Социологи выделяют разные типы семей. Вот некоторые из них: гармоничная, распадающаяся, распавшаяся, неполная. Встречаются семьи полные, но деструктивные, где нет согласия, где постоянные ссоры. Иногда семья внешне кажется крепкой, сплоченной, а копнешь глубже, посмотришь, какова она на самом деле, и видишь что ее сплоченность - лишь видимость. По существу же она псевдосолидарная, раздираемая противоречиями, в ней нет взаимного уважения друг к другу, все друг другу если не враги, то уж недоброжелатели и соперники наверняка. Так какая же семья благополучная, а какая нет?
Психологи и психиатры по-разному отвечают на этот вопрос. Ясно, что неблагополучная семья - это в первую очередь та, где имеются явные дефекты воспитания, хотя и это не единственный критерий выделения неблагополучной семьи.
Какие дефекты воспитания встречаются чаще всего?
Воспитание "по типу Золушки", или явное или скрытое эмоциональное отторжение. Ребенка не любят, ему это постоянно показывают, на сей счет у него нет никаких иллюзий. Ребенок реагирует на эту горькую истину по-разному: замыкается, уходит в мир фантазий и мечтаний о сказочном разрешении собственных проблем, пытается вызвать к себе жалость, угождает родителям, чтобы они его наконец-то полюбили, старается обратить на себя внимание (иногда хорошей учебой, порой хулиганством), ожесточается, мстит родителям за презрение к нему... Есть и другие способы реагирования - все не перечислишь. Педагоги это замечают, видят, что ребенок озлобился, что с ним что-то происходит. А как помочь школьнику? Поговорить с родителями, объяснить им плоды их сухого, недоброжелательного отношения к сыну или дочери? Кто же скажет это родителям? Ведь когда ребенок заболеет и попадает к детскому психиатру (на почве дурного к нему отношения), может быть уже поздно. А с помощью педагога можно исправить положение значительно раньше.
Еще один вид дурного воспитания - гиперопека, или, как ее ныне многие называют, гиперпротекция. Она бывает скрытая и явная (как и гипоопека, или гипопротекция). При гиперопеке очень часто с ребенка "сдувают пылинки", содержат его в оранжерейных условиях, не дают ему проявить элементарную самостоятельность, не позволяют вести себя ответственно и решительно. Бабушки, дедушки, родители (а при нынешней частоте разводов и повторных браков у одного ребенка может оказаться по 2-3 матери и по столько же отцов) норовят внести свой вклад в изоляцию ребенка от прозы жизни.
Из таких школьников, лишенных бойцовских качеств, нередко вырастают капризные, привередливые, инфантильные мужчины и женщины, не способные отстаивать свои житейские принципы. Ученые называют таких людей конформными. Склонны такие люди к пьянству, социальной пассивности и другим никого не украшающим формам поведения. Особенно заметно это у представителей мужского пола. Жалобы на то, что нынешние мужчины нередко оказываются вялыми, ленивыми, неприспособленными к жизни, не способными взять на себя ответственность, должны быть обращены к семье - именно в ней истоки этого социально-психологического уродства. Сейчас пора перейти от констатации явления к решительной борьбе с ним. А без педагогов тут не обойтись - на них вся надежда.
Гипоопека (гипопротекционизм) в наши дни встречается, видимо, реже, чем прежде. Приводит она к безнадзорности, замедлению формирования социальных навыков, к хулиганству и безделию. Однако нельзя забывать, что к этим формам нарушенного поведения также часто приводит и гиперопека и иные виды дурного воспитания, - тут прямых пропорций между типом воспитания и видом нарушенного поведения нет. Да и виды воспитания тоже могут меняться: сегодня гиперопека, завтра гипоопека, послезавтра еще что-то.
В некоторых семьях детей воспитывают сурово и сухо, формируя в них повышенную моральную ответственность. Все хорошо в меру, а когда все чересчур - добра не жди. Некоторые из таких детей. Хотя внешне и успевают в школе и не вызывают опасений в семье, потом страдают разными психическими расстройствами (в частности, навязчивостью).
Очень распространено противоречивое воспитание: одна бабушка говорит одно, другая другое, родители тоже каждый в свою сторону тянут, требуя от ребенка взаимоисключающих форм поведения. Что делать бедному школьнику? Неврозами и другими нарушениями психики нередко расплачивается он за несогласованность и противоречивость воспитания (да еще и в школе нередко ему внушают совсем не то, что дома).
Например, мать несколько раз выходила замуж. Каждый отчим воспитывал сына по-своему. Нет, каждый воспитывал правильно, ничего в этом воспитании плохого не было, никаких крайностей. Важно тут другое: всякий раз воспитание было разным. А это уже плохо. Такая смена воспитательных приемов в зависимости от психологии, темперамента и образования воспитателя весьма распространена в конце XX столетия. А всякая крайность может не пройти бесследно для хрупкой психики ребенка.
Раскрываю еженедельник "Литературная Россия" за 13 июня 1986 года. Писатель Александр Романов напечатал статью "На казарменном положении" с подзаголовками: "Камеры хранения" для детей", "Ребенок для престижа", "Необходимость или родительский эгоизм?". Эта статья о том, что под разными предлогами матери норовят подкинуть ребенка в детский сад-пятидневку, в детский дом, в школу-интернат - лишь бы самим не воспитывать, его. Если раньше такие отрицательные явления были редкими, то сейчас они распространились и вызывают тревогу у писателей. А ведь литература всегда идет впереди эпохи. То, что сегодня встречается редко, но уже попало в поле зрения литературы, завтра может стать массовым явлением. Писатель же, как тончайший локатор, улавливает тенденции развития общества и своевременно предупреждает читателей об этом. Только нужно своевременно обратить внимание на его предупреждения и сделать верные выводы. То, о чем А. Романов рассказывает как писатель, ученые давно уже назвали "воспитанием вне семьи". И давно доказали, что как бы вне семьи хорошо ни воспитывали, ребенок должен воспитываться в семье. Только крайне необходимо, чтобы семья была хорошей.
Хотя наша книга охватывает в основном школьный возраст, нужно помнить, что причины многих психиатрических и психологических проблем, встречающихся у школьников, возникают много раньше, чуть ли не с момента зачатия. Поэтому волей-неволей мы будем выходить за пределы школьного возраста.
Итак, что такое неблагополучная семья? Односложно ответить невозможно. Ведь все в мире относительно - и благополучие, и неблагополучие. Мы имеем в виду лишь неблагополучие по отношению к ребенку. Но ведь дети все разные: одни более выносливые, другие - нет, одни здоровые, другие с хроническими заболеваниями, например – диабетом, одни ранимые, на все реагирующие, все замечающие (особенно семейные неурядицы), а другим все трын-трава, ничем их не проймешь, всякий объективно существующий раздор и развал семьи для них таковым не является. Стало быть, говорить о ребенке в неблагополучной семье - значит говорить о том:
1) какие бывают неблагополучные семьи;
2) какие бывают дети со своими психологическими и психопатологическими особенностями, подверженные чрезмерному реагированию на семейное неблагополучие;
3) как отражается семейное неблагополучие на ребенке, склонном к обостренному реагированию на всевозможные неблагоприятные факторы;
4) как больной ребенок может нарушать спокойствие семьи, вызывать у родителей раздражение, злость, нетерпеливость и т. д., т. е. превращать семью в неблагополучную, а последнее, в свою очередь, может еще больше усугублять психическое состояние ребенка;
5) что должны - хотя бы в общих чертах - предпринимать педагоги, чтобы помочь ребенку - ведь он-то не виноват, что живет в неблагополучных условиях.
Заранее, скажем, убедившись, что ребенок живет в тяжких условиях, педагог должен: 1) объяснить родителям, что из-за их конфликтов друг с другом страдает ребенок, что мальчик или девочка не должны быть разменной монетой в сложной игре взрослых, соперничающих, а не сотрудничающих друг с другом; 2) если не удастся образумить родителей, создающих своему ребенку психотравмирующую обстановку, способную изуродовать его душу, нужно как-то изолировать ребенка от подобных родителей: поместить его в интернат, в санаторий, посоветовать передать на время ребенка другим родственникам; вариантов тут много, и в каждом конкретном случае оптимальный из них будет сугубо индивидуален; 3) если у школьника уже появились психические аномалии на почве семейных раздоров, его следует проконсультировать у детского психиатра, приходящего в школу для профилактических осмотров. А тот потом сам решит, что лучше сделать.
Педагог обязан неустанно следить за социально-психологическим климатом в семье школьника, сохранять спокойствие, мужестве и чувство собственного достоинства независимо от социального престижа родителей, их самомнения и давления на него.
И как бы хорошо в материальном отношении ни жили многие школьники, какие бы высокие посты ни занимали их родители, учителя никогда не должны пасовать перед ними, если им очевидно, что неблагополучие семьи породило неблагополучие школьника.
Поскольку книга посвящена преодолению негативных явлений, она, естественно, затрагивает малоприятные темы, но из песни слов не выкинешь. Мы не единожды были, к счастью, свидетелями того, как родители, услышав из уст педагога или врача о пагубности для дочери или сына их собственного поведения, перестраивались, начинали вести себя разумно и потом благодарили за то, что педагог или врач открыл им глаза на истинные причины заболевания ребенка - неблагополучие их семьи.
Думаю, что глупо разбивать семьи на категории по количеству дохода на каждого члена семьи, это абсурд. И еще когда на этих показателей сволочи пытаются отобрать детей у родителей, это вообще дикость. Такую мерзость пора прекратить, или отменить к едреной матери капитализм и все поделить на всех, тогда будет честно и правильно.
Помню, как мои родители, имея приличный заработок, ни в чем не отказывали ни себе, ни мне, и я не помню, чтобы когда-то мы испытывали дефицит самого необходимого. Всякий раз, провожая меня в школу (в младшем школьном возрасте), бабушка или мама обязательно водили меня в расположенный на пути в школу кулинарный магазин и покупали мне парочку пирожных с собой в школу. А со мной в одном классе учился мальчик, родители которого вообще нигде не работали, и трое детей в этой семье жили на бабушкину пенсию. И вот, меня потрясла такая картина: ему кто-то очень добрый купил плавленый сырок, так он бегал с ним по всей школе и делился своей радостью по этому поводу. Можете себе представить всю беспросветную нищету этой семьи, если сырок для ребенка стал праздником? А он и стоил тогда копейки.
Вот после всего этого и делайте выводы, где такому ребенку лучше будет. Спать хоть и на казенных, зато чистых кроватях, и есть досыта каждый день, или жить вот так, как жили они.
P.S. Недавно узнал, что этот мальчик (уже взрослый человек) недавно погиб в пьяной драке.
Всё должно быть в меру...