Родители - хронические алкоголики с антисоциальным поведением. Единственный сын их без присмотра, порой голодный. Ему негде учить уроки, ночевать тоже не всегда есть где - родители выгоняют его из дома, чтобы не мешал их пьяной компании. Ребенок всего боится, стыдится своих родителей, стремится скрыть их антисоциальное поведение от одноклассников. Растет забитым, нерешительным, пугливым, несчастным, не может за себя постоять, ищет защиты у старших. Старается угодить своим потенциальным защитникам, выполняет их просьбы. Среди этих "друзей" появляются подростки с антисоциальным поведением, заставляющие мальчика воровать. Тот не хочет этого делать, старается избежать, но ему не удается. Участвует в мелкой краже, попадает в милицию...
Иногда встречаются случаи лживости, в основе которой лежат реакции протеста. Но куда чаще встречается лживость, вызванная подражанием родителям. Фактически это и есть наиболее распространенный механизм лживости у детей: как ведут себя родители - так ведут себя и дети. "Я люблю свою маму и поэтому веду себя так, как ведет себя она", - заявила восьмилетняя девочка, которую привели на консультацию к врачу из-за чрезмерной лживости. Если в школе учат быть честным, а на каждом шагу ребенок встречает диаметрально противоположное поведение взрослых, то от подобного воспитания не будет никакой пользы.
Аномалии родительской любви могут деформировать любого здорового ребенка, а психически больного или просто не совсем уравновешенного тем более. В этих случаях тем более нужно быть очень осторожным с таким мощным оружием, как родительская любовь. Ведь иногда бывает так, что ребенок страдает каким-нибудь заболеванием (допустим, параличом ног, астмой или еще чем-то), и родители стремятся скомпенсировать все несчастья ребенка своей неудержимой любовью. Кто их осудит? Но и в любви нужно знать меру; ведь если меры нет, то нет здоровья, а следовательно, и счастья.
Без доброты и понимания со стороны взрослых ребенок вряд ли сформируется гармоничным. "Быть любимым - вот в чем заключалась основная потребность натуры Диккенса. Трагедия, пожалуй, была в том, что он требовал большего, чем был в состоянии дать сам. Лишенный, по собственному убеждению, материнской любви, он постоянно искал ее у других, но только спрос в этом случае всегда превышал предложение", - пишет современный диккенсовский биограф Хескет Пирсон. За недостаток родительской любви в детстве любой человек - не только Диккенс - расплачивается всю жизнь. Пускай родители, несправедливо относящиеся к детям, подумают, сколько дочерей и сыновей - своих и чужих - они незаслуженно и бесцельно высмеяли, обидели, унизили. Пускай задумаются о том, каково будет жить с теми, в ком они воспитывали циничное отношение к человеческому достоинству, бессердечие, равнодушие к чужой боли. Вместо того чтобы культивировать в своих детях доброту, понимание сложности, богатства и красоты человеческой души, такие горе-родители нередко стремятся сделать из своих детей эрудированных и себялюбивых прагматиков, лишенных милосердия и отзывчивости. За это они неминуемо получат расплату в старости: как аукнется, так и откликнется.
Дефекты воспитания, хроническая психическая травматизация могут сломать характер любого ребенка. Однако чаще всего это происходит с теми детьми, в психике которых уже есть какие-то особенности: в таких случаях неправильное воспитание обнаруживает и резко заостряет скрытые черты характера, доводя их до гротескной формы. Поэтому у большинства людей с социально обусловленной деформацией личности имеются выраженные в той или иной степени признаки органического поражения центральной нервной системы. Последние могут сами по себе пройти (тем более, если лечиться у специалистов) без всяких последствий, но если на этот уже поврежденный мозг наслаиваются еще и социально обусловленные формы патологии, то смешение этих нарушений с большим трудом поддается лечению.