Особенности организации диагностики и лечения подростков
Высокая и специфическая заболеваемость выдвигает дополнительные требования к объему диагностических и лечебных процедур для оказания адекватной помощи подростку.
Диагностические требования. Учитывая необходимость проведения массовых профилактических осмотров, длительное отвлечение врачей-специалистов и вспомогательных служб лечебных учреждений, целесообразно внедрять автоматизированные диагностические комплексы. Несмотря на определенные недостатки, они могут быть использованы для экспресс-диагностики. Их применению может способствовать наличие в учебных заведениях компьютерных классов.
Требования к лечению подростков могут быть сформулированы следующим образом.
- преобладание в структуре лечебного комплекса немедикаментозных методов над медикаментозными (доминируют функциональные расстройства);
- необходимость комплексного подхода (полисистемность);
- доступность процедур для подростка;
- завершение курса лечебных процедур в максимально короткие сроки; желательно параллельное, а не последовательное проведение психотерапии, ЛФК, иглорефлексотерапии и других методов лечения;
- подросткам в большей мере, чем другим возрастным категориям, необходимы стационарзамещающие технологии; оптимальный вариант - санаторий-профилакторий, загородная больница.
Проблемы лечения, обусловленные психологическими особенностями подростка.
Нормально развивающимся подросткам свойственно отсутствие внимания к своему здоровью, врачебным рекомендациям и диспансерным мероприятиям; они могут как симулировать, так и диссимулировать заболевания. Эти особенности надо учитывать, строя взаимоотношения с больным. С другой стороны, именно в пубертатном периоде в процессе формирования личности закладываются основы осознанного отношения к своему здоровью. Если представление о ценности здоровья не будет сформировано у подростка, оно не возникнет и в последующем.
В лечении подростков относительно редко встречаются ситуации, когда исход заболевания целиком определяется только усилиями и возможностями врача (к ним относятся, например, травмы, отравления и острые инфекции). Чаще роль врача сводится к рекомендации конкретных лечебных действий и цели. Путь к выздоровлению подросток должен пройти сам, осознанно желая стать здоровым. Так прослеживается необходимость педагогической и воспитательной работы врача с молодежью, тем более что доверие к врачу в решении медицинских и социальных вопросов нередко оказывается выше, чем к родственникам.
Особенности фармакотерапии подростков:
- подробно разъясните правила приема препарата (число приема, связь с приемом пищи);
- рассейте сомнения подростка и его родителей по поводу возможных побочных эффектов и целесообразности приема данного препарата (например, ноотропила);
- назначайте препараты, удобные в применении (например, ферроплекс и тардиферон, чай Наттермана);
- полезно разработать памятку для больного;
- проверьте, правильно ли понял вас подросток.
Трудности в организации диагностического и лечебного процесса обусловлены и социальными особенностями периода взросления. Подростковый возраст может совпадать с началом самостоятельной жизни, нередко в отрыве от родителей и других членов семьи, сопровождаться резким изменением стереотипа жизни. Заболеваемость и запущенность болезней у подростков, проживающих в общежитии, выше, чем у их сверстников, живущих в семье.
Психологические и социальные особенности подростков требуют максимального приближения к ним медицинской помощи. Для обеспечения этого необходимо предусмотреть:
- удобный для посещения график работы врачей;
- перенос части амбулаторного приема в учебные заведения;
- проведение лечебно-оздоровительных мероприятий непосредственно в учебных заведениях;
- доступность и бесплатность всех видов медицинской помощи;
- организацию служб (телефонов) доверия.
Медицинское обеспечение подростков должно иметь профилактическую направленность. Именно профилактическая работа занимает максимум времени в деятельности опытного врача. Очевидно, что ею сможет успешно заниматься только специально подготовленный врач. Участковые педиатры и терапевты с этими вопросами совершенно не знакомы и их решение не входит в рамки профессиональных обязанностей и временные рамки рабочего дня.
Проблемы, обусловленные введением новых законодательных актов и изменением социального статуса подростков. В отличие от ребенка, подросток реализует свои права в части медицинского обслуживания самостоятельно. Получения согласия родителей на медицинское вмешательство или отказ от него не требуется. К сожалению, предоставление полной самостоятельности подросткам и их психологические особенности создают много организационных проблем:
- отказ от диагностического обследования;
- отказ от профилактических прививок;
- отказ призывников от обследования для уточнения диагноза;
- уклонение от диспансерного наблюдения;
- несоблюдение назначенного лечения.
Такое поведение подростков существенно снижает показатели деятельности медицинской службы. Не случайно врачи значительное время отводят на организационно-методическую работу, в том числе, на убеждение подростков, формирование у них ответственного отношения к здоровью.
Лечение детей идет на уровне «взрослый - взрослый», то есть врач и родитель. В лечении подростков необходимо учитывать их психологические особенности и права.
Проблемы лечения подростков с хроническими заболеваниями связаны с его требованиями:
- лечите меня, считаясь с моей личностью;
- попытайтесь меня понять;
- дайте мне поддержку и поощрение;
- не «напрягайте» меня;
- дайте мне выбор метода и способа лечения;
- имейте чувство юмора;
- знайте, что вы делаете.
