Лекарственная гинекомастия и галакторея


Гинекомастия (иногда с галактореей) может развиваться не только в качестве элемента феминизации в связи с эстрогенным действием на мужской организм, но и по другому механизму - при применении лекарств, действующих на центральную нервную систему. Такие лекарства могут вызвать галакторею и у женщин с нарушениями менструального цикла или без них. Следовательно, в основных своих проявлениях, связанных с состоянием молочных желез, этот синдром отличается от последствий эстрогенизации, что оправдывает его самостоятельное рассмотрение: он может наступить у обоих полов под действием других соединений с отличающимся от эстрогенов патогенетическим механизмом и имеет свой прототип в натуральной человеческой патологии.

Гинекомастия и галакторея наблюдаются в последнее время относительно чаще в связи с все более широким и продолжительным приемом резерпиновых и фенотиазиновых препаратов, а в особенности при комбинировании этих двух групп медикаментов. По-видимому, этот эффект сильнее при применении фенотиазиновых препаратов, должно быть, по причине более частого приема больших доз, например, у психически больных, у которых для получения лечебного эффекта нужно добиться значительной концентрации вещества в организме. Тем не менее не наблюдается полного параллелизма между дозой и появлением синдрома, поскольку галакторея может появиться и после приема сравнительно небольших количеств препарата, в частности у больных, у которых имеются другие отклонения в организме, благоприятствующие наступлению нейрогуморального нарушения. У больных уремией Rabinowitz и Friedman наблюдали появление молочной секреции после приема малых доз фенотиазиновых препаратов (например, 12 мг в сутки перфеназина). Среди 200 психически больных Sulman и Winnik, леченных от 75 до 300 мг ларгактила в сутки, наблюдалась устойчивая или преходящая галакторея у 25 женщин после двухнедельного лечения, а при применении более высоких доз (350- 400 мг хлорпромазина в сутки) молочная секреция появлялась уже спустя первые 10 дней. Так как при психических заболеваниях может наступить и спонтанная галакторея, роль медикамента доказывают характерной динамикой процесса: молочная секреция прекращается с прекращением лечения и закономерно появляется вновь с возобновлением приема лекарства, обычно на этот раз в более короткий срок от начала лечения.

Лактогенный эффект резерпина был установлен у подопытных животных и наблюдался также у больных тяжелой гипертонией или с психическими нарушениями, которых лечили долго относительно большими дозами. В отличие от хлорпромазина, этот эффект наблюдали обычно после нескольких месяцев резерпинового лечения. В некоторых случаях нарушение наступало при одновременном лечении резерпином и фенотиазиновыми препаратами, так что, по всей вероятности, оно было обусловлено их суммированным действием. Гинекомастия наблюдалась в единичных случаях после продолжительного лечения милераном, изониазидом и другими лекарствами, но, по всей вероятности, патогенез и здесь неодинаковый, и, быть может, некоторую роль играют и нарушения, связанные с основным патологическим процессом.

Чтобы понять патогенез синдрома, следует иметь в виду, что единственным аденогипофизарным гормоном, секреция которого ингибируется гуморальным путем гипоталамусом, является пролактин. Фенотиазиновые препараты и резерпин, в свою очередь, воздействуя на центральную нервную систему, могут при некоторых условиях снять этот ингибирующий эффект, что освободило бы секрецию пролактина аденогипофизом и привело бы к появлению галактореи. На расстроенную функцию гипоталамуса под влиянием этих медикаментов указывают и другие обнаруженные отклонения в эндокринной системе, несмотря на то, что результаты проведенных до настоящего времени исследований довольно противоречивы и трудно поддаются интерпретации в определенном патофизиологическом аспекте. Так, например, в некоторых случаях обнаруживали уменьшение эстрогенной секреции при сниженном, нормальном или увеличенном количестве фолликулостимулирующего гормона. В отдельных случаях секреция ГТГ в пять раз превышала исходный уровень. Экскреция 17-кетостероидов была нормальной или временно пониженной, у мужчин даже сильно пониженной в конце лечения в то время как у опытных животных обнаруживали легкую или значительную стимуляцию секреции АКТГ и кортикостероидов. Объясняют разнородные отклонения в аденогипофизарной функции частичной лекарственной блокадой гипоталамуса или различными функциональными взаимоотношениями с мезоэнцефальными и вышестоящими структурами мозга. В качестве непосредственной причины нарушения функции гипоталамуса считают блокаду действия или связывания серотонина с невроганглийными клетками.

При небольшом числе проведенных до настоящего времени вскрытий женщин с вызванной фенотиазиновыми препаратами галактореей не обнаружено ни макроскопических или гистологических изменений в эндокринных железах, ни морфологически уловимых поражений гипоталамуса.

Клинически у мужчины синдром выражается легкой или умеренной, обычно двусторонней гинекомастией, иногда с отделением (самопроизвольным или при выжимании) небольшого количества подобного молозиву секрета; в некоторых случаях отмечается вместе с тем и угнетение либидо. У женщины галакторея начинается незначительными изменениями в величине и консистенции молочных желез, иногда с чувством напряженности и слабой болезненности. В начале секрет можно получить после выжимания, а позже и самопроизвольно; количество может быть весьма различным - от совсем скудного до довольно обильного, с макроскопическими и химическими качествами молока и молозива. В некоторых случаях галакторея бывает односторонней. Описаны как продолжительная непрерывная молочная секреция, так и перемежающаяся, независящая от менструального цикла или же появляющаяся в течение недели, предшествовавшей менструации. Обычно галакторея прекращается через 2-3 недели после прекращения лечения, а иногда спустя несколько месяцев, чтобы появиться вновь после возобновления лечения.
 
В части случаев (до 62%) галакторея сопровождается аменореей, чем напоминает синдром Argonz-Del Castillo, но без характерного для него понижения уровня ФСГ. Сходство между этими синдромами соответствует представлению о гипотаялмическом происхождении нарушений в обоих случаях. При хлорпромазиновой аменорее наблюдается гипоэстрогенная колпоцитограмма, но гистологически нормальный эндометрий. После прекращения приема лекарства, иногда даже лишь после понижения дозы, нормальный менструальный цикл восстанавливается.

Синдром лекарственной гинекомастии и галактореи вызывает в основном теоретический интерес; особого значения для больных он не имеет, если исключить неудобства более обильной молочной секреции и, в случае их наличия, менструальных нарушений. Это следует знать, чтобы не приписать его симптомы другому процессу в эндокринной системе. Единственным эффективным средством его устранения является уменьшение или прекращение лечения. При более сильном напряжении или болезненности в грудных железах можно попробовать местное применение мази с андрогенными гормонами.


Еще по теме:


ирина, 20.02.2013 12:00:33
Моему папе ему 83 года по жизненно важным показаниям кардиолог назначил дигоксин.Через 2месяца появилась гинекомастия.Грудь наливается,но болей нет.В инструкции дигоксина есть побочные действия-гинекомастия.Отменить препарат нельзя,так как нет его замены.Что делать?Подскажите!
Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: