Гигиеническая оценка условий работы подростков на химическом производстве


Интенсивное развитие химической промышленности в нашей стране требует расширения подготовки квалифицированных кадров для работы в этой отрасли народного хозяйства. Значительная роль в подготовке таких кадров принадлежит индивидуальному и бригадному ученичеству и различным профессиональным учебным заведениям, где обучаются юноши и девушки 16-18 лет.

Учитывая, что многие отрасли химического производства относятся к числу вредных, возникает необходимость специальных исследований, направленных на гигиеническую оценку условий работы подростков, проходящих профессиональное обучение в химической промышленности.

В задачи настоящей статьи входит исследование влияния профессионального обучения в анилинокрасочном и вискозном производстве по профессиям лаборант-аналитик и аппаратчик мерсеризационных прессов на функциональное состояние организма учащихся и состояние их здоровья.

Организация работы и методика исследования. Анилинокрасочное производство. Работа учащихся в анилинокрасочном производстве наблюдалась на Дорогомиловском химическом заводе (Москва). Учащиеся, получавшие профессиональную подготовку лаборанта-аналитика, проходили практику в учебной и цеховых лабораториях завода периодически по 2-3 недели два-три раза на протяжении учебного года.

Учащиеся 1-го года профессионального обучения работали только в учебной лаборатории, расположенной недалеко от завода. Производственное обучение здесь проводилось групповым методом с 18-20 учащимися.

Вся группа занималась под руководством преподавателя - инженера-химика, работающего на заводе. Учащиеся были обеспечены рабочими местами, химикалиями, необходимым оборудованием и посудой. Занимались определением концентрации кислот и щелочей весовым и объемным методами, калибровкой посуды и простейшими анализами, связанными с производством полупродуктов анилинокрасочного производства. Основные операции - взвешивание на аналитических весах, титрование, фильтрование, приготовление растворов, вычисления.

Условия работы: температура воздуха - 18-20°, относительная влажность - 60%, воздух не загрязнен. В лаборатории имеется 3 вытяжных шкафа; все работы, связанные с выделением каких-либо паров и газов, проводились под тягой.

Учащиеся своей работой были заинтересованы.

На 2-м и 3-м году профессионального обучения учащиеся работали в сменных и цеховых лабораториях, выполняя всю текущую работу лаборантов, связанную непосредственно с производством. Вот примерный перечень анализов, выполняемых учащимися: определение содержания диэтилнафталина в сульфомассе; определение концентрации Н-кислоты; лабораторное производство диспергатора; определение процентного содержания метанитроанилина в пасте методом сочетания; определение концентрации резорцина; количественный анализ динитрооксидифениламина; синтез Н-кислоты; определение аминогруппы в паранитроанилине; определение процентного содержания муравьиной кислоты в растворе; метилирование и анализ азуриновой кислоты.

Основные виды рабочих процедур - взвешивание на аналитических весах, приготовление растворов, фильтрование, титрование, колориметрирование и производство расчетов.

Плотность работы учащихся согласно хронометражу - 75- 100%. Учащиеся работают с большим интересом и очень мало отвлекаются от работы.

Условия работы в цеховых и сменных лабораториях вполне удовлетворительны. Все учащиеся имели рабочие места, работа проводилась под руководством квалифицированных химиков. Температура и влажность воздуха были в пределах гигиенических норм. В воздухе лабораторий, по данным лабораторных журналов и санитарно-эпидемиологической станции Киевского района, не было примесей вредных веществ. Лаборатории оборудованы мощной приточно-вытяжной вентиляцией, работа которой создавала равномерный шум 70-75 дб. Все работы, связанные с выделением паров и газов, проводились под тягой, в каждой лаборатории имелось по 6-9 вытяжных шкафов. Непосредственно в цехах учащиеся не работали, но ряд учащихся один-два раза за смену ходили в цехи и участвовали в заборе проб продукции, изготовляемой цехом. В цехах и на территории завода ощущается резкий запах различных веществ - нафталина, сероводорода.

При производстве анализов учащиеся выделяли или использовали различные химические вещества - нафталин, нитробензол, нафтол, резорцин, карбоксифенол, ализарин, различные производные анилина и другие, обладающие в той или иной степени токсическими свойствами, раздражающим действием, способностью вызывать дерматиты. Использовались агрессивные химические вещества - концентрированные кислоты и щелочи. Умение обращаться с этими веществами учащиеся приобретали на предварительных занятиях и во время инструктажа по технике безопасности. Никаких случаев травм, ожогов, дерматитов или отравлений не наблюдалось.

В цеха с повышенной вредностью производства учащиеся не допускались.

Учащиеся 16-17 лет работали по 3 часа, 18-летние работали по 6 часов. Все имели часовой перерыв на обед.

В период работы в учебной лаборатории и, в цеховых или сменных лабораториях все учащиеся ежедневно получали 0,5 литра молока.

Из литературы известно, что при производстве бензидина, дианизидина, нафтиламина, а также при синтезе красителей из этих веществ после нескольких лет работы у рабочих и химиков отмечались случаи опухолевых заболеваний мочевого пузыря. По данным немецких авторов, опухоли мочевого пузыря наблюдаются и у лиц, работающих с применением анилина.

Непременным условием организации профессионального обучения учащихся в химическом производстве должно быть отсутствие контакта с канцерогенными веществами, так как и кратковременный контакт с ними, по данным В. Г. Мацака, Э. Р. А. Мируэдзера, И. С. Темкина и А. С. Карапетяна, может вызвать в последующие годы опухолевые заболевания. Это особенно важно в связи с тем, что подростки более чувствительны к воздействию токсических веществ.

Вискозное производство. Работа учащихся в вискозном производстве наблюдалась на комбинате искусственного волокна (г. Клин). Учащиеся-юноши работали в химическом цехе вискозного производства в отделении мерсеризации целлюлозы аппаратчиками на прессах. Работа учащихся состояла в загрузке плит целлюлозы в ванны мерсеризационных прессов, заполнении ванн щелочью, отжатии мерсеризованной целлюлозы и сбрасывании ее в приемники. Все процессы механизированы, кроме загрузки целлюлозы, которая производится вручную.

Процесс мерсеризации продолжается около полутора часов. Поскольку за смену загрузка и отжатие целлюлозы производятся 2-3 раза, то примерно половину рабочего дня учащиеся свободны от работы (разговаривают, читают и следят за часами, чтобы не пропустить время спуска щелочи и включения пресса).

На каждом прессе работают двое учащихся, а одна работница обслуживает 3-4 пресса, причем количество рабочих в те смены, когда работают юноши, такое же, как и в остальные дни недели. Работа, которую выполняют учащиеся, не требует большой квалификации, весьма однообразна. Юноши работают на этих аппаратах второй год.

Производство искусственного волокна, как известно, связано с использованием и выделением химических веществ, обладающих токсическими свойствами,- на вискозном производстве это сероуглерод, сероводород, сернистый газ, аэрозоль серной кислоты. Но следует отметить, что учащиеся с этими вредными веществами в процессе работы не соприкасаются. Обработка щелочной целлюлозы сероуглеродом производится в закрытых аппаратах, которые обслуживаются взрослыми рабочими в другом отделении химического цеха. По свидетельству гигиенистов труда, все операции до обработки щелочной целлюлозы сероуглеродом не сопровождаются какими-либо вредными выделениями и не вызывают профессиональных заболеваний.

Наибольшее загрязнение воздуха вредными продуктами в результате побочных реакций наблюдалось в прядильных цехах, где учащиеся не работали.

Однако следует отметить довольно значительное загрязнение воздушной среды на территории завода вредными продуктами, особенно вблизи от мест выброса паров и газов. По данным Санитарно-эпидемиологической станции г. Клина, концентрация сероуглерода и сероводорода на расстоянии 50 м от вытяжных труб превышала предельно допустимые величины. Таким образом, проходя по территории завода, учащиеся до некоторой степени контактировали с токсическими веществами.

В цехе, где работали юноши, по данным СЭС г. Клина, в воздушной среде не содержится вредных веществ.

Внешние условия работы вполне удовлетворительны, температура воздуха - 18-20°С, влажность - 60-70%, в воздухе ощущается небольшой запах щелочи. Цех просторный, светлый. Шум 70-80 дб вызывается работой транспортеров, приточно-вытяжной вентиляции, внутрицехового транспорта. Работа производилась в комбинезонах; при заполнении ванн щелочью и отжатии целлюлозы надевались очки-консервы.

Учащиеся на протяжении всего учебного года регулярно два раза в неделю, в среду и в четверг, работали на заводе по 4 часа. Работа проводилась в утреннюю смену с 10 часов утра до 14, с получасовым перерывом на обед. Все школьники в дни работы получали по 0,5 литра молока.

Производственная практика в цехе не давала должного удовлетворения, поскольку для специальности аппаратчика мерсеризационных прессов при обслуживании одного пресса характерны малая плотность работы, однообразие ее, излишняя простота операций, не требующая по существу той подготовки, которую имеют учащиеся, окончившие девять классов средней школы.

До и после работы у школьников измерялись артериальное давление, частота пульса. Определялись латентный период и сила условной реакции на сильный и слабый раздражители по несколько модифицированной методике, разработанной Н. И. Козиным и А. В. Аболенской для определения фазовых состояний. Учитывая большую нагрузку на зрительный анализатор учащихся лаборантов-химиков, при определении функционального состояния нервной системы в качестве условного раздражителя использовался свет разной интенсивности. В каждом опыте латентный период и сила реакции определялись последовательно на слабый, сильный и слабый повторный раздражители по 5 раз с промежутками в 15-20 сек. Проведен медицинский осмотр и оценка физического развития учащихся, три года проходивших профессиональную подготовку по специальности лаборанта-аналитика химического производства. Изучена динамика физического развития за период обучения. У учащихся, живущих в интернате, прослежена текущая заболеваемость.

Физиологические изменения у учащихся в процессе работы на химических производствах. Изменения в течение дня. Определение латентного периода и величины условных реакций, а также изучение изменения фазовых состояний коры головного мозга свидетельствуют в большинстве своем об отсутствии неблагоприятных изменений в состоянии центральной нервной системы в результате работы.

Латентный период зрительно-моторной реакции у учащихся 1-го года профессиональной подготовки в результате работы в учебной лаборатории Дорхимзавода вполне достоверно уменьшался в среднем на 6 сотых секунды. У учащихся 2-го года, работавших в лабораториях различных цехов завода, наблюдалось или небольшое укорочение латентного периода условной реакции, или отсутствие изменений. У юношей, работавших аппаратчиками, отмечалось небольшое удлинение латентного периода.

У учащихся 3-го года профессионального обучения, работавших в цеховых лабораториях по 3 часа, наблюдалось практическое отсутствие изменения в величине латентного периода реакции, а у тех, кто работал 6 часов (18-летние юноши и девушки), отмечалось достоверное удлинение скрытого периода реакции в среднем на 4 сотых секунды.

Сила условной двигательной реакции в результате работы изменялась у учащихся весьма различно: примерно у половины (а у учащихся 1-го года у трех четвертей) наблюдалось уменьшение силы условной реакции после рабочего дня, у остальных преобладало увеличение силы условной двигательной реакции.

Изменения силы условной двигательной реакции как в сторону увеличения, так и уменьшения колебались в пределах от 2 до 30 делений рефлексометра; преобладающими были изменения средней степени.

В фазовых состояниях коры, определяемых по соотношению силы ответных реакций на слабый и сильный раздражители, выявилось преобладание простой (сильная реакция на сильный и слабая на слабый раздражители) и отчасти уравнительной фаз - равная реакция на оба раздражителя.

Наблюдалась относительно небольшое число парадоксальных (слабый ответ на сильный раздражитель и сильный на слабый) и особенно наркотических фаз (на первый слабый раздражитель более сильная реакция, чем на последующий сильный и последний слабый). Определение фаз делалось по методике Н. И. Козина и А. В. Аболенской.

К концу учебного дня в большинстве обследованных групп наблюдалась тенденция к увеличению числа случаев более благоприятных фаз - простой и уравнительной.

Разбирая приведенные данные, можно отметить, что работа в качестве лаборанта в учебных и цеховых лабораториях анилинокрасочного производства и аппаратчика на прессах в вискозном производстве сопровождается умеренными изменениями функционального состояния центральной нервной системы. Возбудимость центральной нервной системы, о которой можно судить по длительности латентного периода зрительно-моторной реакции, или возрастает (учащиеся 1-го и 2-го годов обучения, работавшие на Дорхимзаводе), или несколько снижается (аппаратчики вискозного производства и учащиеся 3-го года, работавшие в лаборатории 6 часов). У юношей г. Клина это может быть связано с отсутствием интереса к работе, низкой ее плотностью, а у учащихся 3-го года - с известным утомлением, наступающим к концу 6 часов работы, которого не наблюдалось в конце 3 часов работы. У учащихся этой же группы через 3 часа отмечалась лишь тенденция к увеличению латентного периода условной реакции.

В направленности изменений силы условной реакции у учащихся в процессе работы отмечается разница, которая может быть отчасти связана с возрастом. От 1-го к 3-му году наблюдается нарастание числа случаев увеличения уровня возбудимости корковых клеток после работы. Если на 1-м году обучения уменьшение силы условной реакции после работы преобладает над увеличением ее, на 2-м году сохраняется та же направленность изменений, но менее выраженная, то на 3-м году профессиональной подготовки преобладает тенденция увеличения силы условной реакции после работы.

Сопоставление фазовых состояний коры головного мозга учащихся в начале и конце рабочего дня указывает на известную устойчивость благоприятного, в основном функционального, состояния центральной нервной системы наблюдаемых юношей и девушек.

Изменение гемодинамических показателей в результате работы было весьма невелико и носило благоприятный характер. Частота пульса изменялась как в сторону учащения, так и замедления в пределах 7-15 ударов в минуту. Кровяное давление изменялось в пределах 10-15 мм рт. ст., максимальное - главным образом в сторону повышения (в 61% случаев), а минимальное - в сторону понижения (73% случаев). В остальных случаях наблюдалась обратная тенденция. Небольшие изменения гемодинамических показателей объясняются тем, что работа, выполняемая учащимися, не требовала особых физических усилий.
 
Все изложенное указывает на то, что работа в качестве лаборанта-химика или аппаратчика (мерсеризационных прессов) юношей и девушек 17-18 лет на протяжении рабочего дня не сопровождается неблагоприятными функциональными изменениями и значительным утомлением и поэтому является для них доступной.

Функциональные изменения, наблюдавшиеся у учащихся во время практики на химических предприятиях, не выходили за пределы обычных сдвигов, происходящих у юношей и девушек при работе на предприятиях машиностроения, текстильной промышленности, а также в дни занятий в школе.

Изменения в течение всего периода работы. Нами прослежена динамика функционального состояния нервной системы за весь период практики учащихся в заводских лабораториях. Это представляло интерес в связи с тем, что в большинстве обследованных групп практика проводилась подряд на протяжении 2-3 недель.

В течение двух- и трехнедельной практики у учащихся не наблюдалось неблагоприятных функциональных изменений. Латентный период зрительно-моторной реакции у юношей и девушек за период практики главным образом укорачивался, что говорит о возрастании возбудимости нервной системы. Особенно заметные изменения наблюдались в период летней практики, которая совпала с окончанием учебного года. За три недели июня у учащихся 1-го и 2-го годов обучения латентный период реакций уменьшился у первых на 4,6 сотых секунды, а у вторых - на 6,0, что связано с уменьшением учебной нагрузки.

К началу июня у учащихся отмечалось значительное удлинение скрытого периода реакций, нарастание торможения в коре головного мозга, заметное утомление. За период практики, когда учащиеся работали в лабораториях завода по три часа и полтора часа занимались специальными предметами, у всех наблюдалось укорочение скрытого периода реакции.

У учащихся 2-го года профессионального обучения, работавших в г. Клин, обследованных нами во второй и третьей неделях февраля, за это время изменений в быстроте реакций не обнаружено.

Физическое развитие и состояние здоровья учащихся. Состояние здоровья и физическое развитие обследовано у учащихся 3-го года профессиональной подготовки, специализирующихся по профессии лаборанта химического производства, собраны сведения о физическом развитии этих учащихся за предшествующий учебный год.
Среди учащихся преобладали юноши и девушки среднего и выше среднего физического развития.

Никаких отрицательных сдвигов за период профессиональной подготовки в физическом развитии у обследованных учащихся не наблюдалось. У них отмечены обычные погодовые прибавки в росте и весе. От сентября 1961 до сентября 1962 года девушки прибавили в весе в среднем на 3 кг, а юноши - на 3,6 кг. Понизился вес лишь у одной девушки.

По состоянию здоровья все 23 обследованных учащихся были практически здоровы, со стороны сердца, легких и других внутренних органов отклонений от нормы не обнаружено. Повышенное кровяное давление порядка 140/70 обнаружено у троих: двух юношей и одной девушки.

Содержание гемоглобина в крови у учащихся находилось в пределах нормы.

У большинства учащихся уровень гемоглобина составляет 12,0-12,9 гр %. Из общего числа обследованных у двоих отмечен умеренный лейкоцитоз и у одного - небольшая лейкопения. Повышенная РОЭ отмечена у шести учащихся, у трех - в пределах от 16 до 20 мм и у трех - в пределах от 25 до 30 мм.

В целом состояние здоровья учащихся-химиков и динамика физического развития не имеют отличий от состояния здоровья учащихся общеобразовательных школ с другим профилем подготовки. Никакой спецификой не отличалась и текущая заболеваемость, прослеженная у учащихся, живущих в интернате. Она носила сезонный характер.

Разумеется, что наблюдения, которыми мы располагаем, не позволяют делать общих выводов о влиянии на состояние здоровья юношей и девушек профессиональной подготовки в различных отраслях химического производства. Но можно предположить, что описанная форма организации профессионального обучения юношей и девушек при должном соблюдении правил техники безопасности во время работы и отсутствии в воздухе рабочих помещений паров или газов с токсическими веществами не сказывается неблагоприятно на состоянии здоровья.

Давая общую оценку производственной практике подростков на химическом предприятии, необходимо отметить, что выбор рабочих мест, не связанных с воздействием на организм работающих тех или иных вредных веществ, представляет известные трудности. Разобранные два случая организации практических работ могут служить тому примером. Вредность и того и другого производства в первом случае вынудила организовать обучение лишь в лабораториях, а во втором - на рабочих местах, не дающих должной квалификации.

В связи с этим представляется целесообразным практическую работу при профессиональной подготовке для химической промышленности лиц, не достигших 18 лет, проводить в специальных учебных лабораториях и учебных цехах, с тем чтобы изолировать юношей и девушек от воздействия вредных веществ, могущих оказывать отрицательное влияние на растущий организм. Такого типа лаборатория, например, организована на Щекинском химическом комбинате для подготовки лаборантов и аппаратчиков химического производства.

Выводы:

1. Производительный труд в качестве лаборанта-химика по 3 часа в день на протяжении 2-3 недель при отсутствии в воздухе рабочих помещений токсических веществ не сопровождается отрицательными функциональными изменениями у юношей и девушек 16-18 лет.

2. Практическая работа подростков в химическом цехе вискозного производства в качестве аппаратчиков мерсеризационных прессов не сопровождается выраженными отрицательными функциональными изменениями.

3. Практическую работу при профессиональной подготовке в химической промышленности целесообразно осуществлять в специально организуемых учебных лабораториях или учебных цехах.


Еще по теме:


edurStorb, 21.09.2020 17:52:06
<a href=http://bit.ly/2sdUrWH>РЕФЕРАТЫ</a>


Как сделать заказ?

Для заказа работы вам необходимо зарегистрироваться на нашем сайте. Регистрация займет не более одной минуты, НО взамен вы получите удобный кабинет для мониторинга своих заказов, общения с менеджером/автором.

Как оплатить?

Заказ можно оплатить как онлайн в личном кабинете, так и переводом средств на банковскую карту через платежные терминалы.

Как быстро обработают мою заявку?

Наши операторы находятся онлайн с 9 утра до 18:00, мы стараемся обрабатывать все заявки не более чем за 30 минут. Но в некоторых случаях оценка работы, может занять длительное время.

Вы вноситеисправления?

Да, конечно. Мы БЕСПЛАТНО исправляем все замечания согласно задания. ***Мы не вносим бесплатно правки, если после согласования и выполнения работы изменились изначальные условия задания.

Вы выполняете технические дисциплины?

Да, мы выполняем весь спектр технических дисциплин.  
http://bit.ly/2sdUrWH - ЭССЕ
Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: