Консультация подростков при патологии органа зрения, часть 3

Такой полный объем офтальмологического освидетельствования позволяет из многих специальностей и профессий выбрать наиболее подходящую, соответствующую состоянию зрительной функции, что невозможно сделать на основании обычно проводимых в школах осмотров, при которых в лучшем случае определяется острота зрения, реже - рефракция и состояние переднего отрезка глаза; такой осмотр фактически лишает возможности рекомендации профессии.

Наиболее важным при решении вопроса о профпригодности является острота зрения, характер и сила рефракции. Вместе с тем известно, что у значительного числа подростков-школьников, собирающихся вступать в трудовую жизнь, имеет место-понижение зрения. О большой частоте снижения зрения среди детей и подростков, имеющей определенную закономерность нарастать с увеличением возраста, указывали еще видные гигиенисты прошлого и качала нашего столетия. Исследования Е. М. Белостоцкой, материалы В.М.Левина и др. показывают, что за последние десятилетия положительной динамики зрительной функции у детей и подростков не наблюдается, частота снижения зрения остается по-прежнему весьма значительной, а в отдельных возрастных группах еще более высокой, чем была в прежние годы. Обследование школьников старших классов (7-10-е) Ленинграда в 1972 г., о задачах и организации которого мы уже упоминали, показало, что более чем у трети (35,1%) учащихся найдена пониженная острота зрения, чаще на обоих глазах у (26,5%), при этом степень снижения зрительной функции нередко была весьма значительной: у 12,3% школьников острота зрения одного или обоих глаз не превышала 0,1, а более чем у 16% старшеклассников острота зрения обоих глаз не достигала 0,5. Наиболее частой причиной понижения зрения являются аномалии рефракции, в частности близорукость, обнаруженная у 25% школьников старших классов Ленинграда (у 28% девочек и 22% юношей). Аномалии зрения, как видно из приводимых ниже данных, в подавляющем большинстве требуют различных ограничений при выборе профессии; чаще всего они являются причиной ограничений к работам, препятствующим ношению очков и требующим большой зрительной нагрузки.

Частота ограничений сравнительно с 1960 г. даже несколько возросла, особенно у девушек. Определение годности школьников к обучению в некоторых профессиях в связи с состоянием зрения показало, что почти четверть из выпускников средних школ не смогут осваивать профессии строительного профиля, столько же девушек - обучаться в текстильной промышленности, около 13% будут негодны к обучению электромонтерским профессиям, 5% - профессиям радиотехнического профиля, 2% юношей не смогут осваивать профессии слесарного и слесарно-сборочного характера и около 3%-профессии станочного профиля металлообрабатывающей промышленности. Эти данные свидетельствуют о том, что аномалии зрения - одна из наиболее частых причин ограничений подростков к труду и требуют от врачей правильного подхода при решении этого вопроса.

При оценке профессиональной пригодности подростков, страдающих аномалией рефракции, необходимо учитывать, что работоспособность близорукого и дальнозоркого глаза различна, более того, различна работоспособность к зрительным работам при близорукости разных степеней. Близорукий глаз хорошо переносит мелкие точные работы на близком расстоянии, при этом не требуется коррекции лишь при близорукости малой степени. Современная офтальмологическая наука рассматривает слабую близорукость не как заболевание, а как результат функциональной адаптации зрительного анализатора к работе на близком расстоянии, развивающейся у лиц с ослабленной аккомодационной способностью. Таким образом, глаз со слабой: близорукостью хорошо приспособлен к работе на близком расстоянии, и такие работы для него не являются противопоказанными. При более выраженных степенях близорукости, которые рассматриваются уже как состояние патологическое, длительная работа на близком расстоянии может вызвать утомление глаза. В отношении роли оптической коррекции в целях профилактики прогрессирования и улучшения работоспособности при миопии средней степени единодушного мнения нет. Если в отношении близорукости слабой степени большинство исследователей не признает необходимым применения коррекции при работе на близком расстоянии, так как именно она и обеспечивает длительную зрительную работу вблизи, а минусовая оптическая коррекция может оказать лишь отрицательное влияние, так как побуждает ослабленную аккомодацию к непосильной деятельности, то вопрос в отношении коррекции при средней степени близорукости остается дискутабельным.

Многие считают, что прогрессирование близорукости этих степеней чаще наступает у детей, не пользующихся очками, и приходят к выводу о необходимости постоянного ношения очков при средней и высокой миопии. Правда, при этом Б. Л. Якимов делает оговорку, что постоянная полная коррекция целесообразна, если работа не связана со значительной зрительной нагрузкой на близком расстоянии. Из этого можно сделать заключение, что при зрительной нагрузке для лиц даже со средней степенью миопии коррекция не обязательна. Однако необходимо учитывать, что утомление глаза при длительной работе на близком расстоянии тем более выражено, чем выше степень миопии. Ряд исследований показывает, что у школьников с аномалией рефракции, в том числе и миопией, к концу занятий зрительная функция ухудшается более значительно, чем у эмметропов.

Дальнозоркий глаз не приспособлен к длительной работе на близком расстоянии; при выполнении работ, требующих напряженной зрительной нагрузки, у лиц с дальнозоркостью быстро наступает утомление глаза, которое проявляется ощущением тяжести в глазах, неясности близко рассматриваемых предметов, головной боли; если работу продолжать, наступает аккомодационная астенопия, почти полностью выключается функция аккомодации, усиливаются субъективные неприятные ощущения, головные боли, и продолжение работы становится невозможным.

Консультация подростков при патологии органа зрения, часть 1

Часть 2 | Часть 3 | Часть 4 | Часть 5 | Часть 6 | Часть 7