Профессиональная консультация подростков при болезнях сердечно-сосудистой системы, часть 6

В отдельных же случаях такие первичные гипотонии у подростков сопровождаются субъективными расстройствами (головные боли, головокружения, нарушение сна или сонливость, повышенная утомляемость, боли в области сердца) и объективными проявлениями нарушения гемо- и кардиодинамики (понижение всех видов артериального давления, тенденция к компенсаторной тахикардии, понижение периферического сопротивления, нарушение сократительной функции миокарда, изменение метаболизма в миокарде, выявляемые при ЭКГ-исследовании, неблагоприятные результаты функциональных проб с дозированной нагрузкой). Одновременно у таких подростков наблюдаются симптомы нарушения вегетативной нервной системы.

Учитывая изложенное, гипотонические состояния у подростков не всегда могут рассматриваться как физиологический вариант, не ограничивающий работоспособность; перечисленные изменения представляют собой если не заболевание, то состояние, в значительной мере влияющее на работоспособность и общее самочувствие подростка. За гипотонический уровень артериального давления у подростков принимается обычно показатель систолического давления 90 мм рт. ст. и ниже, диастолического - ниже 60 мм.

Для целей профессиональной консультации целесообразно группировать гипотонии на стойкие и транзиторные; обе эти формы могут сопровождаться жалобами, однако чаще они; бывают при первой форме. Критериями для определения профессиональной пригодности являются: стабильность гипотонии, наличие субъективных расстройств и степень выраженности гемодинамических нарушений. Понятно, что определение этих критериев весьма затруднительно в поликлинических условиях, тем более при однократном обследовании. Поэтому для установления формы гипотонического состояния и выраженности нарушений гемодинамики подростки с пониженным артериальным давлением, предъявляющие характерные жалобы, подлежат обследованию в стационаре.

При стойкой гипотонии с наличием жалоб следует ограничить подростков к труду, связанному с повышенным нервным и физическим напряжением, в условиях воздействия неблагоприятного метеорологического фактора, особенно высокой температуры воздуха, интенсивного производственного шума, вибрации, токсических веществ.

Возможность работы у движущихся механизмов и на высоте решается в зависимости от характера нарушений - наличие головокружений, склонность к ортостатическим реакциям, выраженные нарушения гемодинамики являются основанием для ограничения работ, связанных с такими условиями. Таким образом, подростки со стойкой гипотонией могут обучаться в ПТУ многим профессиям слесарного, слесарно-сборочного характера, слесарно-монтажного и наладочного характера, в радио- и электротехнической и электронной промышленности (за исключением монтажника радиоаппаратуры), всем профессиям швейного и обувного производства, профессиям станочного профиля в холодной обработке металла и деревообработке (при отсутствии головокружений и обморочных состояний), в сфере обслуживания и других профессиях, соответствующих изложенным требованиям.

Подростки с транзиторной гипотонией, не сопровождающейся существенными субъективными расстройствами и нарушениями гемодинамии, не нуждаются в ограничении при выборе профессии.

В заключение раздела считаем целесообразным еще раз подчеркнуть, что, учитывая ограниченные возможности использования инструментальных электрофизиологических методов исследования в условиях поликлинического обследования подростков, весьма важно широкое применение вполне доступных в этих условиях функциональных проб сердечно-сосудистой системы (ортостатической, с дозированной нагрузкой Мартине, Штанге). Как показали многолетние исследования Н. В. Мохнаревой, использование этих проб может выявить весьма ценные дополнительные данные для дифференциальной диагностики гипертонических состояний, особенно для установления гипертонической реакции. Кроме того, общеизвестно значение нагрузочных проб для выявления скрытых нарушений функции сердечно-сосудистой системы, ее резервных возможностей. При этом, разумеется, весьма важна правильная оценка функциональной пробы, которая должна базироваться на 3 показателях:

1) направленности сдвига исследуемого показателя пульса, артериального давления, дыхания (повышение, понижение, отсутствие сдвига), которое дает представление о правильной либо извращенной реакции системы;

2) степени выраженности сдвига исследуемых показателей, позволяющей судить об адекватности реакций, соответствии ее применяемой нагрузке;

3) времени восстановления исследуемых показателей, которое является одним из наиболее важных критериев оценки функции.

Только такая комплексная оценка любой из применяемых проб позволит более детально судить о функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы и возможности допуска подростка к физическому труду.

Профессиональная консультация подростков при болезнях сердечно-сосудистой системы, часть 1

Часть 2 | Часть 3 | Часть 4 | Часть 5