Почему дети врут и выдумывают?

Инопланетяне живут в Измайлово. Выдающийся психиатр Г. Е. Сухарева впервые описала еще один вид инфантилизма - дисгармонический, когда вместе с эмоционально-волевой незрелостью, отставанием в созревании эмоций имеет место выпячивание, преувеличение, односторонняя гипертрофия тех или иных свойств характера. У одних детей, подростков и юношей на первый план выходит чрезмерная вспыльчивость, у других - неустойчивость и слабоволие, у третьих - склонность к фантазированию, вранью и выдумкам. В любом случае это резко нарушает социальную адаптацию этих лиц, приводя их в больницу, на скамью подсудимых и пр. Иногда жажда признания с помощью фантазирования носит столь карикатурный характер, что, как говорится, ни в какие ворота не лезет.

10 января 1983 года "Комсомольская правда" напечатала нашу статью "Карлсон вернулся?", вызвавшую широкий резонанс. Одни читатели обвиняли автора в мракобесии, в том, что он консерватор, Фома неверящий ни во что и т. д. Другие удивлялись, как же в наше-то время может быть столько легковерных людей.

История, рассказанная мной в газете, такова.

В московском микрорайоне Измайлово объявился 14-летний подросток, страдающий сахарным диабетом и псориазом, который утвержал, что в его квартире живут инопланетяне, да и сам он тоже инопланетянин. В квартиру потянулись любители сенсаций, они записывали чушь, которую нес мальчишка, распространяли записи по столице, в микрорайоне чуть не паника началась: вдруг инопланетяне нам войну объявят?

Мать подростка, видя, что он совсем заврался (и помня, что он еще с дошкольных времен любил присочинить, выдумать, глазом не моргнув, самую невероятную историю), что он настолько, как она выразилась, обнаглел, что в своих россказнях даже не задумывался над тем, чтобы у него сходились концы с концами, обратилась к психиатру, и по ее настойчивой просьбе ребенок был помещен в психиатрическую больницу.

Это был щуплый, инфантильный паренек, без всяких признаков полового созревания. Он был безудержно болтлив, весел, безмятежен. Вовсю предавшись своим необузданным фантазиям, он стремился таким образом привлечь к себе внимание. Хотелось покрасоваться. Ведь раньше он привлекал внимание лишь дурными отметками и безделием. Наслушавшись когда-то разговоров взрослых об инопланетянах, он решил подыграть легковерным, да настолько вошел в игру, настолько перевоплотился в сюжет игры, что уже без психиатра выйти из нее не мог.

Между прочим, не последнюю роль тут сыграл отец-пьяница. Он понял, что из бреда сына можно извлечь какую-то пользу, и принялся вовсю расписывать проделки инопланетян в квартире. Зеваки, коих набиралось ежедневно несколько десятков, приносили отцу заморские вина с яркими наклейками; отцу, привыкшему к бормотухе и дешевеньким портвейнам, все это льстило.

И смех и грех.

Побыл мальчишка в психиатрической больнице, стал тут фантазировать на другие темы, об инопланетянах начисто забыл.

Потом ушел домой, там сверстники высмеяли его подражание барону Мюнхгаузену, а тут и половое созревание ускорилось, наверстала природа упущенное. Поумнел, повзрослел, стал вполне приличным человеком, а об истории с инопланетянами вспоминает с довольной ухмылкой: "Подурачил ученых - так им и надо".

Конечно, не всегда так благополучно заканчиваются истории с инфантилами. Иногда в их вранье разобраться бывает очень трудно.

Что еще свойственно всем психически незрелым людям? Преобладание игровых интересов, быстрая пресыщаемость, легкомыслие, безответственность, недостаточно развитое чувство раскаяния, эгоизм, беззаботность, необязательность и т. д. Они совершают поступки по первому побуждению, мало задумываясь над их последствиями. Им трудно отсрочить получение удовольствия, они нетерпеливы, раздражительны, обидчивы. Для них вся жизнь - игра, а самым тяжелым является необходимость вести себя сооветственно возрасту. Если у них уже имеется биологическая предрасположенность к подобному поведению, то она всегда выявляется, усиливается, заостряется, становится карикатурно выраженной из-за чрезмерной или недостаточной родительской любви, из-за неправильного воспитания. Патологические роды, частые болезни после рождения, ушибы головы и т. д. встречались во все эпохи, но никогда не было так много инфантильных субъектов, как в наши дни. Дело, стало быть, не только в биологических дисгармониях, а в социальных воздействиях.

У некоторых подобных лиц длительное время имеют место остаточные явления органического поражения головного мозга. Они с годами проходят (особенно в результате каждодневного и целенаправленного лечения), но пока они не ликвидировались, возникают некоторые проблемы, создающие окружающим много хлопот. Во-первых, пока не ликвидировались остаточные явления органического поражения головного мозга, имеются трудности в поведении детей, низкая успеваемость, эмоционально-волевые нарушения. Во-вторых, родители по вполне понятным причинам стремятся создать ребенку (чаще всего единственному) щадящие условия, всячески опекают его, жалеют... С годами он все больше и больше обнаруживает душевную незрелость. Потом все остаточные явления органического поражения центральной нервной системы уже ликвидировались, а гармонический, дисгармонический или другие виды инфантилизма сохраняются на долгие годы.

Описываемые явления носят объективный характер, они захватывают все цивилизованные страны. В нашей стране, где дети являются единственным привилегированным классом и где их развитию уделяется очень большое внимание, нельзя останавливаться на достигнутом, нужно анализировать причины побочных явлений слишком заласкивающего, слишком бездумного отношения к подрастающему поколению. Сдувать каждую пушинку с подростка, говорящего басом и имеющего гренадерский рост, это значит заранее обрекать его на инфантильность.

Родители часто жалуются на инфантильность сыновей. А имеют ли они право жаловаться? Как они могут упрекать сыновей за отсутствие самостоятельности или чувства ответственности, если сами родители не развивали в детях эти свойства? Это все равно, что упрекать ребенка в том, что он не выучил какой-нибудь иностранный язык, которому его вообще не учили.

Отрочество - один из самых прекрасных периодов в жизни человека. Только отчего этот период так тяжело протекает у некоторых наших сыновей и дочерей? Не мы ли сами приложили свои руки к этому?

Особенности психологии юношества изучались с древнейших времен. Вот как, например, отзывался о молодых людях Аристотель: "По своему честолюбию они не переносят пренебрежения и негодуют, когда считают себя обиженными. Они любят почет, но еще более любят победу, потому что юность жаждет превосходства... они совсем не корыстолюбивы, потому что не испытали нужды... Они не злы, а добродушны, потому что не видели еще многих низостей. Они легковерны, потому что еще не во многом были обмануты... Они преимущественно живут надеждой, потому что надежда касается будущего, а воспоминание - прошедшего, у юношей же будущее продолжительно, прошедшее же кратко... Их легко обмануть вследствие сказанного: они легко поддаются надежде... Они великодушны, потому что жизнь еще не унизила их, и они не испытали нужды... В своих занятиях они предпочитают прекрасное полезному, потому что живут более сердцем, чем расчетом... Они все делают через меру: чересчур любят и чересчур ненавидят, и во всем остальном также. Они считают себя всеведующими... И несправедливости они совершают по своему высокомерию, а не по злобе. Они легко доступны состраданию, потому что считают всех честными и слишком хорошими: они мерят своих близких своей собственной неиспорченностью... " (Цит. по кн.: Античные риторики, - М.: Изд-во МГУ, 1978. - С. 96.)

Эти особенности характера молодых людей должны знать все, кто их окружает, и деликатно, а порой и очень решительно исправлять недостатки в поведении подростков. Во всяком случае не следует закрывать на них глаза, ведь расплата за равнодушие рано или поздно наступит.

А начинается все с раннего детства... Ниже мы расскажем о некоторых психических расстройствах у старших школьников. Чтобы предупредить недоуменные вопросы читателей (дескать, при чем здесь проблема неблагополучных семей?), сразу же ответим, что все эти расстройства вызываются разными причинами, не обо всех из них идет речь в нашей книге, но какие бы причины ни были, всегда в их комплексе большой удельный вес занимают проблемы гармоничных отношений в семье. Вот, например, нервная анорексия (многие авторы именуют ее психической), о которой читатель скоро узнает. Ученые давно уже ломают копья в отношении ее происхождения, высказываются самые различные гипотезы. Одна из них такова: дети "уходят" в психическую анорексию (как многие "уходят" в коллекционирование, хулиганство или ложь), чтобы обратить на себя внимание вечно ссорящихся родителей. Дескать, обнаружив, что ребенок серьезно заболел, родители прекратят свои конфликты, семья сплотится, в ней наступит мир. Наверное, такие причины психической анорексии бывают не всегда, но может ли врач сбрасывать со счета и такой механизм?