Для подтверждения изложенного приведу результаты следующих исследований.
1. В НИИ педиатрии АМН бывшего СССР изучалось влияние алкоголя на развитие и здоровье детей. В зависимости от тяжести алкогольной интоксикации у отцов, были выделены четыре группы детей:
1 группа - дети, рожденные до употребления отцом алкоголя, 2 группа - дети, рожденные в начальном периоде развития алкоголизма, 3 группа - зачатые во время развитого алкоголизма, 4 группа - дети, зачатые после двух-трехлетнего воздержания отцов от приема спиртных изделий. Результаты работы показали, что физическое и нервно-психическое развитие детей 1 группы соответствовало возрасту. Все дети получили среднее техническое и высшее образование. Почти у всех детей 2 группы при удовлетворительном физическом и соматическом состоянии запаздывало развитие речи, дети отличались вялостью, пассивностью, трудно усваивали школьную программу. Ведущим симптомом в клинической картине детей 3 группы были умственная недостаточность (дебильность 1, 2 степени), которая характеризовалась ослаблением познавательных способностей, снижением памяти, внимания, бедностью воображения. Обучение этих детей проводилось во вспомогательной школе. Обнадеживающие результаты получены при изучении 4 группы детей, зачатых после избавления отцов от пьянства.
2. Г. И. Шурыгин проследил психофизическое развитие двух групп детей, рожденных от матерей, физически здоровых, но страдающих алкоголизмом. Первая группа - дети, рожденные пьющими матерями до развития выраженных признаков алкоголизма, вторая - рожденные очевидными алкоголичками. В первой группе большинство детей были ослаблены физически, у них отмечались особо выраженные признаки органического поражения центральной нервной системы (частые головные боли, повышенная утомляемость, сильные страхи), превалировали эмоционально-вегетативные нарушения (повышенная обидчивость, пугливость, нерешительность, ощущение собственной неполноценности и поведенческие расстройства). У детей второй группы на фоне физической ослабленности были выявлены признаки вегетативной неустойчивости: плохой аппетит, бледность, беспокойный сон, колебания настроения. Аффекты по силе часто не соответствовали вызвавшей их причине и протекали с выраженными вегетативными реакциями (одышка, гиперемия лица, общий тремор, практически у всех гастриты и язвы желудка), сопровождались агрессией (кусание). Поведенческие расстройства носили психопато-подобный характер и отмечались даже у 2-5-летних детей. Большинство детей этой группы страдали слабоумием разной степени (олигофрения степени имбецильности, дебильности). Часть детей этой группы были склонны к антисоциальным поступкам (лживость, бродяжничество, употребление алкоголя, ранняя половая жизнь, воровство, правонарушения).
По данным науки, в семьях, где родители употребляют алкоголь, психофизическое развитие детей задерживается. Запаздывание речи отмечается у 35,3% детей, ходьбы - у 35%. В таких семьях у детей рано появляется раздражительность, возбужденность, головные боли, часто отмечаются нарушения сна, сопровождающиеся тревожными ночными страхами. Отклонения в развитии отчетливо проявляются в школьном возрасте. Плохая успеваемость детей у родителей-алкоголиков во многом объясняется ослаблением памяти и внимания и, прежде всего, затруднениями в запоминании нового материала. У детей из таких семей чаще (в сравнении с контрольной группой) выявляются симптомы астении и органического поражения центральной нервной системы.