Методика наблюдения за физическим развитием детей


Врач должен вести наблюдение за развитием ребенка и состоянием его здоровья путем: а) клинического обследования с учетом состояния внутренних органов, развития скелета, развития мышечного слоя, внешнего вида ребенка и состояния упитанности; б) систематических антропометрических наблюдений - измерений роста, веса; в) изучения психического развития и состояния нервной системы ребенка.

Заключение о состоянии физического развития врач делает только на основании всестороннего наблюдения за ребенком, причем антропометрические данные являются важными объективными показателями динамики развития ребенка, без которых невозможно наблюдение за физическим развитием маленьких детей, в период наиболее интенсивного роста организма. Только при систематических измерениях и взвешиваниях ребенка врач будет в состоянии вовремя диагностировать начинающуюся гипотрофию и принять соответствующие меры.

О качестве ухода, питания и воспитания в детском учреждении судят по состоянию здоровья, физического и психического развития детей.

Одной из задач врача детского учреждения, особенно врача дома ребенка, является правильная организация систематических измерений и взвешиваний детей. Необходимо обеспечить точность измерений и применение единой методики, для чего нужны следующие условия:
1) овладение врачом методикой измерений;

2) наличие аппаратуры (медицинских весов, ростомеров, сантиметровых лент);

3) правильная организация измерений, их систематичность, точность методики;

4) правильный учет и регистрация результатов измерений;

5) правильный анализ полученных материалов.

В небольшом доме ребенка измерения должен проводить врач, а взвешивание - сестра группы под его наблюдением или под руководством старшей сестры. В крупных детских учреждениях, где врач не может один измерить всех детей, следует тщательно обучить технике измерений старшую сестру и педагога.

Аппаратура. Взвешивания проводят на медицинских весах; если их нет, можно приспособить обычные торговые настольные весы, укрепив на одной из чашек корзиночку или фанерный лоток, в которые кладется ребенок (вес корзиночки должен быть учтен). Измерения длины тела (роста) детей проводятся с помощью ростомера в виде столика или доски, у головного конца которой имеется барьер для упора головки. По краю ростомера укреплена сантиметровая лента (приклеена или прибита) или же нанесены сантиметровые деления, причем нулевое деление начинается от головного конца. Длина ростомера 100 см.

Рост ребенка измеряется с помощью движка - деревянной или металлической пластинки, - двигающейся перпендикулярно плоскости ростомера (линейки).

Очень важно проверить правильность сантиметровых делений на ростомере. Для этого необходимо иметь металлический метр или рулетку. Важно также, чтобы барьер был обязательно под прямым углом и довольно высок, чтобы головка могла упираться самой выдающейся частью темени и чтобы движок скользил по прямой линии перпендикулярно плоскости ростомера, не шатался в стороны и был достаточно высок, чтобы стопы ребенка могли упираться в него.

Методика измерений. Измерение роста (длины тела) в раннем возрасте проводится на ростомере обязательно в лежачем положении и с помощью второго лица. Ребенка укладывают на спину по средней линии ростомера так, чтобы голова касалась изголовья, позвоночник и ноги ребенка были выпрямлены, для чего измеряющий в момент измерения нажимает левой рукой на колени ребенка: пятки должны быть соединены и стопы согнуты под прямым углом к голени, что достигается с помощью движка ростомера.

Измеряющий стоит у ростомера таким образом, чтобы голова ребенка была слева. Помощница (сестра или няня) должна стоять у изголовья и удерживать голову ребенка в определенном положении, не давая ей двигаться в момент измерений. Голова должна быть установлена так, чтобы глазнично-козелковая плоскость была ориентирована вертикально по отношению к ростомеру. Когда ребенок фиксирован в нужном положении, измеряющий быстро доводит правой рукой движок до стоп и замечает, на каком делении остановился движок. Измерения делаются с точностью до 0,5 см.

Если у ребенка имеется значительное искривление ног (например, при рахите), следует отметить это при регистрации в виде скобок ( ) или ) (.

Очень важно, чтобы дети во время измерений вели себя спокойно, что зависит от того, как организованы измерения. Помощница должна быть заранее хорошо проинструктирована, что позволит ей проводить измерение в требуемом быстром темпе. Необходим правильный педагогический подход к детям, чтобы они не боялись измерений. В помещении, где производятся измерения, должно быть тепло.

При измерениях роста ребенка обязательно следует освобождать от одежды.
 
Методика взвешивания детей значительно проще, и обычно медицинские сестры легко овладевают ею. Необходимо соблюдать следующие правила:

1) обязательно регулировать весы перед взвешиванием;

2) время от времени проверять их правильность с помощью разновеса;

3) обязательно брать чистый вес, т. е. вес обнаженного ребенка.

Если в помещении тепло, ребенка обнаженным кладут на весы, где подостлана заранее вывешенная пеленка. Если ребенка взвешивают в одежде или завернутым в пеленки, нужно взвесив его, раздеть, затем взвесить все снятые с него вещи и вычесть их вес из общего веса.

Организация измерений. Измерения и взвешивания нужно проводить в точно определенные сроки. В домах ребенка следует установить такую частоту взвешивания детей: в возрасте до одного месяца - через день; 1-6 месяцев - два раза в неделю; 6-12 месяцев - один раз в неделю; 1,5-2 лет - один раз в декаду; I,5-2 лет - 2 раза в месяц; старше 2 лет - один раз в месяц. В возрасте до одного года рост детей измеряется один раз в месяц, в возрасте 1-3 лет - каждые 3 месяца.

Если ребенок болен, плохо развивается, то его, по указанию врача, взвешивают по специальному назначению так часто, как это требуется.

Нужно измерять и взвешивать каждого ребенка, когда ему исполнится 1, 2 и 3 года. Это дает большую возможность сравнивать развитие отдельных детей с нормативами, следить за динамикой их роста и делать оценку состояния их физического развития.

Необходимо, чтобы измерения и взвешивания детей проводились всегда в одно и то же время, не нарушая установленного для группы режима дня, лучше всего утром при подъеме ребенка после сна, что подостлана заранее вывешенная пеленка. Если ребенка взвешивают в вполне можно организовать в доме ребенка и в суточных группах яслей, где дети живут постоянно и утренние измерения не задерживают матерей, идущих на работу. Вся необходимая аппаратура должна быть заранее выверена и удобно расставлена, чтобы измеряющий мог свободно работать. В каждой группе измерения должны проводиться всегда в одни и те же числа месяца.

Регистрация антропометрических данных. Регистрация антропометрических данных, полученных путем измерений, должна проводиться точно и по единой установленной форме. Эти данные - необходимый элемент клинического обследования ребенка. Поэтому они прежде всего вносятся в историю развития ребенка в тот день, когда эти измерения были проведены. Затем эти данные помещают в особую графу истории развития, где последовательно отмечается каждый месяц: 1) дата измерения, 2) возраст ребенка в день измерения, 3) рост и 4) вес. На основании этих записей можно построить кривую веса и роста ребенка, благодаря чему наглядно будет видна динамика основных показателей его физического развития. Приводим пример такой диаграммы физического развития ребенка.

Кроме этих записей, определяющих динамику физического развития отдельного ребенка, необходимо иметь характеристику физического развития группы детей. Такая характеристика не только дает ценный материал врачу для обоснования различных мероприятий, но и является показателем качества работы персонала группы.


Еще по теме:


Гость, 06.07.2011 13:09:34
Посмотрите методику, представляете какой раньше контроль был за детьми?! Это же было круто, там никакая болячка не пробежит!

Методика анализа медико-статистических отчетов в яслях

Перед работниками яслей и домов ребенка стоит задача неуклонного I 1 повышения качества обслуживания детей. Одним из методов, способствующих улучшению работы, является систематический анализ деятельности учреждения, проводимый на основании учета и отчетности.

Основным условием для правильного составления отчета является наличие хорошо поставленного учета. Министерством здравоохранения утверждены для яслей и домов ребенка обязательные формы низового учета, в которых регистрируется состояние здоровья и развития детей, заболеваемость и смертность и организационная деятельность учреждений.

Учетные формы, помимо того, что они служат основой для составления отчета, имеют и самостоятельное значение. Систематическое и правильное их заполнение помогает вести повседневный контроль за всеми моментами работы как врачу, так и сестрам. Анализ динамики веса, роста ребенка, развития движений, речи и пр., помимо данных психо-физического развития детей, отражаемых в периодических отчетах, иногда дает указание врачу на необходимость проведения тех или иных мероприятий в отношении отдельных детей. Сводная месячная ведомость работы дома ребенка содержит данные для составления отчета; вместе с тем она дает возможность врачу, не дожидаясь составления полугодового отчета, своевременно принять необходимые меры для улучшения работы.
Наряду с некоторыми общими для всех детских учреждений формами годового учета для домов ребенка и яслей имеются специальные формы. Для домов ребенка они следующие.

Журнал записи приема детей (форма № 114) заполняет старшая сестра. Заполнение журнала требует особого внимания и тщательности со стороны лица, заполняющего его, так как журнал является основным документом для установления данных о ребенке и родителях.

Приемный журнал прошнуровывают, скрепляют печатью и по использовании хранят в архиве.

В графе 6 «Причина поступления ребенка в учреждение» отмечается и его семейное положение: сирота, подкинутый, от одинокой матери. Сиротами считаются дети, не имеющие обоих родителей; при наличии одного из родителей ребенка, не следует считать сиротой; дети одиноких матерей помечаются в графе «родительские» с отметкой - «от одинокой матери».

При приеме ребенка необходимо принять все меры для выяснения точного его возраста. Это имеет большое значение во всей дальнейшей судьбе ребенка.

Если ребенка принимают от родителей, необходимо при приеме требовать метрическую выписку о рождении и на основании данных выписки проставлять возраст, высчитывая точно месяцы и дни со дня рождения. Если документальные данные о возрасте ребенка отсутствуют (ребенок подкинут, от умершей матери или его приносят посторонние люди), врач определяет возраст на основании данных осмотра ребенка и всех возможных дополнительных обстоятельств.

Графы журнала с 1-й по 8-ю заполняются при приеме ребенка, графы с 1-й по 6-ю - при выписке.

Детей, помещаемых в больницу, не выписывают, а при возвращении
не вписывают вновь.

На каждого поступившего ребенка заводят персональную учетную карточку и конверт, на наружной стороне которого отмечают все основные данные ребенка (учетная форма № 120), в этот конверт вкладывают все документы, относящиеся к ребенку с момента его поступления до выбытия из дома ребенка. Эти конверты надо делать из плотной бумаги и хранить в специальном ящике.

История развития ребенка (учетная форма № 112) является основным медицинским документом, который должен отражать состояние здоровья ребенка в момент поступления его в дом ребенка или ясли и в течение всего пребывания там.

Историю развития ребенка заполняет врач, наблюдающий за ребенком, и старшая сестра, которая заполняет первую страницу; записи должны вестись чернилами, разборчивым почерком; в записях должен соблюдаться хронологический порядок.

Первая страница, содержащая анамнестические данные, в условиях дома ребенка часто не может быть заполнена целиком.

Вторая страница заполняется по мере выявления тех или иных данных.

Так, например, в разделе «Характер вскармливания и развития ребенка» отмечают срок, когда ребенок переведен на смешанное вскармливание, в каком возрасте он начал сидеть, ходить, когда он получил прививки против оспы, дифтерии, и т. д. Указывают также даты перенесенных ребенком заболеваний. Может встать вопрос о целесообразности вынесения этих данных на отдельную страницу, так как эти записи имеются в самой истории развития. Однако при длительном пребывании ребенка в доме ребенка и многочисленности записей в истории развития часто бывает затруднительно найти необходимые сведения.

Кроме этих двух страниц, в истории развития имеются вкладные листы для регистрации текущих наблюдений, где врач отмечает данные профилактических осмотров или осмотров по поводу заболеваний ребенка. Часто бывает, что врачи, аккуратно регистрируя данные, относящиеся к заболеваниям ребенка, не всегда отмечают показатели его физического и психического развития, что в дальнейшем мешает им иметь полную характеристику здоровья и развития ребенка.

При разработке материалов и историй развития врачу легко сделать обобщения по выявлению результатов действия различных мероприятий, проводимых им в профилактических или лечебных целях. Такие обобщенные выводы обогащают работу врача, помогают ему использовать новые методы в обслуживании детей, критически оценивать свою работу и способствуют повышению качества обслуживания детей. Истории развития каждой группы должны храниться в особых папках.

Заболеваемость и смертность детей регистрируют в специальной книге регистрации заболеваний и смертей в доме ребенка и яслях (форма № 252).

В эту книгу вносят все заболевания независимо от их продолжительности и течения. Заболевания детей, отправленных в больницу, также подлежат регистрации в этой книге. Записи в книге начинаются с начала текущего года. На 1 января в книгу переносят все не закончившиеся в минувшем году хронические заболевания (рахит, туберкулез, малярия, гипотрофия). "Острые заболевания и вновь возникающие хронические заболевания регистрируют по мере их выявления. При хронических заболеваниях переход из одной формы в другую отмечают в графе «Исход».

Помимо этой книги регистрации всех заболеваний, имеется еще журнал регистрации острозаразных заболеваний (форма № 67), где отмечаются только острозаразные заболевания: корь, скарлатина, дифтерия, коклюш, дизентерия, ветрянка, эпидемический паротит, эпидемический менингит, полиомиелит, инфекционный гепатит - болезнь Боткина.

По записям в журнале можно проследить начало каждого случая заболевания, имеющиеся при этом контакты и принятые меры борьбы с распространением заболевания. На каждое заболевание в журнале отводят несколько страниц в зависимости от возможной частоты его возникновения. Журнал ведет врач-ординатор дома ребенка или яслей.

Составление статистического отчета дома ребенка. Статистический отчет (форма № 21) подготовляется старшей сестрой и педагогом, проверяется и утверждается заведующим.
При условии правильного и систематического заполнения всех учетных форм составление отчета не представляет трудностей.

Заполнение I и II разделов объяснений не требует.

Раздел III «Обслуживаемые контингента» заполняется на основании сводной ведомости (форма № 258).

Данные движения детей, помимо их непосредственного значения, важны еще и потому, что позволяют иметь численность среднесписочного состава детей в возрастном разрезе, что необходимо для исчисления ряда показателей.

Необходимо проверить цифровые данные этого раздела отчета; несмотря на элементарность методики проверки, мы считаем необходимым остановиться на ней ввиду часто встречающихся ошибок.

Число всех детей, состоящих на начало отчетного периода, плюс число всех поступивших должно быть равным числу детей, состоящих на конец отчетного периода плюс число  выбывших и число умерших. Такая методика проверки относится только к общему числу детей (первая строка раздела III); при проверке отдельных возрастных групп нужно учитывать детей, переходящих из младшей возрастной группы в старшую.
Число детей (сирот, подкинутых и от родителей) на начало и на конец отчетного периода должно равняться числу всех детей на те же сроки. В число детей «от родителей» включаются и дети одиноких матерей, которые, кроме того, отмечаются в отдельной строке.

Раздел IV «Детская заболеваемость и смертность» заполняют на основании данных книги регистрации заболеваний и смертей (форма № 252).

Общее число заболеваний и число отдельных заболеваний среди детей всех возрастов и отдельно среди детей в возрасте 1 года подсчитывают по книге регистрации заболеваний за отчетный период и вносят в соответствующие графы отчета; учитываются также хронические заболевания, перенесенные с предыдущего года.

В графе умерших отмечается число умерших от того или иного заболевания в больнице или в доме ребенка.

При заполнении раздела нужно руководствоваться следующим:
а) под санаторной группой подразумевается группа специализированного обслуживания, организованная по имеющимся инструкциям Министерства здравоохранения; это в основном группа для детей, больных туберкулезом и хронической дизентерией;

б) под изолятором подразумевается специальное. постоянное отделение для заболевших детей, где проводится их лечение. Нельзя считать изолятором имеющийся в группе бокс;

в) карантинным отделением считается специально организованное отделение для вновь принимаемых детей (не следует смешивать с карантинной группой для детей, контактировавших с больным).

Число прошедших детей и проведенных ими дето-дней проставляется на основании журналов, имеющихся в этих отделениях.

Раздел VI заполняют на основании выборки из истории развития или рабочих записей.
Гость, 23.11.2011 14:27:55
существуют, ли автоматизированные программы регистрации антропометрических данных и оценки физического развития детей.
Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: