Депривация первый этап антисоциализации ребенка

Что такое депривация. Но вот ребенок родился (и, допустим, от полноценных родителей). Не будем говорить о последствиях патологии беременности или родов, не всегда зависящих от родителей, будем касаться лишь факторов, имеющих прямое отношение к теме книги. И вот тут выясняется, что главным для развития уже родившегося ребенка является удовлетворение его потребности в ласке и определенных раздражителях. А это опять же зависит от семейного благополучия. Если в семье раздоры и ребенок никому не нужен либо родители относятся к нему неровно, то ему будет плохо.

На разных этапах развития науки появляются термины, которые неожиданно становятся чрезвычайно популярными. Порой приходится удивляться, как же прежде ученые не пользовались подобным словом.

С 60-х годов XX столетия модным термином стала депривация (в переводе с латинского - лишение). Спортсмены и космонавты, учителя и социологи - кто только не пользуется этим термином!

Какое содержание вкладывают в него медики и психологи?

Чехословацкие исследователи Иозеф Лангмайер и Зденек Матейчик называют депривацией состояние, возникшее в результате определенных жизненных ситуаций, когда субъект лишен возможности удовлетворить свои человеческие психические потребности в достаточной мере и достаточно долгое время. Более лаконичное определение депривации дал крупный английский психолог Дональд Хэбб, внесший большой вклад в изучение этой проблемы: это состояние, связанное с биологически полноценной, но психологически недостаточной средой.

Большинство исследователей выделяют три основных вида депривации: эмоциональную, сенсорную и социальную.

Под эмоциональной депривацией понимают длительное отсутствие ласки, заботы, человеческого тепла и понимания, т. е. всякую продолжительную эмоциональную изоляцию. Многие авторы приравнивают понятие эмоциональной депривации к получившему широкое хождение термину "отсутствие материнской заботы". Однако последний термин носит более общий характер и, как правило, включает в себя понятие социальной депривации, т. е. результат недостаточных социальных влияний (безнадзорности, бродяжничества, изоляции от психически здоровых людей и пр.).

Чаще всего разные виды депривации переплетаются. Например, ребенок воспитывается в плохо организованном детском учреждении: он лишен не только материнского тепла, но и полно ценной заботы со стороны обслуживающего персонала. Помимо этого, он получает также мало социальной информации, у него недостаточен запас знаний и пр., - все это может создать сложный комплекс психоневрологических нарушений. Однако не следует думать, что длительные эмоциональные и другие лишения обязательно приводят к нарушению психики. Это зависит от степени выраженности и длительности действия этого фактора, от природных свойств организма и многих других причин. У подавляющего числа детей, находившихся в условиях депривации, не бывает грубых длительных расстройств. Миллионы людей воспитывались в детских садах, были беспризорными, перенесли множество психических  травм, обусловленных войнами, стихийными бедствиями, смертью близких, но у них не было и нет никаких последствий этих бедствий. Лишь у очень незначительного числа людей регистрируются те или иные нарушения. Все это говорит о том, что одним только действием фактора депривации нельзя объяснить происхождение всех отклонений - они появляются при сочетании внешних воздействий и биологической предрасположенности.

"Беспредельная потребность в любви" - это, по мнению Л. Толстого, отличительная черта детей, и нетрудно представить, к каким страданиям и переживаниям может привести ребенка отсутствие этой любви либо односторонняя и патологическая любовь взрослых. Бесследно вряд ли это проходит. "Все забывается, но детство никогда" - этим словам героя знаменитой ростановской пьесы "Сирано де Бержерак" нельзя отказать в беспощадной правоте. Конечно, важен любой период в жизни человека, но особенно важно раннее детство. Как тут еще раз не вспомнить Льва Толстого: "Разве я не жил тогда, в эти первые годы, когда учился смотреть, слушать, понимать, говорить, спал, сосал грудь и целовал грудь, и смеялся, и радовал свою мать? Я жил, и блаженно жил. Разве не тогда я приобретал все то, чем я теперь живу, и приобретал так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрел и одной сотой того? От пятилетнего ребенка до меня только шаг. А от новорожденного до пятилетнего страшное расстояние".

Ну, а что бывает, если с раннего детства ребенок пребывает в состоянии депривации (не важно какой - социальной, эмоциональной или смешанной)? Один из таких случаев блестяще описан английским писателем Редьярдом Киплингом (1865-1936) в поэтической сказке "Маугли".