Консультация подростков с болезнями верхних дыхательных путей, часть 3

Заболевания органа слуха, как правило, в той или иной степени ограничивают профессиональную пригодность подростков, во-первых, в связи с тем, что они нередко обладают хронически рецидивирующим течением (например, хроническое гнойное воспаление среднего уха), во-вторых, в связи с нарушением слуховой функции, часто являющейся следствием этих заболеваний. Таким образом, ограничение профессиональной пригодности определяется как нарушением функции слуха, так и характером самого заболевания, которые могут принимать неблагоприятное, прогрессирующее течение при воздействии некоторых профессионально-производственных факторов, но при котором слуховая функция может быть и не нарушена.

Основным критерием оценки слуховой функции является острота слуха на шепотную речь. В связи с повышенной чувствительностью слухового анализатора подростков к шуму любая степень снижения слуха на шепотную речь является абсолютным противопоказанием для работы в условиях производственного шума и вибрации - в кузнечных, кузнечно-прессовых, литейных, судостроительных, ткацких и прядильных цехах, в машинных отделениях энергетических цехов, при испытании моторов, в крупных машинописных бюро, машиносчетных станциях и т. п. Кроме того, снижение слуха на шепотную речь служит препятствием для работ, требующих полного слуха, при которых необходимо восприятие на слух работы приборов, механизмов, агрегатов (наладка некоторых приборов, наблюдение за работой гидравлических и паровых турбин и др.), правда, в современных условиях производства, в связи с широким внедрением автоматического регулирования и измерительной техники таких работ становится все меньше. Хотя снижение слуха на шепотную речь и является препятствием к выполнению многих работ, однако для подбора профессии оценка слышимости только шепотной речи недостаточна, особенно если последняя существенно снижена. С этой точки зрения статьи действующих перечней медицинских противопоказаний, ориентирующие при решении вопросов о годности к обучению только на оценку слышимости шепотной речи, не вполне удовлетворяют требованиям врачебной профессиональной консультации. Нередки случаи, когда даже при значительном снижении слуха па шепотную речь почти полностью сохранено восприятие разговорной речи; подростки с таким слухом вполне могут осваивать ряд профессий, в том числе и подготавливаемых в ПТУ. Классификации нарушения слуха, полностью удовлетворяющей задачам врачебной профессиональной консультации, не существует. Наиболее близка к ним классификация, предложенная Б. С. Преображенским, для дифференцированного общеобразовательного обучения детей с тугоухостью, в основу которой положена степень снижения слуха на шепотную и разговорную речь. Деление тугоухости на 4 степени - легкую, умеренную, значительную и тяжелую - может служить в определенной степени и задачам профессиональной консультации, так как позволит более дифференцированно подходить к выбору профессии для подростков с пониженным слухом.

Совершенно очевидно, что при тяжелой степени тугоухости (шепотная речь слышна на расстоянии 0,5 м и ближе, разговорная - ниже 2 м) подростки не могут обучаться в ПТУ; для них допустимо освоение профессий индивидуальным или индивидуально-бригадным методом на предприятиях специального типа либо в мелких мастерских, учреждениях. Выбор профессии должен быть сделан с учетом основных противопоказаний, общих для лиц с любой степенью понижения слуха (шум, вибрация, степень участия слуховой функции в рабочих операциях).

Особенно ограничен выбор профессий для подростков, страдающих глухотой.

У таких лиц обычно имеется либо полная стойкая потеря слуха, либо такое понижение слуха, при котором обычная разговорная речь воспринимается на очень близком от уха расстоянии или с помощью слуховых аппаратов. Определение профессиональной пригодности осложняется еще и тем, что нередко такие состояния сочетаются с расстройством речи (глухонемота). Полная глухота является противопоказанием к обучению в профессионально-технических училищах. Такие подростки подлежат индивидуальному или индивидуально-бригадному обучению профессиям, не требующим постоянного общения с людьми (продавцы, кассиры и т. п.), необходимости восприятия звуковой сигнализации, с повышенной опасностью травматизма (на высоте, у движущихся механизмов). Им можно рекомендовать обучение специальностям чертежника, копировщика, архивариуса, счетно-канцелярским, некоторым лаборантским профессиям, брошюровочно-переплетному или картонажному делу, профессии гравера-градуировщика; слесарно-инструментальные, слесарно-лекальные, разметочные, столярные работы такие подростки могут выполнять при условии выделения отдельных участков в цехах или мастерских, где предусмотрены безопасные в отношении общего травматизма условия труда. Целесообразно направление таких подростков на ВТЭК для получения возможности работать в специальных артелях или заниматься в училищах системы социального обеспечения (экономисты, бухгалтеры, архивариусы и др.).

Подростки, страдающие тяжелой степенью тугоухости и глухотой на оба уха, могут обучаться в высших учебных заведениях специальностям, предусмотренным приказом Министерства здравоохранения СССР и Министерства высшего образования № 73/69 от 19/11 1963 г. (проектно-конструкторские специальности по многим отраслям народного хозяйства, технологии продовольственных товаров и товаров широкого потребления, специальностям экономики и планирования и обучению в университетах при наличии в них специальных отделений).

Подростки со значительной тугоухостью (шепотная речь воспринимается на расстоянии 0,5-1 м разговорная - на 2-4 м) могут обучаться в профессионально-технических училищах, но очень ограниченному числу профессий - чертежник, копировщик, слесарь по ремонту контрольно-измерительных приборов, гравер-градуировщик, профессии производства радиоаппаратуры и аппаратуры проводной связи, швея-ручница, фоторетушер, счетно-бухгалтерские профессии, сапожник по пошиву обуви по индивидуальным заказам.

Консультация подростков с болезнями верхних дыхательных путей, часть 1

Часть 2 | Часть 4 | Часть 5