Народ борется с пьянством.

Но одновременно с этим в русском народе выросли идеи трезвой жизни. В 1874 году появилось первое официально зарегистрированное в России общество трезвости. Оно возникло не в столице, не в крупном городе, а в небольшом селе Дейкаловка Полтавской губернии. К 1914 году в стране действовало более четырехсот обществ трезвости, носивших неправительственный характер.

Романовы не только не поддерживали трезвенническое движение - они его преследовали. К. Маркс писал: "Всякая попытка поднять их (крестьян) моральный уровень карается как преступление. Достаточно вам лишь напомнить о правительственных репрессиях против обществ трезвости, которые стремились спасти московита... от водки".

В 1889 году комиссией под председательством доктора М. Н. Нижегородцева был разработан вопрос "Об опеке над привычными пьяницами и о принудительном их лечении". 28 декабря 1909 года открылся Первый Всероссийский съезд по борьбе с пьянством.

В сентябре 1914 года в России был принят сухой закон. Это был в высшей степени своеобразный закон: правительство как бы снимало с себя ответственность за его исполнение. Фактически он сводился к следующему: местные власти сами решали - стоит им продавать алкогольные напитки или нет. Недруги России надеялись, что русские люди сами откажутся от запрета продажи водки. Но тут случилось нечто на первый взгляд необъяснимое: в стране, которая давно уже стала символом повального пьянства, само население высказалось против продажи алкогольных напитков! Ни в одном городе или деревне не проголосовали за продолжение продажи водки. Таким образом, за сухой закон высказалась вся страна. Те же недоброжелатели России говорят и сейчас: вот потому Россия и потерпела поражение в первой мировой войне, а потом дошла до революции и гражданской войны, что ввела у себя сухой закон. Ни у одной воюющей страны его не было, поэтому все и воевали, кроме России.

Традиции трезвой жизни, зародившиеся после введения сухого закона, облагораживали жизнь людей, помогали им выстоять в тяжелых условиях, вели к нравственному очищению. Введение сухого закона было долгожданным актом, за который боролись многие прогрессивные деятели. Кончилось то время, которое А. Ф. Кони называл вторым крепостным правом, время, когда о злоупотреблениях говорили все, но никто не хотел их победить.

Один из русских врачей - А. Мендельсон, подводя итоги первого года трезвой жизни, писал: "Теперь, когда над Россией проделан опыт отрезвления, длящийся уже более года, опыт, вызывающий восторженное изумление у наших заграничных друзей: англичан, французов, шведов, когда этот опыт со всеми его благодетельными последствиями переживается сознательно всем населением, дальнейшая добровольная трезвая жизнь получила в свою пользу аргумент, равного которому не было в истории человечества. Ворвавшаяся в нашу жизнь принудительная трезвость своими результатами распропагандировала русский народ... Сотни тысяч и миллионы населения будут добровольными трезвенниками".