Заболевания центральной нервной системы
Среди острых инфекционных заболеваний детского возраста врачу-педиатру нередко приходится встречаться с острыми инфекциями нервной системы - менингитами и энцефалитами. На некоторых основных моментах диагноза их мы и остановимся.
Характерными для заболевания мозговых оболочек любого происхождения являются симптомы повышенного внутричерепного давления (головная боль, головокружение, сопровождающиеся тошнотой и рвотой, сонливость, оглушенность). В первые месяцы жизни о повышении внутричерепного давления свидетельствует напряжение и выпячивание родничков. О головной боли у маленьких детей приходится судить по ряду сопутствующих моментов - ребенок хватается за голову, дергает себя за волосы, морщит лоб и т. д. О наличии головной боли более старшие дети высказываются вполне определенно. Ощущению головокружения дети дают обычно своеобразную формулировку («движутся стены, потолок, предметы» и т. д.). При анализе характера и механизма появления рвоты у детей (один из часто встречающихся симптомов, указывающих, на повышение внутричерепного давления) необходимо всегда иметь в виду рвоту, которая может быть у невротических детей и в основе которой лежит условно-рефлекторный механизм.
Уже в первые дни заболевания менингитом у ребенка отмечается ряд симптомов поражения центральной нервной системы, о чем можно судить по явлениям нарушения моторной сферы - поражению ряда черепных нервов (часто косоглазие), нарушению тонуса мускулатуры, (ригидность затылочных мышц, опистотонус, симптомы Кернига) и изменению рефлексов. Уже в самом начале заболевания у детей могут наблюдаться эпилептиформные припадки и разнообразные гиперкинезы (хореические, атетозные, миоклонические, тремор). Обращает на себя внимание резкая гиперестезия органов чувств и поверхностной чувствительности. Особенно ярки симптомы нарушения функции вегетативного отдела нервной системы, о чем можно судить по характеру дермографизма, пятнам Труссо, нарушениям со стороны сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и мочеотделительной систем. Важным моментом для постановки диагноза менингита, дифференциальной диагностики различных его форм и установления этиологии может служить исследование спинномозговой жидкости.
При менингитах количество белка увеличено (выше 0,1%о), число форменных элементов повышено, реакции Панди и Нонне-Апельта в некоторых случаях бывают положительными; в большинстве случаев жидкость вытекает под большим давлением, мутна и в ней часто обнаруживаются те или иные микроорганизмы (менингококки, пневмококки, стафилококки, стрептококки). Остановимся на некоторых дифференциально-диагностических моментах, позволяющих отграничить наиболее важные в практическом отношении менингиты.
Об эпидемическом цереброспинальном менингите можно говорить в тех случаях, когда при наличии ярко выраженного менингеального синдрома в мутной, содержащей много белка и лейкоцитов спинномозговой жидкости обнаружены менингококки.
Гнойный менингит диагностируется, когда в мутной спинномозговой жидкости обнаруживается обилие нейтрофилов при наличии в организме гнойного очага - отита, пневмонии, рожи, сепсиса.
Серозный менингит можно встретить особенно часто в раннем детском возрасте как осложнение пневмонии и при других инфекционных заболеваниях, иногда как самостоятельное вирусное заболевание. В этих случаях спинномозговая жидкость прозрачная, количество белка увеличено, лимфоцитоз незначителен.
О туберкулезном менингите можно думать, когда течение заболевания подострое, прозрачная спинномозговая жидкость при стоянии дает типичную пленку, резко выражен лимфоцитоз. Иногда в спинномозговой жидкости обнаруживаются туберкулезные палочки. При туберкулезном менингите острому состоянию нередко предшествует период предвестников, последний может иметь значительную длительность (до 6 недель в отдельных случаях). Дети становятся вялыми, быстро утомляются в игре, появляется расстройство сна; иногда имеют место кратковременные повышения температуры с критическим падением или переходом в субфебрилитет. Наблюдается головная боль, пассивность и сонливость нарастают. В таких случаях можно говорить о наличии охранительного торможения, развивающегося в клетках коры: мозга в ответ на токсикоз центральной нервной системы.
При энцефалитах (первичных и вторичных) менингеальный синдром не всегда ярко выражен, выпущенная спинномозговая жидкость, не во всех случаях дает указания на патологическое состояние оболочек. Наряду с этим неврологическое исследование уже в первые дни заболевания позволяет обнаружить симптомы поражения центральной нервной системы со стороны моторной сферы, чувствительности, вегетативного отдела нервной системы и психической сферы. Наличие указанных симптомов и синдромов поражения оболочек и вещества мозга при остром течении инфекционного процесса побуждает врача после наблюдения в течение 1-2 дней (а иногда после срочно проведенной пункции) немедленно направить ребенка на лечение в нервное отделение больницы.
В яслях и домах ребенка до помещения ребенка с подозрением на менингит и менингоэнцефалит в больницу необходимо проведение в диагностических целях пункции, применение холода на голову, очищение кишечника, кормление малыми порциями (пища не должна быть горячей ввиду позывов на рвоту), назначение сердечных средств. В целях усиления охранительного торможения, возникающего в клетках коры головного мозга при токсикоинфекционном процессе (вялость, оглушенность, сонливость), необходим щадящий режим, полный покой, тишина в палате, иногда затемнение (при гиперестезии органов чувств). В случае цереброспинального менингита необходимо немедленное проведение лечения сульфаниламидными препаратами (внутрь). Детям в возрасте до 2 лет суточную дозу сульфаниламидов в первые 2-3 дня болезни назначают из расчета 0,3 на 1 кг веса. Дозу эту дают в течение суток в четыре приема, т. е. каждые б часов. В последующие дни суточную дозу вычисляют из расчета 0,2 на 1 кг веса. Курс лечения продолжается не менее 10-15 дней (Власов). При этом необходимо вести тщательное наблюдение за состоянием крови и мочи. При появлении лейкопении в крови и эритроцитов, цилиндров, белка в моче необходимо прекратить лечение сульфаниламидами.
В яслях и домах ребенка могут находиться дети с резидуальными явлениями после перенесенного в раннем возрасте менингита, энцефалита и менингоэнцефалита. У этих детей может наблюдаться снижение интеллекта вплоть до глубокой отсталости. Как и при посттравматической деменции, эти дети при идиотии должны направляться в специальные детские дома системы социального обеспечения, а при имбецильности и дебильности воспитание и обучение их проводятся в специальных группах яслей и лечебных домах ребенка. До помещения в детские дома социального обеспечения и при отсутствии в яслях и домах ребенка указанных групп таких детей рекомендуется держать в младшей группе коллектива ввиду особенностей ухода за ними (отсутствие навыков опрятности, самостоятельной еды и т. д.).
Нередко после перенесенных ребенком инфекционных заболеваний, протекавших с выраженными явлениями менингита и менингоэнцефалита, у ребенка наблюдается изменение поведения: появляется повышенная раздражительность, чрезмерная подвижность, доходящая до суетливости, возбужденность, злобность. В этих случаях можно говорить о нарушении корково-подкорковых взаимоотношений. Этим детям можно рекомендовать лечение малыми дозами люминала (в миллиграммах).
Следует отметить, что даже не осложненное энцефалитом инфекционное заболевание может привести к преходящему астеническому состоянию ребенка.
В течение некоторого времени после перенесенного инфекционного заболевания у ребенка наблюдается снижение порога возбуждения, непереносимость громких звуков и шумного коллектива, «раздражительная слабость», рассеянность, истощаемость, сопровождающееся головной болью, адинамией, выраженной потливостью. Особенно резко выражено астеническое послеинфекционное состояние после кори и гриппа. Спустя некоторое время астеническое состояние ликвидируется.
Дети, находящиеся после инфекции в астеническом состоянии, нуждаются в щадящем режиме: дополнительные часы лежания, по возможности на свежем воздухе, периодическое удаление из шумного коллектива в более спокойные условия (в комнату, где играет несколько нешумливых детей) и т. д.
Для таких детей необходимо удлинять сроки отдыха между игрой и организованными занятиями. Не рекомендуется спешить с переводом ребенка, находящегося в астеническом состоянии, из изолятора в группу.
Из медикаментозного лечения этим детям рекомендуются малые дозы брома.
Как известно из работ М. К. Петровой, бром способствует восстановлению работоспособности клеток коры мозга (в данном случае истощенных токсикоинфекционным процессом) и устанавливает в мозговой коре правильные динамические отношения между нервным возбуждением и торможением. При всех последствиях перенесенной инфекции рекомендуется периодическое проведение курса йодистой терапии.
Читать далее Травматические повреждения мозга
Характерными для заболевания мозговых оболочек любого происхождения являются симптомы повышенного внутричерепного давления (головная боль, головокружение, сопровождающиеся тошнотой и рвотой, сонливость, оглушенность). В первые месяцы жизни о повышении внутричерепного давления свидетельствует напряжение и выпячивание родничков. О головной боли у маленьких детей приходится судить по ряду сопутствующих моментов - ребенок хватается за голову, дергает себя за волосы, морщит лоб и т. д. О наличии головной боли более старшие дети высказываются вполне определенно. Ощущению головокружения дети дают обычно своеобразную формулировку («движутся стены, потолок, предметы» и т. д.). При анализе характера и механизма появления рвоты у детей (один из часто встречающихся симптомов, указывающих, на повышение внутричерепного давления) необходимо всегда иметь в виду рвоту, которая может быть у невротических детей и в основе которой лежит условно-рефлекторный механизм.
Уже в первые дни заболевания менингитом у ребенка отмечается ряд симптомов поражения центральной нервной системы, о чем можно судить по явлениям нарушения моторной сферы - поражению ряда черепных нервов (часто косоглазие), нарушению тонуса мускулатуры, (ригидность затылочных мышц, опистотонус, симптомы Кернига) и изменению рефлексов. Уже в самом начале заболевания у детей могут наблюдаться эпилептиформные припадки и разнообразные гиперкинезы (хореические, атетозные, миоклонические, тремор). Обращает на себя внимание резкая гиперестезия органов чувств и поверхностной чувствительности. Особенно ярки симптомы нарушения функции вегетативного отдела нервной системы, о чем можно судить по характеру дермографизма, пятнам Труссо, нарушениям со стороны сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и мочеотделительной систем. Важным моментом для постановки диагноза менингита, дифференциальной диагностики различных его форм и установления этиологии может служить исследование спинномозговой жидкости.
При менингитах количество белка увеличено (выше 0,1%о), число форменных элементов повышено, реакции Панди и Нонне-Апельта в некоторых случаях бывают положительными; в большинстве случаев жидкость вытекает под большим давлением, мутна и в ней часто обнаруживаются те или иные микроорганизмы (менингококки, пневмококки, стафилококки, стрептококки). Остановимся на некоторых дифференциально-диагностических моментах, позволяющих отграничить наиболее важные в практическом отношении менингиты.
Об эпидемическом цереброспинальном менингите можно говорить в тех случаях, когда при наличии ярко выраженного менингеального синдрома в мутной, содержащей много белка и лейкоцитов спинномозговой жидкости обнаружены менингококки.
Гнойный менингит диагностируется, когда в мутной спинномозговой жидкости обнаруживается обилие нейтрофилов при наличии в организме гнойного очага - отита, пневмонии, рожи, сепсиса.
Серозный менингит можно встретить особенно часто в раннем детском возрасте как осложнение пневмонии и при других инфекционных заболеваниях, иногда как самостоятельное вирусное заболевание. В этих случаях спинномозговая жидкость прозрачная, количество белка увеличено, лимфоцитоз незначителен.
О туберкулезном менингите можно думать, когда течение заболевания подострое, прозрачная спинномозговая жидкость при стоянии дает типичную пленку, резко выражен лимфоцитоз. Иногда в спинномозговой жидкости обнаруживаются туберкулезные палочки. При туберкулезном менингите острому состоянию нередко предшествует период предвестников, последний может иметь значительную длительность (до 6 недель в отдельных случаях). Дети становятся вялыми, быстро утомляются в игре, появляется расстройство сна; иногда имеют место кратковременные повышения температуры с критическим падением или переходом в субфебрилитет. Наблюдается головная боль, пассивность и сонливость нарастают. В таких случаях можно говорить о наличии охранительного торможения, развивающегося в клетках коры: мозга в ответ на токсикоз центральной нервной системы.
При энцефалитах (первичных и вторичных) менингеальный синдром не всегда ярко выражен, выпущенная спинномозговая жидкость, не во всех случаях дает указания на патологическое состояние оболочек. Наряду с этим неврологическое исследование уже в первые дни заболевания позволяет обнаружить симптомы поражения центральной нервной системы со стороны моторной сферы, чувствительности, вегетативного отдела нервной системы и психической сферы. Наличие указанных симптомов и синдромов поражения оболочек и вещества мозга при остром течении инфекционного процесса побуждает врача после наблюдения в течение 1-2 дней (а иногда после срочно проведенной пункции) немедленно направить ребенка на лечение в нервное отделение больницы.
В яслях и домах ребенка до помещения ребенка с подозрением на менингит и менингоэнцефалит в больницу необходимо проведение в диагностических целях пункции, применение холода на голову, очищение кишечника, кормление малыми порциями (пища не должна быть горячей ввиду позывов на рвоту), назначение сердечных средств. В целях усиления охранительного торможения, возникающего в клетках коры головного мозга при токсикоинфекционном процессе (вялость, оглушенность, сонливость), необходим щадящий режим, полный покой, тишина в палате, иногда затемнение (при гиперестезии органов чувств). В случае цереброспинального менингита необходимо немедленное проведение лечения сульфаниламидными препаратами (внутрь). Детям в возрасте до 2 лет суточную дозу сульфаниламидов в первые 2-3 дня болезни назначают из расчета 0,3 на 1 кг веса. Дозу эту дают в течение суток в четыре приема, т. е. каждые б часов. В последующие дни суточную дозу вычисляют из расчета 0,2 на 1 кг веса. Курс лечения продолжается не менее 10-15 дней (Власов). При этом необходимо вести тщательное наблюдение за состоянием крови и мочи. При появлении лейкопении в крови и эритроцитов, цилиндров, белка в моче необходимо прекратить лечение сульфаниламидами.
В яслях и домах ребенка могут находиться дети с резидуальными явлениями после перенесенного в раннем возрасте менингита, энцефалита и менингоэнцефалита. У этих детей может наблюдаться снижение интеллекта вплоть до глубокой отсталости. Как и при посттравматической деменции, эти дети при идиотии должны направляться в специальные детские дома системы социального обеспечения, а при имбецильности и дебильности воспитание и обучение их проводятся в специальных группах яслей и лечебных домах ребенка. До помещения в детские дома социального обеспечения и при отсутствии в яслях и домах ребенка указанных групп таких детей рекомендуется держать в младшей группе коллектива ввиду особенностей ухода за ними (отсутствие навыков опрятности, самостоятельной еды и т. д.).
Нередко после перенесенных ребенком инфекционных заболеваний, протекавших с выраженными явлениями менингита и менингоэнцефалита, у ребенка наблюдается изменение поведения: появляется повышенная раздражительность, чрезмерная подвижность, доходящая до суетливости, возбужденность, злобность. В этих случаях можно говорить о нарушении корково-подкорковых взаимоотношений. Этим детям можно рекомендовать лечение малыми дозами люминала (в миллиграммах).
Следует отметить, что даже не осложненное энцефалитом инфекционное заболевание может привести к преходящему астеническому состоянию ребенка.
В течение некоторого времени после перенесенного инфекционного заболевания у ребенка наблюдается снижение порога возбуждения, непереносимость громких звуков и шумного коллектива, «раздражительная слабость», рассеянность, истощаемость, сопровождающееся головной болью, адинамией, выраженной потливостью. Особенно резко выражено астеническое послеинфекционное состояние после кори и гриппа. Спустя некоторое время астеническое состояние ликвидируется.
Дети, находящиеся после инфекции в астеническом состоянии, нуждаются в щадящем режиме: дополнительные часы лежания, по возможности на свежем воздухе, периодическое удаление из шумного коллектива в более спокойные условия (в комнату, где играет несколько нешумливых детей) и т. д.
Для таких детей необходимо удлинять сроки отдыха между игрой и организованными занятиями. Не рекомендуется спешить с переводом ребенка, находящегося в астеническом состоянии, из изолятора в группу.
Из медикаментозного лечения этим детям рекомендуются малые дозы брома.
Как известно из работ М. К. Петровой, бром способствует восстановлению работоспособности клеток коры мозга (в данном случае истощенных токсикоинфекционным процессом) и устанавливает в мозговой коре правильные динамические отношения между нервным возбуждением и торможением. При всех последствиях перенесенной инфекции рекомендуется периодическое проведение курса йодистой терапии.
Читать далее Травматические повреждения мозга
Еще по теме:
- Специалисты подсчитали сколько лет сна теряют люди после появления ребенка
- За отказ от вакцинации детей родителей будут наказывать
- Подростки, питающиеся в фаст-фудах, учатся хуже своих сверстников
- Дети молодых матерей учатся в школе хуже своих сверстников
- Самыми счастливыми являются семьи, в которых воспитывается два ребенка
![]() |