Среди школьников из заболеваний внутренних органов наиболее часто причиной ограничений являются заболевания органов дыхания, болезни и отклонения со стороны сердечно-сосудистой системы и органов пищеварения. За последние десятилетия у них уменьшилась частота ограничений профессиональной пригодности в связи с ревматизмом и гипертонией, несколько участились ограничения из-за заболеваний органов дыхания и пищеварения, главным образом по отклонениям со стороны желчевыводящих путей.
При решении вопросов профессиональной пригодности подростков с заболеваниями внутренних органов врачу необходимо учитывать ряд важных обстоятельств.
Прежде всего речь идет не только об уточнении диагноза, но и о тщательной функциональной диагностике, уточнении (в пределах возможного) степени нарушения функции, т. е. степени недостаточности.
В условиях поликлинического обследования для этих целей вполне доступно применение физической нагрузки различной интенсивности при заболеваниях сердечно-сосудистой системы либо иных функциональных проб и дополнительных исследований для функциональной диагностики заболевания других систем и органов. Степень нарушения функции, т. е. степень декомпенсации системы, выявляемая но реакции на нагрузку, является основным критерием возможности выполнения той или иной работы.
Далее, при хронических рецидивирующих заболеваниях необходимо уточнение степени активности процесса; при наличии активности решение вопроса о профессиональной пригодности следует отложить до затихания обострения.
Большое значение для определения допустимого объема нагрузки имеют оценка закономерностей возрастной динамики развития подростка, а также учет функционального прогноза, определение возможного объема восстановления функции больного органа или системы вообще и в конкретных условиях производства в частности.
При решении вопроса о допуске к работе подростков с заболеваниями внутренних органов врач должен руководствоваться имеющимися научными данными о влиянии различных профессиональных факторов на течение заболевания, о требованиях, предъявляемых конкретными факторами среды и характером труда к организму в целом и главным образом к больному органу или системе.
Наконец, в известной мере, если это не противоречит всему вышеизложенному, т. е. не будет приносить вред здоровью, врач должен считаться с желанием, склонностью, нередко и социально-бытовыми условиями подростка. Таким образом, при профессиональной консультации подростков с заболеваниями внутренних органов перед врачом стоит много задач, без решения и учета которых невозможна рекомендация больному подростку подходящей трудовой деятельности.
Возможны и другие факторы, способствующие образованию туберкулом. По-видимому, имеют значение наклонность туберкулезного процесса у детей к самозаживлению, а также особенности состояния легочной ткани вокруг очага первичной инфекции. Больные с туберкуломами должны получать специфическое антибактериальное лечение. Особое внимание при этом нужно уделять детям, не получавшим лечения ранее. Им необходимо назначать в первую очередь три основных препарата I ряда. В остальных случаях терапия проводится в зависимости от полученного ранее лечения. Стрептомицин обычно назначают на 3-4 месяца, тубазид и ПАСК - на более длительный срок, 7-9-12 месяцев. Показаны также препараты II ряда - протионамид, этионамид, пиразинамид - в основном больным, у которых лечение препаратами I ряда было безрезультатным. При свежих процессах, особенно при поражении бронха, присоединяются гормональные препараты (преднизолон).
Длительное антибактериальное лечение проводится в случаях, когда очевидна положительная динамика. При отсутствии ее показано оперативное вмешательство. Подход к оперативному вмешательству должен быть дифференцированным. Мы пришли к выводу, что если фокус мал (до 1,5-2 см в диаметре) и явления интоксикации не выражены, то больных не следует подвергать оперативному вмешательству. Если же размеры туберкуломы значительны (2 см и более) и консервативное лечение не вызывает сдвигов, то больных необходимо оперировать. Консервативное лечение должно проводиться не менее 6-12 месяцев, при отсутствии эффекта назначают оперативное вмешательство.