Симптомы и топическая диагностика поражения мозжечка


При поражении любого отдела мозжечка в клинике всегда выражены три основных мозжечковых симптома: атония, атаксия и асинергия. Но степень их проявления зависит от локализации и величины очага поражения.

Атония или гипотония. Снижение мышечного тонуса есть один из постоянных симптомов поражения мозжечка. При прекращении мощного потока мозжечковых импульсов в передние рога спинного мозга, особенно если эти импульсы будут прерваны более или менее остро, всегда наступает снижение мышечного тонуса. При медленном и постеленном выключении функции мозжечка понижение тонуса будет незначительным вследствие компенсации нарушенной функции за счет корковой деятельности или сохранившихся отделов мозжечка. Естественно поэтому, что при поражении обоих полушарий мозжечка компенсации утраченной функции почти не наступает и гипотония всегда грубо выражена независимо от степени развития патологического процесса. Особенно интенсивна атония всех мышц при поражении червя мозжечка, так как последний одинаково связан с обеими половинами тела.

Следует подчеркнуть, что мозжечковая гипотония равномерно распространяется на всю мускулатуру тела и выражена в одинаковой степени как в мышцах рук, так и в мышцах ног, как в агонистах, так и антагонистах. При поражении одного полушария мозжечка, гипотония преобладает на одноименной стороне.

Атаксия. Нарушение функции мозжечка проявляется группой симптомов, объединенных под общим названием - атаксия, что означает беспорядок, некоординированность движений.

Различают статическую и кинетическую атаксию.

Статическая атаксия есть выражение нарушения равновесия тела - нарушение стабилизации центра тяжести. Наиболее грубо нарушение равновесия проявляется при поражении червя мозжечка и в меньшей степени - при поражении его полушарий. Неустойчивость тела обнаруживается при стоянии и выражается в грубом колебании туловища во все стороны. Чтобы не упасть, больной широко расставляет ноги, балансирует руками и, покачиваясь из стороны в сторону, удерживает равновесие только за счет функции вестибулярного аппарата. Походка становится неуверенной («пьяная походка»). При поражении одного полушария мозжечка пошатывание происходит в сторону очага и особенно резко проявляется при поворотах туловища. Если атаксия выражена очень резко, больные не в состоянии не только стоять и ходить, но даже сидеть. Функция стабилизации центра тяжести тела полностью выпадает.

Кинетическая, или локомоторная, атаксия. В основе кинетической атаксии лежит дизметрия. Все движения становятся несоразмерными, некоординированными, а их объем чрезмерным (гиперметрия). Точность и плавность движений резко нарушаются, особенно при тонких движениях рук. Больной несоразмерно широко разводит пальцы рук при попытке взять какой-либо мелкий предмет. Например, он толкает стакан и расплескивает из него воду, а захватив в руку, может раздавить его. Больной не в состоянии плавно опустить предмет на стол и ставит его рывком. Он не может провести линию заданного размера: по инерции движения он непременно продолжает ее дальше, чем нужно. По этой же причине не может начертить круг. В силу дизметрии резко меняются почерки, буквы получаются несоразмерными, неровными, а все линии ломаными. Атаксия речевой мускулатуры проявляется расстройством речи по типу дизартрии.

В мозжечковой атаксии особое место занимает феномен интенционного тремора. Точность любого движения возможна только при условии точного соответствия времени основного движения и противо-движения. Иными словами, для координированного движения необходимо своевременное попадание в передние рога дополнительно мозжечкового импульса вслед за пирамидным импульсом. При задержке мозжечкового импульса в пути регулирующее противо-движение запаздывает и основное движение производится в большом объеме. Следовательно, наблюдается разделение во времени двух фаз движения - основного и дополнительного, которые в норме происходят слитно. Чем сильнее основное движение, тем сильнее будет и запаздывающее регулирующее противо-движение. При этом условии все движения будут происходить с постоянными перемежающимися отдачами: запаздывающие противо-движения все время будут «отдергивать» обратно движущуюся часть тела. Такое движение с постоянными отдачами и называется интенционным тремором. Особенно ярко интенционный тремор проявляется при попытке попасть пальцем руки в определенную точку. Он может также наблюдаться при движении глаз и известен под названием мозжечкового нистагма (в отличие от вестибулярного). Появление интенционного тремора в речевой моторике обусловливает своеобразное нарушение речи, напоминающее скандирование древнегреческих стихов. Все эти три симптома (интенционный тремор, нистагм и скандированная речь) впервые описал Шарко при локализации очагов рассеянного склероза в варолиевом мосту, поэтому весь синдром и носит название триады Шарко.

Для выявления динамической атаксии существует ряд проб (координационные пробы), например пальценосовая, указательная, пяточно-коленная и др.

Особого внимания заслуживает проба путем быстрого чередования прямо противоположных движений кистей рук. Нарушение быстрых попеременных движений в руках носит название адиадохокинеза. Для выявления этого симптома больному предлагают быстро супинировать и пронировать кисти вытянутых рук. При поражении полушария мозжечка влияние инерции движения проявляется неспособностью быстро менять направление движения на противоположное и избыточным движением по инерции (гиперметрия). Поэтому при попытке быстро вращать кисть обнаруживается гиперсупинация и гиперпронация с медленным и неловким переходом одного вида движения в другой на стороне, одноименной очагу поражения мозжечка.

Асинергия. При мозжечковых расстройствах асинергия есть следствие выключения добавочных мозжечковых компонентов в сложном двигательном акте. Она выражается в невозможности выполнять сложные движения одновременно, синергично (по существу наблюдаются те же явления мозжечковой атаксии).

Во время ходьбы туловище отстает от движения ног и больной падает назад, так как центр тяжести туловища слишком перемещается назад. Подобные явления наблюдаются и в том случае, если больного стоя заставить быстро и сильно прогнуться назад. При этом выявляется отсутствие синергичного сгибания в голеностопных и коленных суставах, центр тяжести перемещается кзади и больной падает. Ему не удается также одновременное сгибание бедра и голени при попытке поставить колено на сиденье стула: сначала он сгибает ногу в тазобедренном суставе, затем в коленном и с силой опускает колено вниз.

Особенно ярко проявляется асинергия, если лежащему на спине больному предложить сесть без помощи рук. Здоровый одновременно со сгибанием туловища фиксирует ноги и таз. При асинергии это невозможно: вместо туловища поднимаются ноги или одна нога при одностороннем поражении мозжечка.

Дополнительные мозжечковые симптомы. Кроме описанных выше основных симптомов поражения мозжечка (атония, атаксия, асинергия), имеются дополнительные признаки нарушения мозжечковых функций.

Сложное чувство веса есть итог сочетания показаний множества проприоцепторов и тактильной чувствительности, которое воспринимается мозговой корой как результат предварительной мозжечковой деятельности. Поэтому больные с поражением мозжечка неправильно оценивают вес. На пораженной стороне вес будет казаться больному значительно меньше.

При поражении передних ножек и зубчатых ядер мозжечка развивается хореический гиперкинез.

Отсутствие или снижение противо-движения, регулируемого мозжечком, выявляется через пробу с пассивным разгибанием согнутого предплечья. Если врач внезапно прекратит разгибание, то больной не сможет сразу включить антагонисты и остановить сгибание, в результате чего ударит себя кистью в грудь.

При отсутствии мозжечковых импульсов конечности становятся инертными, подчиняясь законам движущейся массы. Если у больного пассивно поднять и опустить руку, то она будет качаться значительно дольше, чем у здорового. Подобное маятникообразное движение наблюдается и при получении коленного рефлекса: после однократного удара по сухожилию четырехглавой мышцы голень совершает несколько затухающих маятникообразных качаний.

Симптом промахивания. Исследуемому с открытыми глазами предлагают несколько раз попасть указательным пальцем в палец исследователя. Затем исследуемый должен повторить это движение, но с закрытыми глазами. На стороне мозжечкового очага рука промахивается, чаще проходя кнаружи от цели, причем это отмечается и при закрытых, и при открытых глазах.

Пронационный симптом. При вытянутых вперед руках в положении пронации у больного с закрытыми глазами рука на стороне поражения мозжечка пронируется сильнее.
Симптом брадителекинезии заключается в том, что у больных с поражением мозжечка при пальценосовой пробе движение пальца недалеко от цели как бы замедляется, потом снова возобновляется, и палец достигает кончика носа. Интересно, что своеобразное замедление движения у цели выявляется даже при наличии интенционного дрожания. Этот симптом наблюдается на стороне очага в мозжечке.

Мозжечковый имитационный феномен. У больного с закрытыми глазами слегка сгибают одну ногу в коленном суставе и предлагают ему придать другой ноге такое же положение. При этом больной сгибает ее значительно больше.

Головокружение
разной степени отмечается у всех больных с заболеванием мозжечка. Для такого головокружения характерно отсутствие нарушений со стороны слуха.

Сопутствующие симптомы. Особое топографическое положение мозжечка в полости черепа обусловливает при его поражении возникновение ряда сопутствующих симптомов.

При процессах в мозжечке, изменяющих мозговое пространство в задней черепной ямке (опухоли, абсцессы, кисты и др.), рано появляются общие мозговые симптомы как результат повышения внутричерепного давления. Нарастающие головные боли, головокружение, рвота нередко выступают как начальные симптомы развития опухолевидного процесса в мозжечке. Раннее развитие общих мозговых симптомов объясняется указанным положением мозжечка в черепной коробке и возможностью очень раннего развития венозного застоя и отека мозга.
 
При локализации опухоли в черве мозжечка может наступить острое развитие повышения внутричерепного давления. Внезапно возникает сильнейшая головная боль иногда с потерей сознания, нарушением функции дыхания и сердечной деятельности (синдром Брунса). В тяжелых случаях развитие этого синдрома может закончиться смертью от паралича дыхания или сердечной деятельности.

Опухолевидные процессы полушария мозжечка могут сдавливать ствол мозга и вызывать ряд сопутствующих симптомов: поражение черепно-мозговых нервов (чаще V, VI и VII), нарушение функции пирамидной системы и чувствительных проводников. При этом нередко выступают нарушения по типу альтернирующего синдрома. В отдельных случаях может наблюдаться обратное соотношение как следствие сдавления опухолью противоположной половины ствола.

Топическая диагностика поражения червя и полушарий мозжечка. Такая диагностика весьма ограничена и в основном возможна только в пределах различия поражения червя и полушарий мозжечка.

Для поражения червя характерно тяжелое нарушение равновесия на фоне диффузной гипотонии мышц. Особенно резко выраженное нарушение стабилизации центра тяжести вызывается вовлечением в процесс задней дольки червя - nodulus и прилегающей к ней дольки полушария - floculus. При этом больной не может не только стоять, но даже сидеть.

Атония и атаксия выражены диффузно. Для выявления незначительного нарушения равновесия больного ставят в позу Ромберга, причем отмечается равномерное пошатывание туловища во все стороны. При более сильном нарушении больные падают назад и вперед. В отличие от спинальной атаксии выключение зрения почти не влияет на усиление мозжечковой атаксии.

Поражение полушарий мозжечка сильнее всего отражается на движениях конечностей, т. е. наступает динамическая атаксия. Атаксические явления и гипотония обнаруживаются на стороне поражения мозжечка, в конечностях одноименной стороны, причем больной шатается в больную сторону. При развитии опухоли в мостомозжечковом углу мозжечковые симптомы выступают на стороне очага. Клиническая картина опухоли VIII пары иногда совпадает с таковой при опухоли полушарий мозжечка. Правильность диагноза зависит от выявления ранних, начальных симптомов заболевания. При опухоли VIII пары первыми возникают явления со стороны этого нерва, а при опухоли полушария мозжечка - мозжечковые симптомы.

При процессах в лобной доле также иногда выражены явления атаксии, сходные с мозжечковой. Нарушается равновесие, стояние и ходьба; координация движений меньше нарушена. Указанные симптомы иногда неправильно расценивают как мозжечковые, что ведет к ошибочному диагнозу. Для правильного диагноза необходимо учитывать ряд других сопутствующих симптомов, характерных для поражения лобных долей, а также то, что при поражении лобной доли атаксия имеется на стороне, противоположной очагу поражения.


Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: