Но вот в классе появился новенький. Умен, красив, изящен, но видно, что какой-то неухоженный, несладко ему живется дома. Парень горд, никому ничего не говорит и не жалуется. Одноклассники догадываются, что что-то тут не так: иногда мальчик приходит в синяках, иногда явно не выспался, порой видят, как он покупает в магазине целую батарею бутылок вина - явно не для себя.
Однажды в школе проводили медицинский осмотр. Все разделись - мальчик же не хотел раздеваться. Когда его насильно обнажили чуть ли не догола, в школе начался переполох. Вызвали полицию, врачей, педагогов. Оказалось, что все тело мальчика было в кровоподтеках, его постоянно садистски избивали. Потом выяснилось что он жил с выжившей из ума бабушкой и алкоголичкой-матерью. Они и издевались над ребенком.
Мать лишили родительских прав, мальчика отдали в детский дом. Одноклассники и педагоги были потрясены. Напутствуя учеников перед летними каникулами, один из педагогов заявил, что добро рождает лишь добро, что полуправда это уже неправда, что нужно защищать права беззащитных детей. Они вырастают и потом начинают мстить за свое поруганное детство, коверкая жизнь другим людям, - эстафета ненависти и жестокости продолжается.
Читатели уже, наверное, догадались, что я пересказываю содержание фильма Франсуа Трюффо "Карманные деньги", вышедшего во Франции в 1976 году и с большим успехом прошедшего на наших экранах.
В последние десятилетия на страницах различных научных и научно-популярных изданий мелькает выражение "синдром избиваемого ребенка". Этот термин предложили детские врачи США, и он в разных вариациях довольно широко используется. Следствием хронического избиения ребенка являются болезненная робость, пугливость, часто раздражительность, грубость. Все эти личностные реакции могут быть у кого угодно, но у жертв хронических избиений эти формы реагирования являются главными, тотальными, подобным образом ребенок ведет себя во всех ситуациях, он распространяет свой страх или протест против всех, даже вовсе безобидных людей, относящихся к нему без всякого интереса.
В наши дни цивилизованные люди, казалось бы, должны более доброжелательно относиться друг к другу. Диккенсовские времена, когда порка детей была настолько обычным явлением, что без нее трудно представить жизнь детей и подростков той эпохи, уже прошли. Но несмотря на то, что наука и техника шагнули невероятно далеко, что человек побывал на Луне и сотворил многое такое, что не пришло бы на ум культурному человеку конца XIX века, такой анахронизм, как избиение детей, сохраняется.