Специфика медицинского освидетельствования подростков, часть 2

Особенности медицинского освидетельствования подростков «узкими» специалистами подробно излагаются нами в разделах по профессиональной пригодности подростков с соответствующими отклонениями. В настоящем разделе остановимся на некоторых организационно-методических вопросах проведения осмотра.

Предварительные медицинские осмотры, как правило, проводятся по месту жительства подростка либо по месту расположения училища или промышленного предприятия, куда поступает подросток. Для периодических медицинских осмотров, чаще всего проводимых в училищах или на здравпунктах предприятий, формируется комиссия из состава врачей поликлиник, территориально обслуживающих училище, техникум или предприятие. Поэтому организация предварительных осмотров несколько проще; при этом врач подросткового кабинета направляет обратившихся за заключением о профессиональной пригодности ко всем специалистам, в лабораторию, на флюорографию (исключение туберкулеза), обеспечивает внеочередной их прием. Затем по получении всех данных обследования, с учетом представленной медицинской документации из учреждений, ранее наблюдавших подростка (из школ, детских поликлиник, диспансеров, специальных центров), врач должен сделать заключение о годности поступающего к избранной профессии в соответствии с действующими перечнями медицинских противопоказаний, а в случае негодности к данной профессии - рекомендовать несколько других, которые подросток может осваивать. Нередко решение этого вопроса на основании одномоментного обследования затруднительно из-за неясности диагноза, функционального прогноза, необходимости специального, в частности хирургического, лечения и других причин. В этих случаях необходимо прибегать к дополнительным консультациям специалистов (ревматологов, психоневрологов, фтизиатров, гематологов и др.) для уточнения диагноза и других неясных вопросов и лишь после этого выносить заключение о годности к обучению или работе. Отказ от дополнительных обследований ради более быстрой выдачи заключения по настойчивым просьбам подростков часто приводит к неправильному решению вопроса о профпригодности и вынужденному отчислению из училища или переводу па другую специальность, в лучшем случае, после первого же углубленного осмотра (к концу года обучения), что наносит моральный ущерб самому подростку и вносит трудности в организацию подготовки кадров.

Организационно-методическая работа при проведении периодических осмотров, имеющих, как было сказано, несколько более широкие задачи, сложнее. Правильная организация и подготовка к этой работе во многом определяет ее успех, т. е. высокое качество проведения осмотров, а следовательно, и правильное планирование дальнейших мероприятий по оздоровлению подростков.

Подготовка к осмотру включает проведение ряда важных мероприятий, как-то: формирование медицинских комиссий, составление и утверждение с администрацией предприятий и поликлиник графиков осмотров; определение мест, где будут проводиться осмотры, и подготовка соответствующих помещений; подготовка медицинских документов на подлежащих осмотру; проверка наличия и исправности инструментария и инвентаря (аппараты Рива-Роччи, секундомеры, весы, ростомеры, сантиметровые ленты, ручные динамометры, инструменты, необходимые специалистам, и т. п.); организация флюорографии, которую целесообразно провести до начала массового осмотра; наконец, инструктивно-методическое совещание с врачебной комиссией и средним медицинским персоналом. На некоторых из этих вопросов считаем необходимым остановиться подробнее.

При подготовке помещения для проведения осмотров в училищах следует учесть, что для эффективной работы комиссии необходимо выделить по крайней мере 3 отдельные комнаты, кроме мест ожидания для подростков:

1) для регистрации, заполнения карт осмотра; здесь же целесообразно проводить и лабораторные исследования, измерение артериального давления. Таким образом, в этом помещении располагается медсестра или фельдшер училища, врач-хирург и лаборант;

2) для работы терапевта и невропатолога;

3) кабинет для приема офтальмолога и отоларинголога. Это помещение должно соответствовать определенным требованиям: иметь длину не менее 5 м для исследования слуха на шепотную речь и остроты зрения, а также возможность затемнения (закрытие окна шторой у места осмотра окулиста) для исследования глазного дна.

Не лишне напомнить, что кабинеты (комнаты) должны быть оснащены всем необходимым для осмотра (например, кушетками в кабинетах терапевта и хирурга, отсутствие которых лишает возможности выслушать сердце в лежачем положении, пальпировать органы брюшной полости), а также для высокой культуры работы (возможность вымыть и продезинфицировать руки; дорожки на полу в кабинете хирурга и невропатолога, которые должны осматривать подростка в почти обнаженном виде; журналы, газеты в месте ожидания подростков и т. п.).

Освидетельствование подростков проводится следующими специалистами: терапевтом, невропатологом, отоларингологом, окулистом, хирургом. Всем производится антропометрия в полном объеме (измерение роста стоя и сидя, окружности грудной клетки в трех положениях - на вдохе, выдохе и при спокойном дыхании, определяется вес; динамометрия правой и левой кистей, спирометрия), исследование содержания гемоглобина крови и СОЭ, флюорография органов грудной клетки.

Инструкцией не предусмотрено обязательное обследование дерматологом и гинекологом. Однако дерматолога, равно как и других узких специалистов (эндокринолога, пульмонолога, ревматолога), следует привлекать в период осмотров как можно шире, для консультации неясных в диагностическом и лечебном отношении случаев. Что же касается гинеколога, то мы полагаем, что участие его в комиссии для профилактического осмотра девушек весьма важно. Это убедительно подтверждается научными исследованиями Харьковского научно-исследовательского института охраны здоровья детей и подростков, показавшими, что у девушек-подростков нередко имеют место различные заболевания и отклонения половой сферы, нуждающиеся в лечении и диспансеризации.

Специфика медицинского освидетельствования подростков, часть 1
Специфика медицинского освидетельствования подростков, часть 3
Специфика медицинского освидетельствования подростков, часть 4


28.09.2010 06:01:50
А кого берут в армию? Почитайте, этого мальчишку потом в армию забрали... врачи...

Витя Г., 4 лет, поступил в клинику по поводу туберкулеза внутригрудных лимфатических узлов справа в фазе инфильтрации, осложненного лимфобронхиальным свищом трахеи и правого главного бронха и ателектатически-пневмоническим процессом верхней доли.

Контакт с туберкулезным больным не установлен. Вакцинирован БЦЖ при рождении. Заболел остро в июле 1964 г.: высокая температура тела, резкий кашель. Реакция Пирке оказалась положительной, рентгенологически выявлено гомогенное затемнение верхней доли справа. Лечился 5 месяцев в местной больнице тремя препаратами I ряда. Для продолжения лечения переведен в клинику.

При поступлении резко выражены симптомы интоксикации, субфебрильная температура, патологические сдвиги крови (лейкоцитоз, нейтрофильный сдвиг влево, моноцитоз). Микобактерии туберкулеза в промывных водах желудка и бронхов методом флотации и посева не обнаружены. Градуированная туберкулиновая проба положительная на два разведения (11 и 7 мм). Реакция Манту 1:2000 12 мм.

Рентгенологически в легких определялось уменьшение объема верхней доли и гомогенное ее уплотнение. Правый корень подтянут, инфильтрирован, средостение расширено. Эмфизема в участках ниже места поражения. При бронхоскопии выявлены лимфобронхиальные свищи в трахее и правом главном бронхе с некротизирующимися грануляциями.

В клинике продолжено лечение тремя препаратами I ряда и назначен гидрокортизон (на 2 месяца). Систематически проводились бронхоскопии с удалением грануляций. При гистологическом исследовании последних подтвержден специфический характер воспаления.

Под влиянием лечения через 3 месяца нормализовалась температура тела, спустя 5 месяцев исчезли патологические сдвиги крови. Рентгенологически после некоторого уменьшения тени за счет расправления ателектаза III сегмента в первые дни пребывания в клинике в дальнейшем выраженной динамики не было в течение длительного времени. После 6 месяцев лечения препаратами I ряда назначены препараты II ряда: этионамид, этоксид, пиразинамид также на 6 месяцев. В то же время проведен повторный курс гормонотерапии (преднизолон 1,5 месяца). В последующем применялись различные комбинации препаратов I и II ряда. Назначались аэрозоли с тубазидом, химопсином, фурацилином. Первые заметные положительные сдвиги отмечены после 10 месяцев лечения, когда было выявлено уменьшение участка уплотнения легочной ткани с формированием более четкого ограниченного фокуса в I сегменте. В это же время отмечалось уменьшение грануляций в просвете трахеи и бронха, которые исчезли к исходу первого года лечения. Выраженное улучшение наблюдалось через 2 года: рентгенологически уже не определялся участок уплотнения легочной ткани, резко уменьшились паратрахеальные и прикорневые лимфатические узлы и наступило заживление туберкулеза трахеи и правого главного бронха с образованием рубца и деформацией просвета бронха.

Выписан через 2 года 4 месяца, последние 4 месяца находился на санаторном режиме без специфического лечения. При выписке состояние удовлетворительное, симптомы интоксикации выражены незначительно, масса тела увеличилась на 7 кг. Температура тела нормальная, изменений картины крови нет. Белково-туберкулиновые и гемотуберкулиновые пробы положительные. В легких пневмосклероз в области I и II сегментов, а при бронхографии выявлены бронхоэктазы в I сегменте.

В трахее и бронхах - рубцы с деформацией просвета верхнедолевого бронха.

Для данного наблюдения характерно длительное течение туберкулезного бронхоаденита, осложненного ателектатически-пневмоническим процессом, верхней доли. В I сегменте, где долго сохранялись воспалительные изменения, отмечалось развитие бронхоэктазов. Причиной такого длительного течения процесса явилось массивное поражение лимфатических узлов с казеозным их перерождением, сопровождающееся длительным специфическим процессом в бронхе и трахее.