Рациональная психотерапия и аутотренинг при лечении гипертонии
Целью психотерапии является коррекция взаимоотношений ребенка с окружающей социальной средой. Главная задача заключается не столько в устранении отрицательных эмоциональных факторов, ввиду того что это не всегда возможно, сколько в повышении толерантности к ним и способности вырабатывать адекватные реакции на внешние и внутренние раздражители. Психотерапию можно проводить в любой форме: индивидуальной, групповой, семейной. Последняя представляется наиболее подходящей, особенно для детей младшего возраста, когда связь с близкими родственниками наиболее крепкая. У подростков хороших результатов можно достичь при индивидуальных и групповых занятиях. Занятия должен проводить только специалист, имеющий соответствующую подготовку. После диагностики и составления комплексного плана терапии необходимо поставить вопросы: что устранить и изменить, а также в каком направлении рекомендовать повышение адаптации. Успех при использовании психокорригирующих методов реабилитации может быть достигнут только при полном доверии ребенка, нередко и его близких к врачу.
С самого начала психотерапевтической реабилитации необходимо придерживаться простых и достаточно апробированных методов и приемов:
- с самого начала контакта с больным ребенком и его родственниками надо установить доверительные отношения, проявить максимум участия, внимательно выслушать жалобы и изучить анамнез заболевания;
- если больной испытывает какие-либо симптомы заболевания, лучше сразу начать их устранение;
- необходимо успокоить ребенка и его родственников, вселить в них надежду на благоприятный исход болезни или данного обострения;
- определить необходимость участия в лечебном и реабилитационном процессе других специалистов.
В работе с больными детьми и подростками применяют следующие методы психотерапии:
- психоанализ;
- внушение в состоянии бодрствования;
- формирование психологической компенсации;
- формирование психологической защиты;
- аутогенная тренировка;
- психологические стимуляторы и арттерапия;
- саморегуляция и самоорганизация.
При клинических ситуациях, сопровождающихся астеническим состоянием с периодами возбуждения или раздражения, наиболее целесообразно использовать аутогенную тренировку с фиксацией приятного тепла, расслабления и успокоения.
В работе с больными нейроциркуляторной дистонией (НЦД) и гипертонией (АГ) применяют следующие методы аутогенной тренировки:
- расслабление мышц, особенно мышц лица и головы, с последующим самовнушением веры в благоприятный исход терапии, благополучие жизни в целом;
- расслабление всех мышечных групп с оценкой параметров гемодинамики, включая АД, достижение их нормализации;
- расслабление мышц с психологической направленностью на достижение теплового или холодового эффекта;
- расслабление мышц с достижением температурного эффекта и получение положительного вегетативного результата в виде нормализации гемодинамических показателей;
- расслабление мышц с элементами медитации.
Тренировка должна быть регулярной с включением методов, которым могут обучаться дети и подростки, исходя из их индивидуальных и возрастных возможностей.
Очень важным моментом в работе с больными АГ и НЦД является использование методов психологической защиты и коррекции:
- смена деятельности, интересов, увлечений;
- формирование собственного убеждения при уверенности в своей правоте;
- изменение отношений к ситуации, которую невозможно изменить.
Эти методы основаны на формировании новой доминанты в нервной системе, что способно изменить отношение к неблагоприятным жизненным ситуациям и положительно повлиять как на общее состояние, так и на гемодинамические изменения. К психологической защите следует отнести и вытеснение собственного образа неудачника, потерявшего веру в свои силы. При этом ребенок становится способным к правильной оценке самого себя и своих возможностей.
Читать далее Восстановление нарушенных взаимодействий между центральной и вегетативной нервной системами
С самого начала психотерапевтической реабилитации необходимо придерживаться простых и достаточно апробированных методов и приемов:
- с самого начала контакта с больным ребенком и его родственниками надо установить доверительные отношения, проявить максимум участия, внимательно выслушать жалобы и изучить анамнез заболевания;
- если больной испытывает какие-либо симптомы заболевания, лучше сразу начать их устранение;
- необходимо успокоить ребенка и его родственников, вселить в них надежду на благоприятный исход болезни или данного обострения;
- определить необходимость участия в лечебном и реабилитационном процессе других специалистов.
В работе с больными детьми и подростками применяют следующие методы психотерапии:
- психоанализ;
- внушение в состоянии бодрствования;
- формирование психологической компенсации;
- формирование психологической защиты;
- аутогенная тренировка;
- психологические стимуляторы и арттерапия;
- саморегуляция и самоорганизация.
При клинических ситуациях, сопровождающихся астеническим состоянием с периодами возбуждения или раздражения, наиболее целесообразно использовать аутогенную тренировку с фиксацией приятного тепла, расслабления и успокоения.
В работе с больными нейроциркуляторной дистонией (НЦД) и гипертонией (АГ) применяют следующие методы аутогенной тренировки:
- расслабление мышц, особенно мышц лица и головы, с последующим самовнушением веры в благоприятный исход терапии, благополучие жизни в целом;
- расслабление всех мышечных групп с оценкой параметров гемодинамики, включая АД, достижение их нормализации;
- расслабление мышц с психологической направленностью на достижение теплового или холодового эффекта;
- расслабление мышц с достижением температурного эффекта и получение положительного вегетативного результата в виде нормализации гемодинамических показателей;
- расслабление мышц с элементами медитации.
Тренировка должна быть регулярной с включением методов, которым могут обучаться дети и подростки, исходя из их индивидуальных и возрастных возможностей.
Очень важным моментом в работе с больными АГ и НЦД является использование методов психологической защиты и коррекции:
- смена деятельности, интересов, увлечений;
- формирование собственного убеждения при уверенности в своей правоте;
- изменение отношений к ситуации, которую невозможно изменить.
Эти методы основаны на формировании новой доминанты в нервной системе, что способно изменить отношение к неблагоприятным жизненным ситуациям и положительно повлиять как на общее состояние, так и на гемодинамические изменения. К психологической защите следует отнести и вытеснение собственного образа неудачника, потерявшего веру в свои силы. При этом ребенок становится способным к правильной оценке самого себя и своих возможностей.
Читать далее Восстановление нарушенных взаимодействий между центральной и вегетативной нервной системами
Еще по теме:
![]() |