Неограниченные возможности технологии, питания, энергетики и медицины

Опасения, что неограниченный рост народонаселения истощит пищевые и энергетические ресурсы мира, не лишены оснований. Бесспорно, что человечество, будет ли оно состоять из долгожителей или нет, обязано принять меры, чтобы увеличить количество пищевых продуктов, создать сеть каналов их перераспределения, повысить выработку энергии и разработку природных ресурсов. Но мегафамины и топливный голод еще не наступили, и их можно предотвратить, если воспользоваться теми технологическими достижениями, которые уже имеются в нашем распоряжении. Как сказал в январе 1976 г. Философ - архитектор Р. Бакминстер Фуллер, «вполне возможно обеспечить всему современному человечеству и всем грядущим поколениям более высокий уровень жизни и более широкие свободы, чем когда-либо прежде, и достигнуть этого к 1985 г.».

Начнем с проблемы питания. Миллионы людей на Земле голодают и умирают с голоду, но этого можно избежать. По словам специалиста Гарвардского университета по питанию Джин Мейер, наблюдается вопиющее нарушение равномерности в распределении пищевых ресурсов: «Если составить таблицу, в которой найдут отражение все производимые в мире продукты питания, а затем разделить эту цифру на 4 млрд. населения Земли, то нетрудно убедиться, что пищи вполне достаточно на всех».

В самом деле, в текущем столетии мы стали свидетелями огромного подъема сельского хозяйства и других отраслей производства, связанных с получением пищевых продуктов. Достаточно сказать, что в 1933 г.  агротехника в США позволила получить урожай зерна по 22,6 бушеля с акра. Тридцатью годами позже благодаря выведению гибридных сортов зерна эта цифра утроилась. Некоторые новые сорта высокоурожайной пшеницы и риса произвели знаменитую «зеленую революцию» во многих частях нашей планеты. Один высокоурожайный сорт пшеницы с высоким содержанием белка, Тритикале, оказался настолько многообещающим, что Мейер считает его «самым крупным достижением в области пищевого зерноводства с момента открытия пшеницы в Америке свыше 400 лет назад».

Северная Америка стала самым крупным в мире производителем и экспортером пищевых продуктов в основном благодаря использованию сложной техники, удобрений и пестицидов. Однако последние по большей части находятся в зависимости от добычи нефти (4 % всей потребляемой в США нефти идет на сельское хозяйство), которая не всегда доступна другим странам из-за дороговизны и ограниченности мировых запасов. Тем не менее использование простых устройств, повышающих производительность труда, - орудий «средней технологии», например металлических плугов вместо деревянных, - может значительно повысить урожайность в развивающихся странах. Разработаны также недорогие и доступные способы превращения отбросов в высококачественные удобрения и другие методы улучшения почвы, некоторые из них используют достижения генной инженерии. Все это открывает богатейшие возможности для повышения урожайности сельскохозяйственных культур.

Известно немало экспериментальных методов, позволяющих значительно повысить продуктивность. Пущены в ход предприятия по переработке отбросов в корм для ферм, где разводят моллюсков. В некоторых хозяйствах на отбросах разводят червей, которые служат пищей для рыб с высоким содержанием белка, например форели, выращиваемых в искусственных водоемах. Гидропонные фермы, где овощи растут в покрытых пластиком теплицах с использованием замкнутого цикла постоянно циркулирующих водных растворов питательных веществ, могут, по словам Германа Кана, «повысить урожайность в 10- 100 раз». Техника в нашем распоряжении. Как утверждает Кан, давать в пять раз больше продуктов, чем сейчас получает население Земли, «экономически и технологически реально».

Решения того же плана помогут нам, при достаточной предприимчивости, устранить в будущем и энергетические затруднения. По мнению Бакминстера Фуллера, вполне возможно с избытком снабдить мир энергией, «полностью исключив из употребления и прекратив дальнейшую разработку ископаемых видов топлива и атомной энергии».

Фуллер совместно с Медардом Гэвелом из Филадельфии составил список всех известных запасов энергии, энергетических ресурсов и технологических средств и определил, что при их надлежащей комбинации и разумном использовании нам должно хватить ресурсов на повседневные нужды даже при современном темпе прироста населения.

Инженеры всегда умеют добиться многого при малых затратах. Фуллер напоминает, что во времена первых телефонов можно было пользоваться медной проволокой телефонного провода только для одного разговора. Более поздние достижения, в частности многожильные кабели, позволили осуществить несколько сотен разговоров одновременно, при этом экономились и размеры кабеля и медь. С появлением спутников связи стало возможно посылать в одном луче на спутник несколько тысяч разговоров, и таким образом были сэкономлены еще тысячи тонн меди. Разработка технологии волоконной оптики еще более снижает нашу зависимость от этого металла, запасы которого ограничены. Примерно такая же картина наблюдается и в отношении почти всех других важных невозобновляемых природных ресурсов.

Новая технология позволит нам использовать энергию Солнца. Барри Коммонер, специалист по охране среды из Университета имени Вашингтона в Сент-Луисе, утверждает, что, хотя «все мы слыхали, что солнечная энергия - это нечто вроде зеленого винограда и технологически она очень труднодоступна, это просто неправда». На самом деле действующая система, дающая электрический ток от солнечной энергии, была продемострирована уже давно - в 1904 г, Помимо использования солнечной энергии, разработана новая технология получения энергии от ветра и приливов, из водорода, входящего в состав воды, из подземных геотермальных источников, из водорослей, которые способны превращать воду в водородное топливо, из отбросов, которые можно превращать в горючий газ или спирт, из материалов, которые могут превращать целлюлозу (клетчатку - не поддающийся перевариванию компонент растений) в спирт, и из других источников.

Выработаны также способы более эффективного использования энергии. По словам того же Коммонера, «сейчас мы в состоянии использовать не более 10 % энергии в процессе ее превращения в работу». Он подчеркивает, что, например, при производстве электроэнергии около 75 % энергии сгорания угля, который мы потребляем, «вылетает в трубу в виде тепла или утекает в реку в виде горячей воды». В электрическом кипятильнике только 1 % энергии непосредственно затрачивается на согревание воды - остальные 99 % просто пропадают. Моделирование и выпуск более эффективных машин, разработка технологии производства и проектирование новых нагревательных приборов увеличат наши ресурсы. Коммонер считает, что можно строить в два-три раза более эффективные механизмы, чем используемые сейчас.

Высказывание Германа Кана отражает позицию тех ученых, кто не разделяет модных в последнее время мрачных прогнозов на будущее: «По мнению специалистов Гудзоновского института, мы еще не достигли предела численности населения и не достигнем его в обозримом будущем. Мы не видим причин, которые помешали бы нашему миру прокормить 30 млрд. человек с годовым доходом на каждого примерно в 20 000 долларов и обеспечить их всем необходимым сырьем, энергией и продуктами питания, в которых они нуждаются».

Даже если нам не удастся добиться эффективной, интегральной системы производства и распределения пищи и энергии, все же поводов для отчаяния нет. Коль скоро мы научимся управлять окончанием жизни, пользуясь строго научными средствами борьбы со старостью, мы сможем, несомненно, воздействовать и на ее зарождение. Под этим подразумевается введение в повсеместную практику более совершенной системы контроля над рождаемостью, стабилизирующей темп прироста населения на том уровне, который общество сочтет нужным, постоянно приноравливая этот темп к изменяющимся потребностям общества в конкретное время. А почему бы и нет?