Кроме того, проблема инфекционной заболеваемости на Крайнем Севере тесно связана с географической эпидемиологией, которая имеет ряд характерных черт, обусловленных, во-первых, составом арктической микрофлоры; во-вторых, своеобразием биоценозов, которые могут обеспечить выживание патогенных возбудителей; в-третьих, своеобразием контактов человека с этими возбудителями и, в-четвертых, особенностями течения инфекционных заболеваний в этих условиях.
Таким образом, наибольшая общая и инфекционная заболеваемость у пришлого населения отмечается в начальный период адаптации. В структуре заболеваемости в течение первых 3 лет проживания на Севере основное место занимают болезни зубов, ангины и ОРЗ, болезни кожи и подкожной клетчатки, а в последующем - болезни зубов (кариес, цинга), травмы, ангины и ОРЗ. Последним принадлежит ведущая роль в формировании инфекционной патологии Севера, увеличение которой в начальный период адаптации несомненно связано с развитием дезадаптационных нарушений защитных функций организма. Сходный характер структуры заболеваемости отмечается среди участников зимовок в Арктике и Антарктиде. Однако у полярников ведущее место по числу обращений принадлежит травмам и болезням зубов, ОРЗ и ангины занимают второе место, а заболевания кожи и подкожной клетчатки - третье. Можно подтвердить вывод А. П. Авцина о крайней сложности проблемы географической патологии Севера, в частности положения о нозологическом профиле свойственных Заполярью заболеваний. Необходимы более глубокие исследования, направленные на определение зависимости уровня и структуры заболеваемости у некоренного населения Заполярья от зоны предыдущего проживания, «миграционного» возраста, производственных и социальных условий, а также от соответствия между структурой экологических факторов того или иного района и структурой заболеваемости в нем населения. Такой анализ поможет разработать адекватные методы профилактики и повысить эффективность лечения.
Наши данные показывают своеобразие циклических изменений состояния факторов неспецифической защиты и целого ряда заболеваний у некоренного населения Заполярья в процессе адаптагенеза. Самые неблагоприятные изменения резистентности и наибольшая общая и инфекционная заболеваемость наблюдаются в начальный период адаптации, продолжительность которого колеблется в пределах года. В этот период происходит угнетение всех неспецифических систем защиты, но наиболее выраженным изменениям подвергаются показатели состояния клеточных факторов защиты, минимальные значения которых наблюдаются в первые 6-12 месяцев после прибытия людей на Север. Гуморальные факторы также заметно ослабевают через год, но наименьших значений они достигают через 2-3 года, когда активность клеточных факторов начинает возрастать. Это свидетельствует о неразрывной связи механизмов неспецифической защиты организма и о компенсации снижения активности в одном звене повышением в другом. В целом относительная стабилизация и синхронизация регуляторных и гомеостатических процессов продолжается на протяжении 3-4 лет. При сопоставлении ряда показателей клеточного и молекулярного уровней функционирования организма предполагается, что в течение этого периода наряду с функциональными перестройками осуществляется целый ряд структурных адаптивных изменений, основанных на реализации эпигеномных и генетических механизмов регуляции.
Исходя из этого, весь комплекс адаптационных механизмов целесообразно рассматривать с точки зрения положения И. П. Павлова о динамическом стереотипе, при выработке которого устанавливаются более экономные и уравновешенные взаимоотношения организма с внешней средой, в чем заключается его огромное общебиологическое значение. Формирование же динамического стереотипа у пришлого населения на Севере происходит под влиянием многообразных социальных и природных факторов, действующих в том или ином направлении на организм.
После периода относительной стабилизации у людей, прибывших на Север, регистрируется достаточно устойчивое состояние, отражающее новый уровень функционирования физиологических систем. Через 6-7 лет проживания в Заполярье происходит повторное снижение ряда показателей неспецифической защиты и антимикробной устойчивости организма. Однако выраженность этих изменений значительно меньше, чем в начальный период адаптации.
Динамика процесса адаптации характеризуется фазностью неспецифической устойчивости организма и зависит от потенциальной жизненной способности биосистемы. Появляющиеся нарушения несут с собой определенные морфологические, количественные и качественные изменения состояния, что уже первично проявляется в так называемых болезнях адаптации, причем недостаточность механизмов адаптации или снижение адаптационных возможностей биосистемы патогенетически опасны потому, что возможен переход от физиологии к патологии через состояние напряжения.
Ослабление ряда факторов неспецифической защиты через 6-7 лет проживания в Заполярье может вести к развитию в этот период болезней дезадаптации, возникновение которых, вероятно, связано с перенапряжением и срывом механизмов адаптации в неадекватных условиях обитания.
Н. В. Васильев указывает на далеко идущее сходство динамики состояния факторов неспецифической защиты на фоне иммунизации и адаптации к неантигенным, в том числе климатогеографическим, факторам внешней среды и предполагает, что ведущим вариантом динамики резистентности, и не только на Севере является «парааллергический» тип. Наши данные подтверждают эту точку зрения и показывают, что парааллергические феномены следует считать типичным вариантом изменений факторов неспецифической защиты в процессе адаптагенеза к суровым условиям Севера. Развитие в начальный период, адаптации у ряда лиц состояния повышенной неспецифической сопротивляемости, соответствующего «тахифилактическому» варианту реакций, имеет относительный характер, так как сопровождается выраженным ухудшением основных параметров резистентности.
Приведенные данные требуют практической оценки регистрируемых изменений показателей неспецифической резистентности у человека при адаптации в Заполярье. Особенно существенным является вопрос, что считать критерием адаптации: возвращение исследуемых показателей к исходному состоянию или стабилизации их на новом уровне? Процессы адаптации человека и животных к острым и хроническим экстремальным факторам имеют свои особенности и закономерности проявления. В ходе адаптации биосистемы накапливают информацию, что находит отражение в изменениях их структуры и функции, в появлении новых программ регулирования внутренних процессов и внешней, направленной на среду, активности. В процессе эволюции животного мира механизмы адаптации к острым экстремальным воздействиям более устойчивы, а к хроническим - менее, что в естественных условиях приводили как правило, к гибели животных. Биосистема животных при встрече с неадекватными факторами внешней среды, прежде всего с хроническими экстремальными ситуациями, в значительной степени исключает процесс восстановления.
Эти предпосылки и собственные данные позволяют считать, что в процессе адаптагенеза к экстремальным условиям формируется новый уровень функционирования физиологических систем организма, обеспечивающий сохранение здоровья и высокую работоспособность человека, При этом одни показатели могут достигать первоначальных значений, а другие - существенно от них отличаться. У пришлого населения Кольского Заполярья новое состояние неспецифической резистентности формируется в основном через 3-4 года после прибытия из средних широт. Такую «норму» резистентности, исходя из географического принципа, можно назвать «арктическим адаптивным типом». В более ранние сроки изменения резистентности носят неустойчивый характер, отражая текущий процесс уравновешивания функций организма с внешней средой.
Полученные нами результаты вносят определенный вклад в понимание механизмов отклонений реактивности организма, попавшего в новые условия окружающей среды, а также способствуют выявлению сроков основных фаз процесса адаптации человека к ним. Приведенные данные могут использоваться для долгосрочного прогнозирования состояния здоровья пришлого населения Севера и для разработки путей повышения резистентности организма в приполярных районах Земли.