Ошибки ученых в вопросах воспитания детей

Заблуждения профессора Боулби. Проблема полноценного эмоционального, социального и сенсорного воздействия (иными словами, проблема количества и качества родительской любви) на подрастающее поколение многогранна. Одним из важных ее компонентов является исследование психического развития детей из приютов: все или почти все имеется у этих детей - нет только родных или приемных родителей.

В 1951 году вышла книга английского ученого Джозефа Боулби "Материнская забота и психические расстройства". В этой книге употреблялся в качестве медико-педагогического определения термин "отсутствие материнской заботы", получивший с легкой руки Боулби широкое распространение. Боулби более полувека занимался проблемой развития детей, живущих без полноценного контакта с матерью. Первые работы по этой теме относятся еще к 1914 году. Особенно интенсивно Боулби изучал развитие детей, живущих в детских домах и приютах. В своих выводах он нередко приходил к парадоксальным заключениям, но в большинстве случаев, когда он не отрывался от конкретного материала, эти выводы были обоснованными. Если суммировать данные многочисленных публикаций, принадлежащих Боулби, то их можно условно выразить следующим образом.

Для психического развития ребенка наиболее важен грудной возраст (от 6 до 12 месяцев).

Для правильного формирования характера на всю жизнь, для его гармоничного развития наибольшее значение имеет контакт с матерью: в конечном итоге мать никто заменить не может - ни самое хорошее детское учреждение, ни самая прекрасная мачеха.

В поведении ребенка, насильственно разлученного с матерью можно выделить следующие друг за другом фазы: фазу протеста, фазу отчаяния, фазу вынужденного примирения.

Дети, воспитывающиеся без матери, могут, по Боулби, расти жестокими, мстительными, лишенными любви к людям. Подобное мнение, высказанное Боулби в 1944 году в отношении уголовных преступников-рецидивистов, автор перенес на всех людей, выросших в детских приютах, на том основании, что те, кого он изучал, воспитывались именно там.

Кто читал работы Боулби, всегда задавал себе вопрос: ведь существует множество людей, выросших в детских приютах,  детских домах, которые стали известными людьми и никогда не обнаруживали никаких преступных наклонностей, - как это объяснить с точки зрения концепции Боулби?

В конце жизни Боулби отошел от чрезмерно категорических односторонних и необоснованных утверждений. Он был вынужден признать, что наука не накопила еще достаточно убедительных данных, подтверждающих его точку зрения, что здравый смысл и объективная реальность отвергают многие его выводы.

Из всего того, о чем писал Боулби в течение более полувека, с бесспорностью можно признать только одно: для гармоничного развития характера ребенка необходима материнская забота, но какая забота, в чем она должна проявляться и т. д. - это все еще спорно нуждается в конкретизации. Пока ученые дискутируют о том, как надо правильно воспитывать детей, люди, не зная обо всех этих спорах, рожают сыновей и дочерей, воспитывают их, и у большинства детей нет никаких отклонений, хотя их родители работают, устают на работе, не всегда могут уделять своим детям достаточного внимания и т. д. Вроде бы парадокс. Но таких парадоксов в науке много. Идеи, продвигающие науку вперед, исходят, как правило, из явлений, понятных практическому уму людей, но временно еще не находящих своего четкого научного объяснения.