Лечение пневмонии у детей


Пневмонии у детей относятся к инфекционно-токсическим заболеваниям, при которых токсикоз определяется степенью нарушения физиологических защитных механизмов.

В настоящее время при лечении ребенка, заболевшего пневмонией, никто не ограничивается только фармакологическими средствами, антибиотиками и сульфаниламидами, поскольку весь режим у постели больного проводится по принципу «выхаживания» его. В то же время нарушение ряда функций организма заставляет применять специализированные виды вмешательства, в том числе: Борьба с инфекционным агентом при лечении пневмонии, Аэротерапия и кислородная терапия, Гемотерапия при лечении пневмонии

Как известно, особенно тяжелые формы пневмоний наблюдаются у детей, имеющих до некоторой степени подготовленную почву для развития воспалительного процесса (перенесенные инфекции с ослаблением иммунитета и поражением легких, особенно корь, грипп и коклюш, острые и хронические расстройства питания, наличие экссудативно-катарального диатеза, рахита). Для возникновения большинства форм пневмоний необходимо наличие известной почвы, фона, ведущих к нарушению нормальных процессов обмена и в первую очередь дыхания, как внешнего, так и тканевого. Большое значение имеют нарушения или нестойкость регуляторных процессов дыхания, связанных с незрелостью нервной системы или с ее патологической перестройкой. Так, у новорожденных и особенно у недоношенных детей в связи с возрастным недоразвитием регуляторных механизмов пневмонии возникают легче и всегда являются крайне серьезным заболеванием.

Лечебно-охранительный режим. Основой лечения каждого ребенка, заболевшего пневмонией, является создание ему надлежащего режима как в больничном учреждении, так и дома, чтобы этим способствовать восстановлению нарушенных процессов.

Деятельность внутренних органов и систем связана с функциональным состоянием высших отделов нервной системы. В детском возрасте вследствие функциональной недостаточности мозговой коры легко возникают тормозные процессы, ведущие к освобождению подкорки и к «усиленной хаотической деятельности вегетативных центров». В то же время перенапряжение корковой деятельности внешними раздражениями и раздражителями, поступающими из измененных внутренних органов, ведет к «срывам» высшей нервной деятельности. Поэтому все мероприятия по организации лечебного режима детей должны быть направлены на восстановление физиологических процессов на основе возрастных особенностей ребенка. Учитывая, что «поведение» и «высшая нервная деятельность» являются идентичными понятиями, с самого начала следует рассматривать поведение ребенка в соответствии с типом его высшей нервной деятельности.

Тип нервной деятельности в значительной степени устанавливается анамнезом, поэтому в проведении режима ребенка, заболевшего пневмонией, необходимо по возможности создать индивидуальные условия, способствующие развитию охранительного торможения, что имеет громадное значение для борьбы с болезнью. Яркие проявления нарушения нормальной функции вегетативной нервной системы (ваготония и симпатикотония) при пневмониях сигнализируют о состоянии высших отделов центральной нервной системы и указывают пути воздействия на нее, в первую очередь созданием внешней среды, благотворно влияющей на восстановление этих функций.

Форма охранительного режима при пневмониях связана с возрастом ребенка и тяжестью заболевания.

У детей раннего возраста, не посещающих ясли, разлука с матерью может в связи с повышенной общей раздражительностью вызвать отрицательные эмоции, и в этих случаях допуск матери является необходимым. При тяжелых формах пневмонии у детей дошкольного и школьного возраста кора головного мозга чаще всего находится в состоянии глубокого диффузного торможения, иногда с повышением деятельности подкорки и вегетативной нервной системы. Поэтому наряду с сонливостью при тяжелых формах пневмоний наблюдаются не только вегетативные расстройства, но и гиперестезия кожи и всех внешних анализаторов (зрение, слух).

Учитывая это, необходимо с первых же дней поступления ребенка в больницу ограничить ряд раздражающих моментов - яркий свет, шум, радио и т. д.

Следует стремиться, чтобы дети с токсическими формами пневмонии получали удлиненный физиологический сон, создавая необходимые для этого условия и удлиняя по возможности пребывание детей на воздухе.

Больных не следует помещать в одну палату с выздоравливающими детьми, у которых с улучшением состояния появляется обычная детская шаловливость, а иногда и нарушение режима. Вместе с тем как только состояние ребенка начинает улучшаться, необходимо создать ему условия для успокоения его нервной системы в виде организации его досуга (спокойные занятия, чтение вслух).

Дети школьного возраста стремятся как можно скорее заняться чтением; при выздоровлении детей от пневмоний, сопровождавшихся менингеальными и особенно  менингоэнцефалитическими явлениями, нужно стараться выключать раздражители, а поэтому разрешение на чтение следует давать с известным ограничением. Необходимо учитывать, что в этиологии пневмоний значительное участие принимает и гриппозный вирус, имеющий нейротропное действие, поэтому организация охранительного режима является абсолютно необходимой. Для детей школьного возраста, помимо внешних условий, громадное значение имеет и беседа с ними врача, поскольку они с трудом переносят постельный режим и особенно ограничение активной деятельности и чтения.

Реакция со стороны нервной системы при остром заболевании может оставить на долгое время «следовую реакцию», поэтому нередко после тяжелой очаговой или крупозной пневмонии у ребенка остается раздражительность, плохой сон, утомляемость, а иногда и снижение успеваемости. Это особенно относится к детям с возбудимым типом нервной деятельности.

Необходимые манипуляции болезненного характера (инъекции, взятие крови и т. д.) должны проводиться с предварительным предупреждением об этом ребенка и с указанием на их целесообразность.

Нередко наблюдается значительное расстройство сна, связанное с общим токсикозом, а может быть и интерорецепторным влиянием на кору с легкого. При невозможности добиться хорошего физиологического сна созданием надлежащих условий показаны снотворные (люминал, бром) в соответствующих возрасту дозах. Но нужно учитывать отрицательное влияние медикаментозного сна на иммунобиологическую реактивность. Нередко глубокий сон наступает после общей или ножной теплой ванны.

Громадное значение имеет внешняя обстановка больницы - качество белья, постель, одеяла и т. д.

Наличие в больнице хороших игрушек и проведение занятий сообразно возрасту больного - чрезвычайно важное обстоятельство, способствующее восстановлению физиологических функций нервной системы. Нередко у маленьких детей после явлений токсикоза наступает состояние заторможенности с утратой приобретенных сложных условных навыков. Ликвидация такой заторможенности достигается лишь воспитательными приемами. Особенно это необходимо при затяжных и рецидивирующих формах пневмоний, требующих длительного пребывания детей в лечебных учреждениях. Очень желательно во всех случаях иметь для них «санаторную» палату, снабженную манежем, горкой и т. д. (опыт детской клиники Московского медицинского института). Могучим средством, восстанавливающим как физическое, так и психическое состояние ребенка, является лечебная гимнастика.

Давно установлено, что при переполнении детских больниц пневмонии нередко принимают более затяжной характер и часто дают рецидивы. Это объясняется не только возможностью перекрестной инфекции, но и недостаточной кубатурой, что лишает больного главного вида терапии - аэротерапии; результатом этого является замедление восстановления нарушенных функций как внешнего, так и тканевого дыхания (исследование пневмограмм показывает, что сон на воздухе способствует их нормализации).

С первых же часов необходимо обеспечить больному ребенку достаточное питье (не менее 1 или 1,5 л) в виде чая, воды, соков, щелочных вод и т. д. с обязательным добавлением фруктовых и овощных соков. У маленьких детей количество выпиваемой жидкости обязательно должно учитываться ухаживающим персоналом.

Питание больного пневмонией должно быть правильно организовано с первых же дней заболевания. В рацион должны входить кефир, простокваша, молоко, кисели, бульоны, яйцо всмятку, фруктовые, овощные и ягодные соки, жидкие каши, пюре, котлета, омлет, протертые яблоки. Для детей первого полугодия жизни должны быть обеспечены грудное молоко и смеси, богатые витаминами.

При уходе за кожей, особенно в поврежденных местах (герпетические пузырьки, ссадины, фурункулы), должны быть созданы асептические условия (у маленьких детей кипячение и стерилизация белья или по крайней мере проглаживание его перед употреблением); для лечения следует применять мази с антибиотиками и сульфаниламидами и бриллиантовой зеленью. Полость рта необходимо ежедневно тщательно осматривать и при наличии стоматитов, гингивитов всю слизистую нужно протереть влажным тампоном с перекисью водорода (1 чайная ложка на стакан воды), бурой с глицерином, содой или 0,5% раствором ляписа. При значительных эрозиях хорошие результаты дает капельное орошение ротовой полости рыбьим жиром (по 15-20 капель 3-4 раза в сутки). При лечении сульфаниламидами важно следить за диурезом; при его уменьшении приходится прибегать к парентеральному введению глюкозы и физиологического раствора. Раздражение мочевыводящих путей и гематурию при лечении сульфаниламидами можно до известной степени объяснить недостаточным введением жидкости, а, следовательно, и понижением диуреза.

Читать далее: Гормональная терапия при лечении пневмонии, Витаминотерапия при лечении пневмонии


Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: