Ангиокардиография и зондирование сердца


При изучении врожденных пороков сердца и крупных сосудов находит все большее применение зондирование сердца и ангиокардиография.

Зондирование сердца и ангиокардиография имеют относительно небольшую историю. Идея внутривенного введения лекарственных веществ непосредственно в крупные вены впервые была высказана акушером-гинекологом Блейхредером в 1904 г. Он предложил при различных септических заболеваниях в женских половых органах вводить лекарственные вещества непосредственно в нижнюю полую вену и аорту по тонкому мочеточниковому катетеру, проведенному через периферические сосуды нижних конечностей. Эту методику автор испытал на себе.

У нас в эксперименте и клинике впервые начали применять ангиографию С. А. Рейнберг и др.

Корриллос и Бирнбаум в 1926 г. предприняли первую попытку получить контрастное исследование полостей сердца и крупных сосудов при помощи введения контрастного вещества непосредственно в периферическую вену.

Форсман (Forssman), предварительно испытав на себе в 1929 г. введение мочеточннкового катетера в сердце, в 1931 г. применил ангиокардиографию на больном посредством введения контрастного вещества через катетер, который был проведен в сердце.

Своими исследованиями в эксперименте на животных А. Е. Плутенко и П. Н. Мазаев доказали реальную возможность изучения методом ангиокардиографии не только
анатомического соотношения полостей сердца и магистральных сосудов, но и их функционального состояния.

С 1950 г. ангиокардиография и зондирование сердца при изучении врожденных пороков сердца и магистральных сосудов начали широко применяться в клинике, руководимой А. И. Бакулевым. В последующем вопросы ангиокардиографии и зондирования сердца были изложены в обстоятельной монографии Е. Н. Мешалкина, а также в работах, вышедших из клиники П. А. Куприянова, Б. В. Петровского, А. А. Вишневского, Ф. Г. Углова и др.

В настоящее время предложены различные сложные установки, позволяющие производить до 200 рентгеновских снимков в одну минуту с экспозицией 1/18 секунды. Достоинства этих установок несомненны. Однако, как показывает опыт, в большинстве случаев вполне достаточно при ангиокардиографии сделать 5-6 снимков для уточнения характера врожденного порока сердца. Такое количество снимков можно получить, пользуясь туннельной кассетой, сконструированной Г. С. Рухимовичем.

Эта кассета доступна для изготовления в обычных условиях и максимально проста в обращении. Она представляет собой плоский ящик, в который вставлена подвижная металлическая рама (кассетодержатель) размером 32x165 см. На кассетодержателе свободно размещаются 6 обычных кассет 24x30 см. Таким образом представляется возможность получить 6 снимков в течение 7-10 секунд.

Технические условия при ангиокардиографии следующие: сила тока 80-110 ма, напряжение 60-80 кв, экспозиция каждого снимка 0,15-0,2 секунды.

Венозная ангиокардиография должна проводиться в специальном кабинете, в котором оборудована рентгеновская установка и установлен специальный стол с вмонтированной туннельной кассетой. Трубка рентгеновского аппарата облучает стол сверху. Больной укладывается в положение на спине.

Исследования проводятся при соблюдении правил асептики. За 30 минут до исследования больной получает люминал в дозах соответственно возрасту. За 20 минут вводится подкожно 2% раствор пантопона и 0,1 % раствор сернокислого атропина.

Под местным обезболиванием 0,5% раствором новокаина выделяют вену локтевого сгиба или вену плеча. Непременным условием является использование сосуда, впадающего в систему v. basilica, а не в v. cephalica, так как при введении контрастного вещества в последний сосуд происходит заполнение сосудов лопатки и контрастное вещество в недостаточном количестве попадает в камеры сердца и магистральные сосуды. Под выделенную вену подводят две лигатуры и после вскрытия просвета сосуда в него вводят канюлю.

Желательно использовать канюлю с максимально широким просветом, в противном случае невозможно получить быстрое введение контрастного вещества в сосудистое русло, а это необходимо для получения должной концентрации его в камерах сердца и магистральных сосудах. Только при этом условии можно получить отчетливые ангиокардиограммы.

Во избежание тромбообразования в канюле и ближайших участках вены необходимо постоянно медленно вводить в их просвет физиологический раствор поваренной соли.

Для ангиокардиографии используется советский препарат-70% или 50% кардиотраст (водный раствор органического соединения йода). До применения этого препарата проверяется чувствительность больного к йоду. Это осуществляется внутривенным введением одного миллилитра кардиотраста накануне исследования.

Кардиотраст на одно исследование берется из расчета 1 мл 70% или 1,5 мл 50% раствора этого вещества на 1 кг веса больного.

Тотчас же после быстрого введения кардиотраста делается серия рентгеновских снимков.

В ближайшие секунды после введения контрастного вещества в вену у больного отмечается чувство жара, беспокойство и одышка. Эти явления обычно быстро проходят самостоятельно. Желательно в этот период дать больному подышать кислородом.

На полученных рентгенограммах удается проследить продвижение контрастного вещества из верхней полой вены в правое предсердие, правый желудочек, легочную артерию и обратное поступление через легочные вены в левое сердце и аорту.

Аортография. Исследование аорты и отходящих от нее сосудов представляет собой значительно более сложное и ответственное исследование, нежели ангиокардиография через венозное русло. Показания к этому исследованию должны быть определены со строгой ответственностью и это исследование должно быть применено в тех случаях, когда другими путями нельзя получить ясности в диагнозе. Аортография является сложным вмешательством и должна предприниматься по особым показаниям.

Подготавливают больных к аортографии так же, как и к венозной ангиокардиографии. При аортографии у маленьких детей следует предпочесть общее обезболивание. Наилучшим является интратрахеальный наркоз.

В настоящее время известно несколько способов аортографии. Ряд зарубежных авторов при аортографии пользуется пункцией аорты или левого желудочка сердца. Несмотря на сравнительную простоту этого способа, он не может быть рекомендован для широкого применения, так как таит в себе серьезные опасности. Выполнение аортографии пункцией тонкой иглой не имеет смысла, а применение иглы с широким просветом или, как рекомендуют, троакаром чревато опасностями геморрагии.

Выбор для аортографии плечевой артерией также мало выгоден, ввиду того что контрастное вещество, прежде чем поступить в аорту, должно пройти сравнительно большой путь по узкому сосудистому руслу. Это не позволяет получить четких аортограмм. Однако проведение зонда (№ 10-12) через плечевую артерию в восходящую аорту дает возможность избежать влияния тока крови и получить хорошее контрастное изображение аорты.
 
Наиболее выгодным для аортографии является использование общей сонной артерии. Калибр этого сосуда достаточно велик, путь для прохождения контрастного вещества к аорте минимальный и прямой.

Практически аортография через общую сонную артерию выполняется следующим образом. Больного укладывают на операционный стол в положение на спине. Под плечи подкладывают небольшой валик, голова запрокидывается несколько кзади и поворачивается вправо.

Проводят разрез длиной 6-8 см по переднему краю грудино-ключично-сосковой мышцы, отступя кверху от левого грудино-ключичного сочленения на 2-3 см. Рассекают кожу, подкожную клетчатку и m. platysma. Вскрывают влагалище грудино-ключично-сосковой мышцы. Мышцу высвобождают из ее влагалища и оттягивают (это делает ассистент) латерально. После этого вскрывают заднюю стенку влагалища этой мышцы.

Яремную вену и блуждающий нерв также оттягивают латерально. Общую сонную артерию выделяют на протяжении 3-4 см и под нее подводят две толстые (№ 5-8) лигатуры или тонкие резиновые трубки. После этого общую сонную артерию пережимают двумя зажимами Блелока и между ними вскрывают просвет сосуда в поперечном направлении. В просвет артерии для введения контрастного вещества может быть проведен металлический или полихлорвиниловый зонд. Мы предпочитаем пользоваться последним. На наружный конец зонда надевают резиновую трубку, которая до введения контрастного вещества пережимается зажимом. Зонд продвигают до дуги аорты. Для предупреждения кровотечения стенки сосуда прижимают к зонду посредством ранее подведенной лигатуры. Позиция кончика зонда в аорте контролируется с помощью рентгеновского экрана. Перед введением контрастного вещества на короткий промежуток времени открывают просвет зонда, чтобы проверить его проходимость, выпустить из него воздух и сгустки крови.

Контрастное вещество вводят быстро и под большим давлением. В этот момент делают серию рентгеновских снимков. В момент введения контрастного вещества в аорту для предупреждения массивного забрасывания его в головной мозг должна быть пережата правая общая сонная артерия.

После извлечения зонда из сонной артерии на ее стенку накладывают непрерывный шов атравматическими иглами.

Перед зашиванием просвета сонной артерии необходимо промыть ее раствором гепарина. Кровотечение из мест уколов обычно останавливается самостоятельно. В редких случаях приходится придавливать эти места шариками или салфетками, смоченными тромбином и прикладывать к ним гемостатическую губку. Операционную рану послойно зашивают наглухо.

Введение больших количеств концентрированных растворов йодистых препаратов непосредственно в сосудистое русло или в камеры сердца при контрастном исследовании сердца и магистральных сосудов таит в себе немало опасных осложнений. Поэтому эти исследования должны выполняться при наличии соответствующих показаний и с соблюдением известной осторожности.

Доттер и Джонсон собрали в мировой литературе сведения, касающиеся осложнений, связанных с введением контрастных веществ в сосудистое русло. По их данным, в мировой литературе опубликовано 36 летальных исходов, связанных с введением контрастных веществ в сосудистое русло. По данным Моргана и Скотта, летальность при ангиокардиографии составляет 1% (на 800 исследований). Крафорд на 2000 исследований наблюдал 6 летальных исходов. В клинике, руководимой проф. Куприяновым, на 1500 исследований наблюдалось 3 смерти. В числе причин смерти авторы перечисляют расстройство сердечной деятельности, нарушение дыхания и др.

Эти осложнения обычно возникают в ближайшие часы и минуты после введения контрастного вещества в сосудистое русло.

В отдельных случаях наблюдаются кровоизлияния в кору головного мозга.

Фельтен, специально изучавший осложнения, связанные с ангиокардиографией, установил, что наиболее часто встречаются: рвота, шум в ушах, головокружение, головная боль, зуд, крапивница, одышка, отек гортани, остановка дыхания, нарушение кровообращения, коллапс и т. д.

Рейнольде с целью выявления причин летальных исходов при ангиокардиографии изучил данные электрокардиографии, которые были записаны во время исследования. Автор установил, что постоянная электрокардиография во время ангиокардиографии является ценным вспомогательным методом, сигнализирующим о тяжелых и опасных осложнениях. Он считает, что если до инъекции контрастного вещества в сосудистое русло обнаруживаются изменения на электрокардиограмме, которые указывают на угнетение проводимости, то от ангиокардиографии следует воздержаться.

Афи объясняет возникновение изменений электрокардиограммы кратковременной  аноксемией  миокарда, вызванной острой коронарной недостаточностью.

Лодин, Торен, изучавшие поражение почек при ангиокардиографии, установили, что эти поражения обусловлены повышением давления, которое наступает при введении контрастного вещества в сосудистое русло.

Для предупреждения осложнений со стороны почек, эти авторы производят аортографию только после предварительной блокады спинальных ганглиев.

Зондирование сердца. Зондирование сердца дает много ценного как для диагностики врожденных пороков сердца, так и для установления степени нарушения кровообращения.

При зондировании сердца представляется возможность записать кривые давления из полостей сердца и крупных сосудов, получить кровь для газового анализа, записать электрокардиограмму при отведении от внутренней поверхности сердца. Проведение зонда через патологические сообщения между камерами сердца и крупными сосудами дает самые достоверные сведения о пороке. Однако это осуществимо не во всех случаях. Тем не менее диагностическая ценность зондирования сердца несомненна. Зондирование сердца, так же как и ангиокардиография, не является безобидной операцией, а сопряжено с некоторыми опасностями. Поэтому здесь также должны быть четко определены строгие показания к исследованию и соблюдены меры предосторожности.

Подготовка к зондированию сердца такая же, как к венозной ангиокардиографии и аортографии.

Обезболивание обычно местное, общее обезболивание показано только у маленьких и беспокойных детей.

В качестве зондов мы используем различного калибра специально приготовленные полихлорвиниловые трубки. Калибр зонда выбирается соответственно просвету вены. Длина его колеблется от 50 до 70 см.

Система для этого исследования собирается с таким расчетом, чтобы к зонду были присоединены капельница с колбой для постоянной подачи жидкости в зонд и сосудистое русло, водяной или, что лучше, электроманометр и канюля для подсоединения шприца с целью забора крови для газового анализа. Для этой цели успешно применяются стеклянные тройники и резиновые трубки. Вместо трехходового крана последнее время мы успешно пользуемся стеклянными тройниками.

Колба для подачи жидкости заполняется физиологическим раствором поваренной соли, к которому добавляется раствор гепарина из расчета 5000 единиц на 250-500 мл жидкости.

Перед зондированием приготавливаются пробирки с вазелиновым маслом и шприцы, в которые также набирается 1-2 мл вазелинового масла. Это делается для того, чтобы взятая кровь для газового анализа не соприкасалась с воздухом.

Больной укладывается на операционный стол в положение на спине с таким расчетом, чтобы во время продвижения зонда можно было бы следить за ним через экран рентгеновского аппарата.

Для зондирования сердца обычно используется локтевая или плечевая вена. Для определения дефекта межпредсердной перегородки лучше использовать большую подкожную вену бедра, через которую зонд проводится в нижнюю полую вену и камеры сердца. Прежде чем вскрыть просвет выделенной вены, в нее медленно вводят 5-10 мл 0,5% раствора новокаина, что предупреждает спазм вены. Проведение зонда требует определенного навыка. Первое препятствие по мере продвижения зонда встречается у места впадения подключичной вены в безымянную. Это препятствие сравнительно легко преодолевается при вращательном продвижении зонда. Дальше из безымянной вены зонд свободно проходит в верхнюю полую вену и правое предсердие. Следующее препятствие отмечается при проведении зонда из правого предсердия в правый желудочек. Здесь затруднения бывают, как правило, более существенными. Кончик зонда нередко идет в нижнюю полую вену или же зонд в правом предсердии делает петлю.

Нам удалось установить, что задача продвижения зонда из правого предсердия в правый желудочек значительно облегчается, если при подведении кончика зонда к правому атриовентрикулярному отверстию оставить его в этой позиции на 1-2 минуты. За этот промежуток времени в большинстве случаев кончик зонда струей крови забрасывается из предсердия в желудочек. Такой же прием облегчает продвижение зонда из правого желудочка в легочную артерию. Чаще зонд из основного ствола легочной артерии направляется в правую легочную артерию. Значительно реже он идет в левую легочную артерию.

Запись давления на пути движения зонда может быть осуществлена или при восходящем его пути или, наоборот, при извлечении. На каждом этапе после записи давления производится забор крови для газового анализа и после этого просвет зонда каждый раз промывается физиологическим раствором поваренной соли, содержащий гепарин.

По окончании зондирования через зонд же может быть произведена ангиокардиография.


Еще по теме:


Bagssjpfousa, 04.03.2024 22:29:21
IWC 202010%  !    100%  ()!  :  }}}}}}
https://www.bagssjp.com/product/detail-1962.html
Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: