Что дети думают про своих отцов?

Дороги некоторых отцов. В одной школе решили провести эксперимент: учитель предложил детям рассказать, что они думают о своих отцах.

Что же оказалось?

Во-первых, более чем у половины детей вообще не было отцов - большинство из них бросили своих детей, когда те были совсем маленькими, и потом перестали с ними общаться.

Во-вторых, очень немногие дети высоко оценивали достоинства своих отцов, а большинство отзывались о них в лучшем случае прохладно. Лишь единицы гордились своими отцами!

Многие вообще старались не упоминать о своих отцах или скрывать их очевидные недостатки. Учитель знал, что у таких детей отцы пьяницы или хулиганы. Но были и такие, что вели себя внешне вполне благопристойно, но не пользовались авторитетом у детей. Причины тут были разные, но сводились они в основном к следующим: 1) отцы не обращали внимания на воспитание своих детей, отделываясь от дочери или сына подарками; 2) отцы говорили одно, а поступки совершали совсем иные; это двуличие больно ранило подростков, и без того - в силу особенностей подросткового периода - крайне обостренно относившихся ко всякому лицемерию;

3) отцы плохо вели себя дома, хотя на производстве высоко оценивались своим начальством.

Однажды газета "Советская Россия" напечатала статью "Сочинение на вольную тему", в которой приводились мнения детей о своих родителях - мнения, как легко догадаться, далеко не самые лучшие. 23 мая 1986 года эта же газета опубликовала четыре родительских отклика на статью. Один назывался "Не смеют судить о нас!", автор его - женщина. Она возмущалась: "Да какое право имеют дети судить мать и отца, которые их поят-кормят, одевают-обувают! Ведь и другие, прочитав эту статью, начнут критически присматриваться к своим родителям. Ни к чему хорошему это не приведет. В семье всякое бывает: и ругаются, и мирятся, только детей это не должно касаться, пусть пропускают мимо ушей - вот как внушать надо".

Автор второго отклика - мужчина. Он рассказывал, что, когда он ушел к другой женщине, бросив 15-летнего сына, у того случилось психическое расстройство, и мальчик попал в больницу. "И понял я тогда одно, - заканчивает письмо этот человек, - да, любовь может пройти, но ответственность за детей, за их счастье и полноценную жизнь - нет. А полноценной она может быть только при обоих родителях. Семья пополам не делится. И раз завел детей, то думай теперь не о себе - о них".

Два последних отклика называются "Дети повторят наш опыт" и "Рано думать про любовь". Из названий понятно их содержание.

Четыре отклика - четыре мнения. Общее в них одно: родители были потрясены, узнав, как низко оценивают своих отцов и матерей их собственные дети. И у некоторых пап и мам появилось резко отрицательное отношение к таким выявлениям истинных отношений в семье: уж лучше ничего не знать. У наиболее же разумных родителей возникло желание улучшить себя, чтобы завоевать уважение собственных детей. Эта позиция не может не вызвать одобрения. Ведь обижаться здесь нужно не на детей, а на себя.

Да, дороги отцов разные, и дороги детей поэтому тоже неодинаковы. От отцов зависит, по какому пути пойдут дети. И чтобы путь детей был прям и честен, нужно, чтобы такими же были их родители. Если родители такими не будут, то никакое самое хорошее воспитание ни к чему путному привести не может. Конечно. Бывают из этого исключения, но они, как и всякое исключение, редкость.

Приведем пример еще одной реакции протеста против деспотизма отцов.

В 1959 году вышел роман известного западногерманского писателя Гюнтера Грасса "Жестяной барабан". Спустя два десятилетия кинорежиссер Фолькер Шлендорф экранизировал его. В романе и фильме показана фантастическая ситуация: в знак подсознательного протеста против несправедливого к себе отношения со стороны родителей (особенно отца) мальчик перестает расти, рост его остается как у дошкольника. Наступает гитлеризм, потом разгром фашизма, послевоенные годы, а герой романа все еще не может изжить в себе грустные детские переживания и рост его не увеличивается ни на сантиметр.

Наука еще не зарегистрировала подобные причины задержки роста, хотя вполне возможно, что такие явления будут со временем открыты учеными. Ведь можно привести множество примеров, когда писатели шли впереди ученых в выделении тех или иных явлений. Важно здесь иное: писатель обратил внимание общественности на то, что реакция ребенка на неблагополучие в семье может проявляться самым неожиданным образом, хотя нам пока эта ситуация может показаться фантастической.

Жизнь ребенка - это неуклонный процесс взросления. Особенно резко ускоряется этот процесс в подростковом возрасте. Маленький мальчик или девочка получают от родителей и от школы во многом идеализированное представление о мире. Школьник видит мир не столько таким, каким он является, сколько таким, каким бы он хотел его видеть. Школьник фиксирует свое внимание в основном на всем лучшем, что сосредоточено в окружающих его людях. И вот тут-то возможны отклонения в психологии ребенка. Это может быть связано с тем, что в окружающем мире он не обнаруживает того добра, к которому расположена его душа, которое он сам ищет в мире. Ребенок может ожесточиться и даже возненавидеть такой мир. В другом случае может быть так, что он неожиданно для себя увидит, что реальный мир далек от идеала (еще раз повторяю: реальный мир для ребенка - это в первую очередь его семья и школа). Это чаще всего случается в подростковом возрасте. Подросток может растеряться, утратить веру в добро, и если родители не помогут ему, не ободрят, не успокоят его, это может привести к беде.

Не зря говорят, что подростковый период - это переходный возраст. Это очень сложное время, отделяющее ребенка от взрослого человека. В этом возрасте нарастают нравственный максимализм, моральная требовательность к окружающим, подросток мучается оттого, что окружающие не соответствуют его представлениям (зачастую утрированным) о ценностях бытия. Как нужно быть осторожным, деликатным, мягким с подростком! И как часто у родителей не хватает тут такта, тепла, времени, душевной потребности помочь сыну или дочери разобраться во всех этих запутанных проблемах, разрешить которые не всегда под силу и умудренному знаниями и опытом взрослому человеку.