же контрольно-коррекционную афферентацию. Таким образом, посредством соответствующих изменений в тонусе мышцы производится коррекция движения в каждый отдельный момент, в каждый этап его выполнения и вводится в действие первый рефлекторный круг, обеспечивающий деятельность организма как саморегулирующейся системы в условиях двигательной активности. Подобные круговые связи устанавливаются и в других отделах нервной системы, посредством которых осуществляется регуляция произвольных движений.
Осуществление нервнорефлекторного механизма движений требует предварительного создания во всей системе определенных оптимальных условий, обеспечивающих двигательный акт:
- Создание условия для так называемого оперативного покоя (по Ухтомскому), который характеризуется повышенной возбудимостью нервных клеток и повышенной лабильностью нейромышечного аппарата. Состояние оперативного покоя, своеобразное стартовое состояние нервных клеток и нейромышечного аппарата, обеспечивает быструю мобилизацию и быстрый переход к двигательному действию. В достижении состояния оперативного покоя значительную роль играет ретикулярная формация, которая по восходящему и нисходящему пути через процессы возбуждения или торможения создает оптимальную возбудимость во всех звеньях и этапах нервной системы, участвующих в осуществлении регуляции двигательного акта.
- Началу каждого произвольного движения предшествует также условнорефлекторное возбуждение комплекса тех клеток коры, в которые поступают афферентные импульсы, полученные при осуществлении желаемого эффекта от движения. Эта своеобразная предупредительная иннервация, система сигналов, связанных условно-рефлекторно с движением, возбуждает комплекс нервных клеток коры, названный Анохиным «акцептором действия» («аппарат предвидения») по Бернштейну, и, таким образом, при обычных условиях движение осуществляется в большой степени программированно.
- Пусковые механизмы при осуществлении произвольного движения приводят в действие и систему различных тонических рефлексов: статические (позотонические и разгибательные) и статокинетические (с участием лабиринтов и проприорецепторов мышц шеи). Например, при движении головы влево повышается тонус разгибателей левой конечности и тонус сгибаемой правой конечности (по Magnus).
Нервнорефлекторный механизм регуляции двигательного акта основывается на действии нескольких субординированных саморегулирующихся подсистем:
а. Круговая органная саморегуляция представляет собой наиболее низкий уровень органной саморегуляции, при которой рефлекторное кольцо, расположенное сегментарно, начинается и кончается в одном и том же органе: мышца-мышца.
б. Внутрисистемная саморегуляция осуществляет согласованную деятельность различных органов в одной системе: сердце - кровеносные сосуды - кровообращение.
в. Межсистемная висцеральная саморегуляция обеспечивает согласованную деятельность двух или более различных систем: дыхание – кровообращение – кардио - пульмональная функция.
г. Саморегуляция во взаимной деятельности локомоторной и висцеральной сфер на подкорковом уровне (сегментарный и надсегментарный). Например, на основе метамерных сегментарных реакций построены принципы сегментарного массажа по Щербаку.
д. Общая корковая саморегуляция включается в этот механизм только при невозможности справиться с возникшими двигательными ситуациями на уровне низших субординированных систем, обеспечивающих эффективность выполнения двигательной программы.
Включение всех этих нервнорефлекторных механизмов и осуществление соответствующей двигательной программы зависят от ряда условий. Прежде всего патологические процессы, нарушающие морфологическую целостность и структуру или функцию отдельных звеньев этого механизма, могут изменить его совершенство и точную согласованную деятельность, что приведет к различным по характеру и степени расстройствам движения. Большое значение имеют также различные раздражители, действующие на рецепторы и имеющие пусковой характер. Различные по силе раздражители (подпороговые, слабые, сильные, сверхсильные) вызывают различный двигательный, а оттуда и различный лечебный эффект. Характер раздражителя (перво- или второсигнальный) также имеет значение. Например, первосигнальные раздражения поражают конкретное двигательное восприятие, которое оставляет след, ведущий к конкретному двигательному представлению, распространяющемуся путем элективной иррадиации и на вторую сигнальную систему. Это позволяет второсигнальному раздражению вызывать не только конкретный двигательный акт, но также идеаторные двигательные реакции.
Функциональное состояние тканей и нейромышечного аппарата также имеет большое значение для точного и полного осуществления двигательной программы. При различных видах лабильности тканей один и тот же по силе раздражитель может вызывать различный эффект. При высокой степени лабильности, например, сильные раздражители приводят к истинному пессимуму (последовательное торможение после возбуждения), в результате чего развиваются электропозитивные и интенсивные ассимиляционные процессы, т. е. полное восстановление. И, наоборот, при низкой степени лабильности сильные раздражители приводят к ложному пессимуму (запредельное, охранительное торможение), в результате чего развиваются электронегативные и интенсивные дессимиляционные процессы, т. е. истощение.
Фазность возбудительного процесса как элемента функционального состояния (уравнительная, трансформационная, парадоксальная, тормозящая) также отражается на выполнении двигательной программы.
Состояние и функция внутренних органов и вегетативных функциональных систем (сердечно-сосудистая система и кровообращение, дыхание и газообмен, морфологический и биохимический состав крови, эндокринная система, выделительная система и др.), вегетативно обеспечивающие процесс движения, играют исключительно важную роль.
Адаптационно-трофические и функциональные изменения органов или создававшиеся патологические динамические стереотипы в их деятельности (при ряде заболеваний) могут оказать положительное или отрицательное воздействие на выполнение двигательной программы.
Нервно-рефлекторный механизм регуляции в кинезитерапии, часть 1