим отеком, и при употреблении контрастных веществ при рентгенографии. Последние возникают чаще после внутривенного, чем внутриартериального применения и, вероятно, являются выражением раздражения геморецепторов и осморецепторов, но у больных с наличием данных на аллергию в анамнезе, по-видимому, имеет место аллергически-токсический механизм, который может вызвать и отек легких. Преходящая одышка и цианоз во время бронхографии обусловлены также спазмом бронхов, что можно легко ликвидировать при помощи спазмолитических средств.
 
Ряд лекарств ухудшают состояние больных бронхиальной астмой и хроническим бронхитом, например, бета-адренергический блокер - пропанолол (индерал, обсидан) путем блокады симпатических импульсов приводит к гиперваготонии, т. е, к сокращению мышц и расширению сосудов слизистой оболочки дыхательных путей и к повышенной секреции слизи бронхиальной слизистой. Такое сужение дыхательных путей обычно протекает бессимптомно, но у больных бронхиальной астмой или хроническим бронхитом оно может ухудшить состояние. Поэтому пропранолол противопоказан для таких больных или, в крайнем случае, его следует применять с большой осторожностью. Подобное ухудшение наблюдается и при применении изомера изопропилнорадреналина, МАО ингибиторов, резерпина и др. Так, согласно Mathov, у 37% больных, леченных МАО блокерами, состояние ухудшилось, а один больной умер от острого удушья. Участившиеся в последнее время, чаще всего внезапные и неожиданные случаи смерти от бронхиальной астмы, особенно среди детей и молодых людей, отдают за счет чрезмерного применения аэрозольного лечения симпатикомиметическими средствами, обычно орципреналином, несмотря на то, что несомненная связь между смертью и лечением не доказана. Независимо от этого, однако, больных следует предупредить, что бесполезно и может быть опасным при отсутствии аэрозольного эффекта повышать дозу. В таких случаях обычно нужно немедленно перейти к лечению кортикостероидами. Ввиду широкого применения особого внимания заслуживают антигистамины. Сухость слизистой бронхов, которую они вызывают, опасна для больных бронхиальной астмой и может стать причиной закупорки более мелких бронхов. К этому нужно прибавить и успокаивающий эффект большинства антигистаминов. Особенно сильно он выражен у димедрола. Все это может быть опасным для больного астмой. Интересно мнение Neder о наличии возможной связи между успокаивающим эффектом дифенилгидрамина и внезапной, неожиданной смертью больных бронхиальной астмой. Ухудшение аллергических заболеваний, в том числе и астмы, и особенно вазомоторного ринита, отмечено и при применении оральных противозачаточных средств. Согласно мнению других авторов, эти заболевания улучшаются во время приема противозачаточных препаратов.

Патогенез. Лекарственная бронхиальная астма является проявлением аллергической реакции к данному медикаменту или продуктам его распада. К ней предрасположены в основном люди, у которых в личном или семейном анамнезе есть данные на аллергические проявления, особенно больные с предшествующей бронхиальной астмой или сенной лихорадкой. Так например, утверждают, что 10% больных астмой в ходе заболевания становятся чувствительными к аспирину, а также описано немало смертельных случаев, обусловленных этой лекарственной сверхчувствительностью. Лекарственная сенсибилизация наступает главным образом у лиц с генетической почвой для атопических болезней (бронхиальная астма, сенный насморк). Такие люди склонны к образованию пассивно передаваемых циркулирующих антител (реагинов) против некоторых антигенных стимулов. Антитела термолабильны, находятся в гамма-А-фракции иммунных глобулинов и могут быть медиаторами наблюдаемых анафилактических реакций. Сенсибилизацию, т. е. предварительное образование реагинов в результате первого контакта с данным лекарством, нередко нельзя обнаружить даже при направленном анамнезе, так как часто забывается о проведенном лечении, не знают наименований и состава применяемых лекарств и т. д.

В некоторых случаях бронхоспазм не имеет аллергического генеза, а является выражением основного фармакологического действия соответствующего медикамента. Это относится, например, к некоторым блокерам бета-адренергических рецепторов (пропранолол), а, по-видимому, и к другим лекарствам,   к примеру - к резерпину,

И при лекарственной бронхиальной астме, как и при бронхиальной астме вообще, приступы учащаются при острых и хронических инфекциях дыхательных путей. Наиболее тяжелыми приступами лекарственной астмы считают такие, при которых интервал между сенсибилизирующим и разрешающим приемом медикамента - от трех дней до одного года. При более коротком или более длинном интервале приступы лекарственной астмы, как и аллергические реакции, вообще более легкие.

Клиническая картина. Течение лекарственной бронхиальной астмы обычно как и обыкновенной астмы и часто сочетается с аллергическим ринитом, трахеитом или бронхитом. В обоих случаях интервал между последними и астмой может длится часами или днями, или же, в отличие от нелекарственной астмы, продолжается годами. Важно, однако, что в некоторых случаях, например при астме, вызванной аспирином, поражения наблюдаются в основном среди более пожилых людей. Еще более важны для диагноза анамнез (связь между приступами одышки и приемом определенного лекарства - астматический приступ наступает через несколько секунд, минут или 1-2 часа после приема соответствующего медикамента даже в минимальной дозе, например 10 мг аспирина) и сопутствующие приступ проявления со стороны кожи и других органов - крапивница, другие сыпи, тошнота, рвота и др. На практике, однако, не всегда легко поставить диагноз лекарственной бронхиальной астмы и выявить аллерген - медикамент. Это особенно в силе для аспирина ввиду его широкого потребления и ввиду большого числа препаратов, содержащих его, когда больной даже не знает об этом (а иногда и врач). С другой стороны, преобладание сверхчувствительности к аспирину у людей более пожилого возраста приводит к тому, что одышку их часто отдают за счет сердечной слабости, а не за счет ее действительной причины. Ошибка поддерживается и тем, что клиническая картина этой астмы может в известной степени симулировать сердечную недостаточность. Для правильного диагноза имеют значение, кроме направленного внимания врача и отсутствия легочного застоя и других застойных явлений, еще и отсутствие эффекта кардиотонического лечения и быстрое прекращение приступа под влиянием адреналина и др. Путем исключения и в случае необходимости сознательного повторного назначения соответствующего медикамента в минимальных тест-дозах (осторожно!!), когда уже имеется подозрение на наличие связи между ним и астмой, диагноз выясняется, естественно, после исключения и других причин астмы. Кожные тесты и попытки выявления циркулирующих антител полезны для диагноза только в редких случаях. Зачастую, например, кожные тесты аспирином, разведенным в физиологическом растворе и смешанным с инкубированной при 37° С сыворотке больного для получения полного антигена, оказываются отрицательными у лиц с доказанной аспириновой астмой. Не следует забывать и того, что такие люди чувствительны и к другим лекарствам, хотя проявления наблюдаются со стороны других органов.

Лечение лекарственной астмы состоит в немедленной отмене соответствующего медикамента, а в подозрительных случаях лучше всего вообще прекратить применение всех лекарств, так как иначе может развиться сложная картина лекарственной аллергии с повышенной температурой, поражением и других органов и возможной бактериальной суперинфекцией. Тогда соответствующий медикамент - аллерген или ответственный за суперинфекцию химиотерапевтический препарат вряд ли можно будет обнаружить. После отзвучания аллергии и испытания чувствительности вызывающих суперинфекцию бактерий, а, если нужно, и после кожных тестов, проводимых соответствующими лекарствами, снова, осторожно, можно применить те же лекарства, но не одновременно, а через промежутки в несколько дней. Такой подход часто позволяет определить соответствующий аллерген.

В остальном лечение не отличается от лечения приступа нелекарственной астмы - адреналин, кортикостероиды (в тяжелых случаях парентерально, например, водорастворимый преднизолон и др. по 50- 100 мл внутривенно, гидрокортизон 100 мл внутривенно, urbason solubile внутримышечно или в вену и др.), аминофиллин (новфиллин) внутривенно, 02, при надобности искусственное дыхание с помощью респираторов, вазопрессоров (норадреналин и др.).

Прогноз заболевания различный. Приступы могут быть тяжелыми, даже смертельными (аспириновая астма), особенно при наличии хронической астмы. В большинстве случаев приступ заканчивается благоприятно.

Профилактика. Лечение лекарствами следует проводить только по строгим показателям, особенно при ингаляционном и парентеральном способе применения. Риск сенсибилизации при внутреннем лечении менее значительный. В случае необходимости парентерального лечения, как и при малейшем подозрении на возможность аллергических реакций, рекомендуется дать больному пробную дозу медикамента внутрь и наблюдать за ним в течение 15-30 минут. Наблюдение необходимо проводить и после первых вливаний. Следует избегать введения депо-препаратов аллергизированным лицам. Больным астмой советуют ни в коем случае не принимать аспирина. Считается, что при аспириновой астме опасны даже попытки десенсибилизации. А, кроме того, они мало могут помочь. Важно также прекратить каждое медикаментозное лечение, как только состояние больного позволяет этого, а сочетания многих лекарств, особенно антибиотиков, нужно по возможности избегать.

Особенно важно собрать направленный анамнез (бронхиальная астма и другие аллергические заболевания в личном и семейном анамнезе, переносимость лекарств при прежних заболеваниях) перед началом соответствующего лечения, так как наиболее   угрожаемыми являются аллергизированные лица и особенно больные бронхиальной астмой. Важно также, больного или его родных тактично уведомить о возможности лекарственной сверхчувствительности и ее проявлениях. Больной по принципу должен знать, чем его лечат, и уведомлять об этом каждого врача, который будет его лечить позднее, о перенесенных аллергических реакциях и указывать, какое лекарство их вызвало. Лучше всего, если больной получит от лечащего врача в письменной форме описание наблюдаемых им аллергических реакций с указанием медикамента, вызвавшего их (и вообще описание проведенного лечения, включительно и другими средствами).


Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: