Расстройства питания в результате недостатков вскармливания


Экспериментальные работы И. П. Павлова и Н. И. Красногорского с применением физиологических методов исследования показали, что фактор питания оказывает большое влияние на физиологическую деятельность мозга и на развитие этой деятельности у детей. Изменение пищевого рациона в сторону увеличения или уменьшения пищи вызывает изменение пищевой возбудимости и пищевых реакций. В лаборатории И. П. Павлова установлено, что при сильном истощении у собак наступало такое глубокое торможение, что животные не брали пищи, у них пропадал аппетит, угасали условные рефлексы и значительно понижались безусловные. Таким образом, пищевой режим оказывает большое влияние на условно-рефлекторную деятельность организма. Условные рефлексы, развивающиеся на фоне безусловных, играют большую роль в секреторной деятельности пищеварительного тракта, в обмене веществ. Для стойкости рефлексов необходимо постоянство внешних и внутренних условий среды, при которых эти рефлексы возникают. Отсюда вытекает огромное значение постоянства интервалов между приемами нищи.

Большое значение имеют для педиатров опыты Н. И. Красногорского с различивши пищевыми режимами. Эти исследования показали, что введение в течение длительного времени в избыточном количестве какого-нибудь пищевого продукта вызывает понижение, а затем и исчезновение не только образованных условных рефлексов, но даже и безусловных. Отсюда совершенно ясно вытекает патогенез анорексии при одностороннем вскармливании детей. Экспериментальные работы, проведенные в лабораториях И. П. Павлова и Н. И. Красногорского, с необычайной убедительностью говорят о тесной зависимости деятельности коры больших полушарий мозга от характера питания детей.

В настоящее время исследованиями Н. М. Щелованова, Н. Л. Фигурина и М. П. Денисовой, Н. И. Касаткина и др. установлено, что у детей даже с первых месяцев жизни (конец первого месяца и начало второго) кора больших полушарий мозга способна образовывать условные реакции на внешние (экстроцептивные) и внутренние (интероцептивные) раздражители. Эти условно-пищевые рефлексы на зрительные, обонятельные и другие раздражения достигают на третьем и четвертом месяце жизни довольно высокой дифференцировки. Чем старше ребенок, тем большее значение для аппетита приобретают эти условно-рефлекторные реакции. А между тем они недостаточно используются педиатрами.

Гипотрофия может возникнуть как в результате недоедания, так и в результате перекармливания детей. Дефекты вскармливания часто зависят от незнания норм питания, корреляции составных частей пищи, от отсутствия учета получаемого ребенком молока.

Сущность гипотрофии заключается в голодании организма, в невозможности покрывать пищей расходы последнего. Это голодание может быть «внешним» в связи с недостаточным подвозом пищи либо тех или других составных частей пищи, необходимых для роста и развития ребенка. Голодание может быть и «внутренним». При этом речь идет не о недостаточном введении пищевых веществ, а о недостаточном использовании их клетками организма. Мы наблюдаем это при инфекционных заболеваниях, при наличии гнойных очагов, при выраженных формах гипотрофии, т. е. когда пища вводится в достаточном количестве, но дети не прибавляют в весе. При «внешнем» и «внутреннем» голодании речь идет о нарушении физиологической деятельности коры больших полушарий, кортико-висцеральных влияний, о нарушениях со стороны центральной и вегетативной нервной системы, регуляторных механизмов, нарушении органов пищеварения, дыхания, кровообращения, обмена веществ, в частности витаминного, и т. д. Процессы ассимиляции понижаются. Ребенок растет, его организм совершает определенную работу. Относительно большая поверхность тела ведет к большой теплоотдаче. Ребенок нуждается в большой теплопродукции. Но ассимилированная пища не покрывает потребности организма, т. е. «приход» не покрывает «расхода», в силу чего организм расходует собственные запасы: гликоген, жиры, белки, минеральные вещества. Это приводит к истощению организма, к нарушению высшей нервной деятельности ребенка.

Механизм развития гипотрофии очень сложен. Это объясняется тем, что при гипотрофии нередко один фактор обусловливает появление другого, изменяя реактивность организма. Вначале количественное или качественное недоедание дает первый толчок к возникновению гипотрофии. У ребенка нарушается физиологическая функция головного мозга, пищеварительная функция - ферментативная и эвакуаторная, обмен веществ, понижается сопротивляемость инфекции и он легко воспринимает кишечную и внекишечную инфекцию, которая оказывает свое влияние на организм и ведет к дальнейшим нарушениям обмена веществ, витаминного обмена, к понижению иммунобиологического состояния организма. В таком состоянии дизергии у ребенка развиваются воспалительные, гнойные очаги - отит-антрит, мастоидит, пиелит, пиодермия и т. д., которые в свою очередь оказывают отрицательное влияние на физиологическую деятель-ность коры больших полушарий мозга, ферментативные функции организма, обмен веществ. Таким образом создается порочный круг: алиментарные причины и инфекция переплетаются между собой, оказывая большое влияние на организм, на развитие внутреннего голодания.

На данном этапе речь идет уже не о первопричине, давшей толчок к развитию гипотрофии с последующими изменениями в организме, а о новом состоянии организма, возникшем под влиянием комбинации алиментарных и инфекционных моментов. В организме создаются новые соотношения, далекие от первично возникших. Это должно являться обоснованием для рационального вскармливания и лечения детей на различных этапах течения гипотрофии.

На первом году жизни ребенка, в особенности в первом полугодии, наибольшее значение в возникновении гипотрофии имеют недочеты вскармливания, встречающиеся как при грудном, так особенно при смешанном и искусственном вскармливании. Эти недочеты могут быть разного характера: или не фиксируются часы приема пищи, или отмечается количественное недоедание - недостаточный объем пищи, недостаточная ее калорийность, или имеется недостаток той или иной составной части пищи, необходимой ребенку для роста, или, наконец (что наблюдается реже), вопрос может идти об одностороннем вскармливании - недостатке одного из основных питательных веществ при избытке других. Грудное вскармливание, как уже указывалось, в раннем возрасте лучше всего обеспечивает потребности ребенка во всех ингредиентах пищи и повышает иммунологическое состояние организма. Кроме того, при грудном вскармливании устраняются все условия, ведущие к загрязнению молока, его инфицированию. Таким образом, женское молоко, получаемое непосредственно из груди матери, является наиболее доброкачественной пищей, не предъявляющей повышенных требований к функциональной способности пищеварительного тракта и лучше усваиваемой ребенком. Женское молоко повышает сопротивляемость ребенка инфекции.

Недоедание может начаться с первых дней и недель жизни ребенка вследствие гипогалактии у матери или недостатков со стороны молочной железы (плоский сосок, втянутый, мясистый, тугая грудь), или же в результате несколько повышенной индивидуальной потребности ребенка в пище.

Недоедание может отразиться на ребенке уже в родильном доме, вызывая большую потерю в весе - 400-500 г и даже больше. Эта же причина может влиять на развитие гипотрофии и в дальнейшем. Вопросу недоедания необходимо уделять серьезное внимание. Избежать его можно только путем систематического взвешивания ребенка до и после кормления и обязательного докармливания в случае необходимости сцеженным грудным молоком. Если это не проводится в жизнь, ребенок недоедает и у него развивается гипотрофия. Еженедельные взвешивания ребенка также не всегда достигают цели, так как отсутствие нарастания веса в течение нескольких недель не всегда привлекает внимание врача. Только если вес ребенка в течение длительного времени удерживается на одних и тех же цифрах или даже падает, врач фиксирует на этом внимание. Но эта констатация факта, анализ его производится нередко с запозданием, т. е. тогда, когда у ребенка уже развилась гипотрофия.

Аня К. поступила в ясли в возрасте 2 месяцев, весом в 4500 г. Девочка от второй беременности, родилась весом в 3000 г. Родители молодые, здоровые, роды в срок, в родильном доме потеряла в весе 150 г. Вскармливалась грудью 7 раз в сутки. Отдав ребенка в ясли, мать поступила на работу, но дважды в день приходила кормить его грудью. При кормлении ребенок не взвешивался. При взвешивании ребенка через 7 дней оказалось, что он не прибавил в весе. Через 2 недели вес оставался тем же. Через 4 недели пребывания ребенка в яслях отмечено падение в весе на 400 г. Ребенок стал более вялым, побледнел, тургор понизился. Только падение в весе побудило проанализировать причину. При взвешивании до и после кормления оказалось, что ребенок высасывает явно недостаточное количество молока - 70-80 г.

Всякий вновь поступающий в ясли ребенок грудного возраста требует к себе особого внимания как со стороны врача, так и со стороны старшей и групповой сестры. Питание его должно быть точно установлено уже в первые дни путем систематического взвешивания до и после кормления. В данном случае этого не было сделано.

Проанализируем приведенный случай. Отсутствие нарастания в весе в первую неделю пребывания ребенка в яслях нельзя было объяснить только новыми условиями в жизни- ребенка, его приспособлением к условиям новой среды. Это явление должно было привлечь внимание врача и указать на необходимость взвешивать ребенка до и после кормления, чтобы учесть количество высасываемого им молока. Этого не было сделано. При отсутствии ребенка в день взвешивания его необходимо было взвесить на следующий день, тем более что вес ребенка не нарастал. Этого также не было сделано. За время пребывания ребенка в яслях в течение 4 недель он не только не прибавил в весе, но даже убавил 400 г и пришел к состоянию гипотрофии I степени. Это - безусловно недочет в работе данных яслей. Перемена условий в жизни ребенка, переход его в другую среду требуют особенно внимательного отношения к нему, к его питанию. Если бы ребенка взвешивали до и после кормления уже с первых дней пребывания в яслях, недоедание можно было своевременно устранить, и ребенок не пришел бы к состоянию гипотрофии.
 
Систематическое взвешивание грудных детей до и после кормления, своевременное выявление недоедания, своевременные мероприятия по устранению голодания имеют огромное значение в борьбе с гипотрофией.

Причина недоедания может зависеть и от вялого сосания ребенка. Есть здоровые дети, которые плохо сосут (вялые сосуны) и значительно теряют в весе уже в родильном доме. С этим фактом приходится считаться. Такие дети нуждаются в докармливании сцеженным грудным молоком. А между тем отсутствие взвешивания до и после кормления дезориентирует врача. Недоедание может иметь место при слабости ребенка, его недоношенности. Слабый ребенок быстро утомляется и прекращает сосать, не высасывая своей порции - отсюда и недоедание. В таких случаях необходим докорм сцеженным молоком.

Причиной недоедания могут быть также пороки развития, уродства - незаращение верхней губы и неба, болезнь Гиршпрунга и т. д. Недоедание при грудном вскармливании может зависеть и от частой рвоты - срыгиваний. Это наблюдается при пилороспазме, пилоростенозе, невропатии.

Особого внимания требует вскармливание детей до 3 месяцев жизни. В этом возрасте грудное вскармливание имеет решающее значение. А между тем в яслях не всегда ведется достаточная работа по разъяснению матерям значения естественного вскармливания для ребенка, и матери, аккуратно кормившие детей дома, начинают нарушать режим питания детей после помещения их в ясли, ссылаясь на трудности соблюдения часов кормления в связи с работой. Эти ссылки лишены оснований, так как перерывы в работе на время, необходимое для кормления, обеспечены законом. В некоторых яслях не ведут достаточной разъяснительной работы с матерями и иногда переводят детей на смешанное вскармливание вначале в связи с запаздываниями матери, а потом уже с разрешения врача. Нерегулярное кормление грудью приводит к понижению лактационной способности у матери и раннему переводу детей на искусственное вскармливание.

В домах ребенка детей вскармливают сцеженным грудным молоком. Здесь очень важна правильная организация сливного пункта женского молока. Соблюдение санитарно-гигиенических условий при сцеживании молока, его хранении имеет огромное значение.

Значительно серьезнее недочеты, возникающие при раннем искусственном и смешанном вскармливании. Уже сама искусственная смесь, является для ребенка более трудно перевариваемой пищей, чем грудное молоко. Помимо этого, при искусственном вскармливании значительно» легче вносятся разные погрешности в питание как количественного, так и качественного характера, ведущие к нарушению коррелятивных соотношений между отдельными составными частями пищи. Иногда ребенок получает соответствующую его возрасту смесь, но в недостаточном количестве или получает достаточную по объему смесь, но сильно разбавленную, т. е. недостаточно калорийную.

Так, ребенка Т., посещавшего ясли с двухмесячного возраста, явно недокармливали. Это был крупный ребенок, весивший при рождении: 3800 г. Ввиду болезни матери ребенок был переведен в возрасте 1 месяца на смешанное вскармливание, причем оно было беспорядочным. При поступлении в ясли ребенок весил 4600 г, т. е. за 2 месяца он прибавил в весе 800 г. В яслях ему было назначено 7 кормлений: 2 раза грудь и 5 раз грудь + смесь № 2 по 80 г, всего 400 г докорма. Ребенок прибавлял в весе плохо. Количество докорма было увеличено до 700 г, но и это не помогло, и ребенок стал убавлять в весе. В возрасте 3/2 месяцев, он весил 4590 г, т. е. за время пребывания в яслях вес его не увеличился,
 
Здесь были допущены три ошибки: во-первых, не было учтено, что ребенок крупный и нуждается в большем количестве пищи; во-вторых, смесь была явно неподходящая - ребенку надо было давать смесь № 3, или В-рис, В-кефир, более концентрированные и более калорийные; в-третьих, при назначении докорма не было учтено количество высасываемого молока. Ребенка не взвешивали до и после кормления грудью. Как было установлено позднее, он высасывал очень мало молока (20-40 г). Таким образом, питание ребенка было явно недостаточным. Это привело его к голоданию.

При недостаточном количестве молока у матери ребенок ни в коем случае не должен голодать - ему необходимо ввести докорм.

Гипотрофия может возникнуть и в результате запоздавшего введения прикорма (каши, овощных, фруктовых блюд, зелени, мяса и т. д.). В этих случаях ребенок не получает своевременно многих ценных для него продуктов питания. Бывают случаи, что дети получают в течение длительного времени однообразную пищу, нередко недостаточную по объему, что приводит к количественному и качественному голоданию, так, например, кашу назначают иногда по 2-3 раза в день в ущерб другой пище. В отдельных случаях врачи уделяют мало внимания разработке пищевого рациона, недостаточно индивидуализируют его в связи с возрастом детей.

Гипотрофия может развиться и в результате водного голодания. Все физико-химические процессы, протекающие в организме, совершаются при участии воды, и чем интенсивнее протекают эти процессы, тем большую потребность в воде испытывает организм. Так, у ребенка в возрасте-до 6 месяцев Потребность в воде в 4 раза больше, чем у взрослого (на 1 кг). Вследствие недостаточного введения воды у ребенка легко нарушается водно-солевой обмен и наступают явления токсикоза, диспепсия, приводящие к гипотрофии. Особенно большое значение имеет введение жидкости в летнее время. В связи с сильной жарой ребенок теряет много жидкости с учащенным дыханием, усиленным потоотделением. Поэтому необходимо компенсировать этот усиленный расход жидкости добавочным введением ее в виде кипяченой воды, чая, настоя шиповника.

На развитие гипотрофии оказывает большое влияние и недостаток витаминов в пище. Витамины играют большую роль в окислительных процессах организма, в обмене веществ, в правильном развитии ребенка, в сопротивляемости инфекции. В настоящее время, когда хорошо изучена роль витаминов для организма вообще, а для растущего в особенности, пренебрежение витаминами является крупным недочетом. Недостаточное введение витаминов часто находится в связи с неправильным вскармливанием, неправильным приготовлением пищи (пища при варке частично лишается витаминов, а по приготовлении не обогащается ими).

Очень редко можно встретить у детей изолированные гиповитаминозы. В большинстве случаев речь идет о полигиповитаминозе. Дети при гиповитаминозе легко утомляются, бледны, капризны, раздражительны или, наоборот, вялы, неподвижны, с явлениями гипохромной анемии. При внимательном обследовании этих детей можно отметить ряд особенностей со стороны нервной системы, кожи, слизистых оболочек, волос, желудочно-кишечного тракта и т. д. Такие дети восприимчивы к инфекции, у них часто возникают воспалительные эндогенные очаги. Выносливость к пище у них понижена.

При гиповитаминозе А отмечаются характерные изменения со стороны кожи, слизистых оболочек и глаз. Кожа сухая, с легким желтоватым или сероватым оттенком, с ороговевшими фолликулами. На коже часто заметно шелушение. Волосы редеют, становятся ломкими, теряют блеск. Наблюдается поперечная исчерченность ногтей, паронихии. Значительные изменения отмечаются со стороны органов зрения. Нередко отмечается закупорка выводных протоков слезных и мейбомиевых желез, ведущие к образованию hordeolum, chalazion. В результате понижения секреции слезных желез и недостаточного увлажнения конъюнктивы глазного яблока последняя становится сухой; дело может дойти до кератомаляции. У более старших детей можно установить и гемералопию.

Для авитаминоза А характерно снижение функции эпителиальных покровов: в слизистых железах трахеи и бронхов, в эпителии, выстилающем слизистую оболочку дыхательных путей. На этой почве возникают упорные бронхиты. Измененная слизистая оболочка бронхов способствует возникновению пневмоний. Нарушения могут наблюдаться и со стороны пищеварительного тракта: понижение аппетита и дистрофический понос на почве понижения секреторных процессов. В связи с метаплазией эпителия мочевыводящих путей в мочевом пузыре и в почечных лоханках часто наблюдаются воспалительные процессы. Гиповитаминоз А ведет к понижению иммунитета и возникновению гипохромной анемии.

Клиническая картина гиповитаминоза С у ребенка раннего возраста не носит ярко выраженного характера. У него большей частью отсутствуют явные симптомы геморрагического диатеза в виде кровоизлияний в кожу, подкожную клетчатку, мышцы, суставы, под периост, во внутренние органы. Имеются главным образом симптомы общего характера, свойственные гиповитаминозам: бледность, вялость, неустойчивость со стороны нервной системы, температурные колебания, гипохромная анемия, пониженная сопротивляемость инфекции и т. д. Нередко можно отметить боли в суставах, мышцах, мелкие, едва заметные, точечные кровоизлияния в кожу живота и в другие участки кожи. Содержание аскорбиновой кислоты в крови у детей, страдающих гипотрофией, очень низкое - от 0,03 до 0,4 мг%. В моче аскорбиновая кислота не обнаруживается. Особенно низкие цифры аскорбиновой кислоты отмечаются при гнойных поражениях кожи и стоматитах - от 0,03 до 0,13 мг%.

В обычных условиях при достаточном введении витаминов с пищей содержание аскорбиновой кислоты в крови равняется 0,5 мг% или несколько выше. О насыщении организма аскорбиновой кислотой можно говорить при содержании ее в крови от 1 мг% и выше. При нормальных условиях ребенок не нуждается в таком высоком уровне аскорбиновой кислоты в крови.

Недостаток витамина D также способствует развитию хронических расстройств питания. Хотя при тяжелых формах гипотрофии не всегда можно отметить клинические симптомы рахита, но тщательное обследование ребенка, его нервной системы, минерального обмена, щелочной фосфатазы указывает на наличие рахита. Отсутствие тяжелых форм рахита при выраженной гипотрофии объясняется тем, что развитие рахита задерживается угнетением процессов роста в тех местах кости, где впервые проявляются рахитические изменения.

Недостаток витамина B1-тиамина - проявляется в мышечной слабости, различных парестезиях, быстрой утомляемости, упорной анорексии.

Недостаток витамина РР (никотиновая кислота) выявляется в ряде симптомов со стороны нервно-психической сферы, пищеварительного тракта и кожи. Наиболее частыми симптомами являются нарушения со стороны пищеварительного тракта: язык обложен, на кончике и боковых поверхностях появляется краснота, отечность; весь язык может стать красным, болезненным, с резко выступающими сосочками; на нем могут появиться складки, трещины. Часто при этом наблюдается афтозный стоматит. Гиперемия и болезненность могут перейти на слизистую оболочку щек. При поражении слизистой рта отмечается слюнотечение, дурной запах изо рта. Со стороны желудочно-кишечного тракта - понос, понижение аппетита. Со стороны нервной системы - подавленность, сменяющаяся состоянием возбуждения. На почве гиповитаминоза РР возможны невриты, парестезии и другие нервные симптомы. Кожные симптомы у маленьких детей довольно редки, но все же иногда отмечаются пигментированные участки кожи в области шеи, живота, на конечностях.

Симптомы, характерные для гиповитаминоза В2 (рибофлавин), приближаются к симптомам при недостатке витамина Бд и PP. Это - нарушения со стороны пищеварительного тракта: упорный понос, язвочки у углов рта, изменения со стороны языка, слизистой щек, а также явления со стороны нервной системы. Недостаток комплекса витамина В приводит к истощению, анемии.

Своевременное выявление полигиповитаминоза и лечение его имеют значение в борьбе с гипотрофией.

Читать далее Возникновение расстройств питания в результате заболеваний


Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: