Периферический конец вестибулярного нерва
До сих пор сохраняется неправильное название n. acusticus. Между тем, кроме волокон слухового анализатора, в VIII нерве содержатся корешковые волокна вестибуляного нерва. Ввиду того что периферический конец слухового нерва находится в улитке (кортиев орган), эту часть VIII нерва называют кохлеарной. Периферический конец вестибулярного нерва находится в так называемом преддверии, поэтому данный отрезок VIII нерва называют вестибулярным. Кохлеарная и вестибулярная части VIII нерва оканчиваются в различных ядрах заднего мозга, где различают ядра вестибулярные и слуховые, или кохлеарные.
Входя в полость черепа через porus acusticus internus, VIII нерв направляется в мозговой ствол, в так называемый мостомозжечковый угол. Этот угол образован мостом, мозжечком и продолговатым мозгом. Навстречу ему из этого угла выходит двигательный корешок лицевого, т. е. VII нерва, который направляется во внутреннее слуховое отверстие. Между этими корешками проходят корешковые волокна промежуточного нерва, берущие начало из ganglion geniculi, лежащего в слуховом проходе по ходу лицевого нерва. Промежуточный нерв проводит вкусовые раздражения.
Вестибулярных ядер три: дорсальное, Дейтерса и ядро Бехтерева. Они расположены на площадке треугольника в боковой части ромбовидной ямки. Это основное место окончаний вестибулярных волокон VIII нерва. Дорсальное ядро находится под дном IV желудочка. Двигательное ядро Дейтерса состоит из крупных клеток, расположенных в толще сетевидной формации. Это эфферентное звено вестибулярных рефлексов. Через него передаются импульсы от мозжечка (червя) и сетевидной формации. Аксоны клеток дейтерсова ядра образуют нисходящий путь спинного мозга, называемый вестибулоспинальным трактом.
Ядро Бехтерева лежит в углу между дном IV желудочка и задней мозжечковой ножкой.
Вторые нейроны вестибулярного пути начинаются от указанных ядер, преимущественно от ядра Дейтерса и Бехтерева, и по системе задней мозжечковой ножки направляются к nucleus tecti червя мозжечка, главным образом своей стороны. Центральный вестибулярный путь связан с корковым отделом вестибулярного анализатора, нахождение которого предполагается в височной области. Вестибулярные ядра нельзя рассматривать в отрыве от окружающей их сетевидной формации заднего мозга. Тс рефлексы, которые осуществляются в ответ на раздражение анализатора движениями головы и ее положения в отношении отвесной липни (направление земного тяготения), - рефлексы равновесия координируются в сетевидной формации и осуществляются мускулатурой всего тела. Передача импульсов в рефлексе равновесия от вестибулярного аппарата и червя мозжечка на исполнительный аппарат спинного мозга осуществляется через tractus reticulo-spinalis, в частности tractus vestibulo-spinalis, оканчивающиеся в клетках передних рогов спинного мозга.
Вовлечение в патологический процесс рецепторов вестибулярного аппарата при заболеваниях внутреннего уха вызывает приступы системного головокружения. Обычно у этих больных имеет место понижение слуха разной степени на одной или на обеих сторонах. Приступ начинается остро. Одновременно с усилением шума в ухе или ушах появляется сильное головокружение и нарушение статики. Головокружение носит системный характер. Окружающие больного предметы иногда «вращаются» в определенном направлении, появляется нистагм (нарушение связи с глазодвигательными нервами по системе заднего продольного пучка), рвота, вазомоторные нарушения. Нистагм, обусловленный поражением лабиринта, имеет особенности: он всегда бинокулярный, чаще горизонтальный, реже горизонтально-ротаторный, но никогда не бывает вертикальным. Чаще всего он мелко размашистый и непостоянный (исчезает во окончании приступа).
Поражение корешка вестибулярного нерва в мостомозжечковом углу также почти всегда сочетается с поражением кохлеарной ветви (шум и ослабление слуха) на одноименной очагу стороне. Однако приступы головокружения при этом редки и головокружение, если оно бывает, не носит строго системного характера. Нередко все эти симптомы группируются в синдром мостомозжечкового угла, сочетаясь с пирамидными знаками, расстройством мозжечковых функций, поражением лицевого и тройничного нервов.
Поражение вестибулярных ядер на дне IV желудочка комбинируется с поражением ядер соседних черепных нервов. Нередко наблюдается головокружение при движениях глаз вверх и в сторону, а также парез взора вследствие вовлечения в процесс заднего продольного пучка. Нистагм при стволовых поражениях в отличие от периферического лабиринтного более стационарен, резче выражен в сторону очага. Характер его горизонтальный, иногда ротаторный и вертикальный. При поражениях коркового отдели вестибулярного анализатора также может иметь место головокружение, но оно не носит строго системного характера.
Кохлеарных ядер два: вентральное nucleus ventralis и дорсальное.
Вентральное ядро находится у места входа корешка в продолговатый мозг. Здесь заканчивается первый нейрон слухового пути и начинается второй нейрон. Аксоны последнего в значительной части переходят на другую сторону и направляются к задним буграм четверохолмия и в corpus geniculatum mediale thalami optici. Отсюда начинаются волокна третьего нейрона, проходящие через внутреннюю капсулу и corona radiata, доносящего импульсы до коркового конца слухового анализатора, расположенного в височной доле (задний отдел верхней височной извилины и извилины Гешля, расположенные в глубине сильвиевой борозды). Этот центральный слуховой путь на своем протяжении дает много коллатералей к образованиям, расположенным в сетевидной формации (верхние оливы, трапециевидное ядро), и к задним холмам четверохолмия. Отдельные части этого пути имеют различные названия. Та часть, которая переходит на противоположную сторону, образуя довольно густое расположение горизонтально идущих волокон, называется трапециевидным телом. Когда после перекреста волокна центрального пути принимают восходящее направление и достигают задних холмов четверохолмия, они получают название боковой петли.
Дорсальное ядро кохлеарного нерва называется слуховым бугорком. Оно покрывает ту часть бокового угла ромбовидной ямки, которая загибается на боковую поверхность, образуя recessus lateralis, открывающийся на основании отверстием Люшка, на внешнюю поверхность мозга, в паутинные полости.
Волокна, берущие начало в слуховом бугорке, также перекрещиваются. Этот перекрест происходит частью через сетевидную формацию, а другая часть волокон проходит до средней линии под дном IV желудочка, образуя мозговые полоски. Доходя до шва, волокна погружаются в сетевидную формацию, в глубине которой присоединяются к трапециевидному телу.
Ядра слуховых (кохлеарных) и вестибулярных нервов функционально связаны с сетевидной формацией, которая формирует ответные действия на слуховые раздражения.
В сетевидной формации заднего мозга в связи со слуховым рефлексом выработавшийся механизм быстрой локомоции в любом направлении используется и рефлексами высшего порядка и прежде всего четверохолмным рефлексом.
Патология слуха может зависеть от нарушения проведения звуковых колебаний через воздух и звукопроводящую систему среднего уха. Чаще всего дело заключается в понижении слуха. Серные пробки в наружном слуховом проходе, повреждения и втянутость барабанной перепонки, патологические процессы в среднем ухе могут явиться причиной понижения слуха. Чтобы решить вопрос о том, зависит ли понижение слуха от нарушений проведения звуковых колебаний до звуковоспринимающих рецепторов улитки, применяют так называемую пробу Вебера. Она состоит в том, что к темени по средней линии приставляют ножку звучащего камертона. Звуковые колебания достигают звуковоспринимающего рецептора также через кости черепа (костная проводимость). Если воздушная проводимость, включая проводимость среднего уха, снижена на одном ухе, то костная проводимость на этой стороне оказывается повышенной. Проба Вебера дает более сильное звучание на стороне сниженного слуха. Вебер латерирует в сторону пораженного уха при нарушении звукопроводящей системы и в сторону здорового уха при нарушении звуковоспринимающего аппарата.
Если слух понижен на обеих сторонах, проба Вебера оказывается недействительной. В этих случаях применяют пробу Швабаха, которая заключается в том, что длительность восприятия звука камертона, поставленного на темени, меньше, чем в норме, если поражен звуковоспринимающий аппарат, и больше, чем в норме, если поражение касается звукопроводящего аппарата.
Чтобы выяснить соотношения между воздушной и костной проводимостью, применяют пробу Ринне. Ножку звучащего камертона ставят на сосцевидный отросток и держат до тех пор, пока исследуемый перестанет воспринимать звучание. Тогда камертон переносят к слуховому отверстию. В нормальных условиях вновь возникает ощущение звука. Следовательно, в норме воздушная проводимость лучше, чем костная. Такой результат обозначается как положительная проба Ринне. Если же костная проводимость оказывается лучше, то проба Ринне отрицательна.
Диагностическое значение имеют шумы и усиление восприятия звуков. Причины этих разнообразных избыточных восприятий различны. Следует различать прежде всего звуковые колебания, возникающие вне слухового аппарата, воспринимаемые этим аппаратом. Сюда относятся те шумы, которые возникают в артериях и венах внутри черепа. Эти колебания происходят в сосудах вследствие местных расширений или сужений просвета сосудов.
Другая категория шумов возникает в самом слуховом аппарате. Они могут возникать при различных условиях во внутреннем ухе и имеют разнообразный характер звона, стрекотания кузнечиков и др. При поражениях слухового нерва звон высокого тона и падение слуха также начинаются с высоких тонов.
Своеобразное изменение слуха наступает при параличе лицевого нерва, когда страдает его веточка, иннервирующая m. stapedius. Паралич этой веточки часто сопровождается усилением восприятия как внешних звуков, так и звуков своей речи. Больные расценивают это явление как сильный резонанс.
Входя в полость черепа через porus acusticus internus, VIII нерв направляется в мозговой ствол, в так называемый мостомозжечковый угол. Этот угол образован мостом, мозжечком и продолговатым мозгом. Навстречу ему из этого угла выходит двигательный корешок лицевого, т. е. VII нерва, который направляется во внутреннее слуховое отверстие. Между этими корешками проходят корешковые волокна промежуточного нерва, берущие начало из ganglion geniculi, лежащего в слуховом проходе по ходу лицевого нерва. Промежуточный нерв проводит вкусовые раздражения.
Вестибулярных ядер три: дорсальное, Дейтерса и ядро Бехтерева. Они расположены на площадке треугольника в боковой части ромбовидной ямки. Это основное место окончаний вестибулярных волокон VIII нерва. Дорсальное ядро находится под дном IV желудочка. Двигательное ядро Дейтерса состоит из крупных клеток, расположенных в толще сетевидной формации. Это эфферентное звено вестибулярных рефлексов. Через него передаются импульсы от мозжечка (червя) и сетевидной формации. Аксоны клеток дейтерсова ядра образуют нисходящий путь спинного мозга, называемый вестибулоспинальным трактом.
Ядро Бехтерева лежит в углу между дном IV желудочка и задней мозжечковой ножкой.
Вторые нейроны вестибулярного пути начинаются от указанных ядер, преимущественно от ядра Дейтерса и Бехтерева, и по системе задней мозжечковой ножки направляются к nucleus tecti червя мозжечка, главным образом своей стороны. Центральный вестибулярный путь связан с корковым отделом вестибулярного анализатора, нахождение которого предполагается в височной области. Вестибулярные ядра нельзя рассматривать в отрыве от окружающей их сетевидной формации заднего мозга. Тс рефлексы, которые осуществляются в ответ на раздражение анализатора движениями головы и ее положения в отношении отвесной липни (направление земного тяготения), - рефлексы равновесия координируются в сетевидной формации и осуществляются мускулатурой всего тела. Передача импульсов в рефлексе равновесия от вестибулярного аппарата и червя мозжечка на исполнительный аппарат спинного мозга осуществляется через tractus reticulo-spinalis, в частности tractus vestibulo-spinalis, оканчивающиеся в клетках передних рогов спинного мозга.
Вовлечение в патологический процесс рецепторов вестибулярного аппарата при заболеваниях внутреннего уха вызывает приступы системного головокружения. Обычно у этих больных имеет место понижение слуха разной степени на одной или на обеих сторонах. Приступ начинается остро. Одновременно с усилением шума в ухе или ушах появляется сильное головокружение и нарушение статики. Головокружение носит системный характер. Окружающие больного предметы иногда «вращаются» в определенном направлении, появляется нистагм (нарушение связи с глазодвигательными нервами по системе заднего продольного пучка), рвота, вазомоторные нарушения. Нистагм, обусловленный поражением лабиринта, имеет особенности: он всегда бинокулярный, чаще горизонтальный, реже горизонтально-ротаторный, но никогда не бывает вертикальным. Чаще всего он мелко размашистый и непостоянный (исчезает во окончании приступа).
Поражение корешка вестибулярного нерва в мостомозжечковом углу также почти всегда сочетается с поражением кохлеарной ветви (шум и ослабление слуха) на одноименной очагу стороне. Однако приступы головокружения при этом редки и головокружение, если оно бывает, не носит строго системного характера. Нередко все эти симптомы группируются в синдром мостомозжечкового угла, сочетаясь с пирамидными знаками, расстройством мозжечковых функций, поражением лицевого и тройничного нервов.
Поражение вестибулярных ядер на дне IV желудочка комбинируется с поражением ядер соседних черепных нервов. Нередко наблюдается головокружение при движениях глаз вверх и в сторону, а также парез взора вследствие вовлечения в процесс заднего продольного пучка. Нистагм при стволовых поражениях в отличие от периферического лабиринтного более стационарен, резче выражен в сторону очага. Характер его горизонтальный, иногда ротаторный и вертикальный. При поражениях коркового отдели вестибулярного анализатора также может иметь место головокружение, но оно не носит строго системного характера.
Кохлеарных ядер два: вентральное nucleus ventralis и дорсальное.
Вентральное ядро находится у места входа корешка в продолговатый мозг. Здесь заканчивается первый нейрон слухового пути и начинается второй нейрон. Аксоны последнего в значительной части переходят на другую сторону и направляются к задним буграм четверохолмия и в corpus geniculatum mediale thalami optici. Отсюда начинаются волокна третьего нейрона, проходящие через внутреннюю капсулу и corona radiata, доносящего импульсы до коркового конца слухового анализатора, расположенного в височной доле (задний отдел верхней височной извилины и извилины Гешля, расположенные в глубине сильвиевой борозды). Этот центральный слуховой путь на своем протяжении дает много коллатералей к образованиям, расположенным в сетевидной формации (верхние оливы, трапециевидное ядро), и к задним холмам четверохолмия. Отдельные части этого пути имеют различные названия. Та часть, которая переходит на противоположную сторону, образуя довольно густое расположение горизонтально идущих волокон, называется трапециевидным телом. Когда после перекреста волокна центрального пути принимают восходящее направление и достигают задних холмов четверохолмия, они получают название боковой петли.
Дорсальное ядро кохлеарного нерва называется слуховым бугорком. Оно покрывает ту часть бокового угла ромбовидной ямки, которая загибается на боковую поверхность, образуя recessus lateralis, открывающийся на основании отверстием Люшка, на внешнюю поверхность мозга, в паутинные полости.
Волокна, берущие начало в слуховом бугорке, также перекрещиваются. Этот перекрест происходит частью через сетевидную формацию, а другая часть волокон проходит до средней линии под дном IV желудочка, образуя мозговые полоски. Доходя до шва, волокна погружаются в сетевидную формацию, в глубине которой присоединяются к трапециевидному телу.
Ядра слуховых (кохлеарных) и вестибулярных нервов функционально связаны с сетевидной формацией, которая формирует ответные действия на слуховые раздражения.
В сетевидной формации заднего мозга в связи со слуховым рефлексом выработавшийся механизм быстрой локомоции в любом направлении используется и рефлексами высшего порядка и прежде всего четверохолмным рефлексом.
Патология слуха может зависеть от нарушения проведения звуковых колебаний через воздух и звукопроводящую систему среднего уха. Чаще всего дело заключается в понижении слуха. Серные пробки в наружном слуховом проходе, повреждения и втянутость барабанной перепонки, патологические процессы в среднем ухе могут явиться причиной понижения слуха. Чтобы решить вопрос о том, зависит ли понижение слуха от нарушений проведения звуковых колебаний до звуковоспринимающих рецепторов улитки, применяют так называемую пробу Вебера. Она состоит в том, что к темени по средней линии приставляют ножку звучащего камертона. Звуковые колебания достигают звуковоспринимающего рецептора также через кости черепа (костная проводимость). Если воздушная проводимость, включая проводимость среднего уха, снижена на одном ухе, то костная проводимость на этой стороне оказывается повышенной. Проба Вебера дает более сильное звучание на стороне сниженного слуха. Вебер латерирует в сторону пораженного уха при нарушении звукопроводящей системы и в сторону здорового уха при нарушении звуковоспринимающего аппарата.
Если слух понижен на обеих сторонах, проба Вебера оказывается недействительной. В этих случаях применяют пробу Швабаха, которая заключается в том, что длительность восприятия звука камертона, поставленного на темени, меньше, чем в норме, если поражен звуковоспринимающий аппарат, и больше, чем в норме, если поражение касается звукопроводящего аппарата.
Чтобы выяснить соотношения между воздушной и костной проводимостью, применяют пробу Ринне. Ножку звучащего камертона ставят на сосцевидный отросток и держат до тех пор, пока исследуемый перестанет воспринимать звучание. Тогда камертон переносят к слуховому отверстию. В нормальных условиях вновь возникает ощущение звука. Следовательно, в норме воздушная проводимость лучше, чем костная. Такой результат обозначается как положительная проба Ринне. Если же костная проводимость оказывается лучше, то проба Ринне отрицательна.
Диагностическое значение имеют шумы и усиление восприятия звуков. Причины этих разнообразных избыточных восприятий различны. Следует различать прежде всего звуковые колебания, возникающие вне слухового аппарата, воспринимаемые этим аппаратом. Сюда относятся те шумы, которые возникают в артериях и венах внутри черепа. Эти колебания происходят в сосудах вследствие местных расширений или сужений просвета сосудов.
Другая категория шумов возникает в самом слуховом аппарате. Они могут возникать при различных условиях во внутреннем ухе и имеют разнообразный характер звона, стрекотания кузнечиков и др. При поражениях слухового нерва звон высокого тона и падение слуха также начинаются с высоких тонов.
Своеобразное изменение слуха наступает при параличе лицевого нерва, когда страдает его веточка, иннервирующая m. stapedius. Паралич этой веточки часто сопровождается усилением восприятия как внешних звуков, так и звуков своей речи. Больные расценивают это явление как сильный резонанс.