Биоритмы организма, их влияние на адаптацию

В последнее время все большее внимание привлекают нециркадианные биоритмы. Изменения их характеристик при стрессе также имеют приспособительное значение. Смысл этих перестроек предстоит окончательно расшифровать в ходе дальнейших исследований. Однако уже существуют подходы к объяснению изменений нециркадианных ритмов при хроническом стрессе.

Околомесячные ритмы, характерно влияющие на иммунитет, как и все биоритмы организма, подчиняются фундаментальным биологическим закономерностям. Взаимодействуя с циркадианными ритмами, они помогают организму приспосабливаться к непрерывно меняющейся среде обитания. Правда, периодичность их колебаний менее постоянна, чем у циркадианных ритмов. В обычных условиях их фаза изменяется в широких пределах, и поэтому невозможно предсказать с точностью до дня дату очередного спада. Однако в обычных условиях физические и психические перегрузки нечасты и невелики и организм вполне успевает «восстановиться» после них в рамках обычного суточного чередования труда, отдыха и сна. Когда же перегрузки становятся длительными и отнимают часть времени, отведенного на отдых, тогда «амортизаторы» суточных колебаний не выдерживают, и тяжесть нагрузки принимают на себя околомесячные ритмы, отчего их период стабилизируется, спады становятся более глубокими, а даты спадов более предсказуемыми. Особенно наглядно эти особенности многодневных ритмов проявились при космических полетах. При длительных полетах у космонавтов наблюдаются многодневные колебания работоспособности. Волнообразный, циклический характер накопления усталости отмечали многие участники орбитальных экспедиций.

Что порождает эти «волны» - всевозможные факторы полета или эндогенные околомесячные ритмы? Однозначного ответа на этот вопрос пока нет. Однако несомненно, что многодневные ритмы вносят большой вклад в формирование «текущего» состояния человека. Несомненно также, что от фазы многодневного ритма зависит ритмическая структура каждых конкретных суток. В зависимости от подъема или спада околомесячной «волны» человек, оставаясь в пределах своего биоритмологического типа, становится более или менее выраженной «совой» (если ему присущ вечерний тип активности), более или менее выраженным «жаворонком» (если его тип активности утренний).

Биоритмы различных периодов не существуют изолированно, а образуют единую колебательную систему. Эта система выступает как многоступенчатый демпфирующий (гасящий чрезмерные колебания) механизм, который сглаживает последствия больших неспецифических напряжений организма. В необычных (экстремальных, стрессовых) условиях, когда психические и физические нагрузки на организм увеличиваются и амплитуда биоритмов возрастает, этот механизм работает более напряженно - сопротивляется «раскачке», стремится вернуть колебания к норме. Этим, очевидно, можно объяснить волнообразный характер развития утомления в условиях хронического стресса, а также взаимосвязь околомесячных и околосуточных колебаний работоспособности человека.

Имеются убедительные данные о направленности перестроек околочасовых биоритмов при стрессе, вызванном непрерывной деятельностью, монотонней, дефицитом сна, утомлением. Степень психофизиологического напряжения и утомления коррелирует с симптоматикой десинхроноза не только в «сфере» циркадианных ритмов, но и с выраженностью некоторых сопутствующих изменений околочасовой периодики физиологических функций. Так, в многочасовых экспериментах с дозированной эргометрической нагрузкой показано, что по мере ее выполнения усугубляются периодические около-90-минутные спады функционального состояния центральной нервной и сердечно-сосудистой систем. Выявляемый параллелизм между величиной и продолжительностью выполнения нагрузок, с одной стороны, и амплитудой фундаментального цикла активность - покой - с другой, позволяет рассматривать последнюю как меру накопления обобщенной стрессовой реакции. Амплитудная выраженность около-90-минутного ритма психофизиологических показателей (таких как частота сердечных сокращений, латентный период сенсомоторных реакций, «чувство времени») с успехом может быть использована как объективный диагностический критерий утомления и напряженности человека в процессе трудовой деятельности.

У многих видов животных, а также человека доказано наличие минутных биоритмов различных функций организма. Частота этих ритмов лабильна, что указывает на возможность использования их в качестве тонких индикаторов регуляционных изменений. Коллектив авторов в эксперименте на спутнике «Космос-1514» изучал минутные ритмы у обезьян при выполнении программы инструментальных рефлексов. Верификация ритмики во временных рядах производилась автоматически по специальным программам с использованием автокорреляционной функции, перекрестной корреляции и др. Установлено, что характеристики минутных ритмов у обезьян и человека сходны. Проявления десинхроноза в условиях невесомости свидетельствовали об ухудшении адаптации. Был сделан вывод о том, что минутные ритмы точно отражают уровень адаптации и работоспособности в различных условиях существования. Секундные ритмы психических процессов также рассматриваются как фактор адаптации.

Итак, изменения биоритмов, происходящие в экстремальных условиях, охватывают все уровни организации и все участки спектра «периодичностей», присущих организму. С дальнейшим познанием особенностей биоритмических перестроек при стрессе связаны перспективы оптимизации режимов деятельности и разработки информативных методов диагностики состояния человека, адаптирующегося к новым условиям обитания. Поэтому проблему биоритмы и стресс целесообразно рассматривать в контексте медико-биологического обеспечения таких глобальных общечеловеческих мероприятий, как мирное освоение космоса и океанского шельфа.


ость
10.09.2010 20:31:59
Природа давно все расписала, а мы забыли. Как в Аватаре, не помогли своей матери, а по тупому загубили ее, вот теперь и страдаем от всяких болячек, идиоты.