Таким образом, охрана здоровья подростков должна стать приоритетным направлением педиатрии и семейной медицины. Плохое здоровье подростков - двойные потери для общества. Это не только снижение резервов потенциала общества, но и необходимость отвлечения средств от инвестиций в экономику на оказание, как правило, безвозвратной социальной помощи и социальных денежных выплат больной молодежи.
Здоровая молодежь - самый ценный капитал государства. Почти 50 млн детей, подростков и молодежи России имеют право быть здоровыми и счастливыми и должны быть ими.
Диагностические требования. Учитывая необходимость проведения массовых профилактических осмотров, длительное отвлечение врачей-специалистов и вспомогательных служб лечебных учреждений, целесообразно внедрять автоматизированные диагностические комплексы. Несмотря на определенные недостатки, они могут быть использованы для экспресс-диагностики. Их применению может способствовать наличие в учебных заведениях компьютерных классов.
Требования к лечению подростков могут быть сформулированы следующим образом.
- преобладание в структуре лечебного комплекса немедикаментозных методов над медикаментозными (доминируют функциональные расстройства);
- необходимость комплексного подхода (полисистемность);
- доступность процедур для подростка;
- завершение курса лечебных процедур в максимально короткие сроки; желательно параллельное, а не последовательное проведение психотерапии, ЛФК, иглорефлексотерапии и других методов лечения;
- подросткам в большей мере, чем другим возрастным категориям, необходимы стационарзамещающие технологии; оптимальный вариант - санаторий-профилакторий, загородная больница.
Проблемы лечения, обусловленные психологическими особенностями подростка.
Нормально развивающимся подросткам свойственно отсутствие внимания к своему здоровью, врачебным рекомендациям и диспансерным мероприятиям; они могут как симулировать, так и диссимулировать заболевания. Эти особенности надо учитывать, строя взаимоотношения с больным. С другой стороны, именно в пубертатном периоде в процессе формирования личности закладываются основы осознанного отношения к своему здоровью. Если представление о ценности здоровья не будет сформировано у подростка, оно не возникнет и в последующем.
В лечении подростков относительно редко встречаются ситуации, когда исход заболевания целиком определяется только усилиями и возможностями врача (к ним относятся, например, травмы, отравления и острые инфекции). Чаще роль врача сводится к рекомендации конкретных лечебных действий и цели. Путь к выздоровлению подросток должен пройти сам, осознанно желая стать здоровым. Так прослеживается необходимость педагогической и воспитательной работы врача с молодежью, тем более что доверие к врачу в решении медицинских и социальных вопросов нередко оказывается выше, чем к родственникам.
Особенности фармакотерапии подростков:
- подробно разъясните правила приема препарата (число приема, связь с приемом пищи);
- рассейте сомнения подростка и его родителей по поводу возможных побочных эффектов и целесообразности приема данного препарата (например, ноотропила);
- назначайте препараты, удобные в применении (например, ферроплекс и тардиферон, чай Наттермана);
- полезно разработать памятку для больного;
- проверьте, правильно ли понял вас подросток.
Трудности в организации диагностического и лечебного процесса обусловлены и социальными особенностями периода взросления. Подростковый возраст может совпадать с началом самостоятельной жизни, нередко в отрыве от родителей и других членов семьи, сопровождаться резким изменением стереотипа жизни. Заболеваемость и запущенность болезней у подростков, проживающих в общежитии, выше, чем у их сверстников, живущих в семье.
Психологические и социальные особенности подростков требуют максимального приближения к ним медицинской помощи. Для обеспечения этого необходимо предусмотреть:
- удобный для посещения график работы врачей;
- перенос части амбулаторного приема в учебные заведения;
- проведение лечебно-оздоровительных мероприятий непосредственно в учебных заведениях;
- доступность и бесплатность всех видов медицинской помощи;
- организацию служб (телефонов) доверия.
Медицинское обеспечение подростков должно иметь профилактическую направленность. Именно профилактическая работа занимает максимум времени в деятельности опытного врача. Очевидно, что ею сможет успешно заниматься только специально подготовленный врач. Участковые педиатры и терапевты с этими вопросами совершенно не знакомы и их решение не входит в рамки профессиональных обязанностей и временные рамки рабочего дня.
Проблемы, обусловленные введением новых законодательных актов и изменением социального статуса подростков. В отличие от ребенка, подросток реализует свои права в части медицинского обслуживания самостоятельно. Получения согласия родителей на медицинское вмешательство или отказ от него не требуется. К сожалению, предоставление полной самостоятельности подросткам и их психологические особенности создают много организационных проблем:
- отказ от диагностического обследования;
- отказ от профилактических прививок;
- отказ призывников от обследования для уточнения диагноза;
- уклонение от диспансерного наблюдения;
- несоблюдение назначенного лечения.
Такое поведение подростков существенно снижает показатели деятельности медицинской службы. Не случайно врачи значительное время отводят на организационно-методическую работу, в том числе, на убеждение подростков, формирование у них ответственного отношения к здоровью.
Лечение детей идет на уровне «взрослый - взрослый», то есть врач и родитель. В лечении подростков необходимо учитывать их психологические особенности и права.
Проблемы лечения подростков с хроническими заболеваниями связаны с его требованиями:
- лечите меня, считаясь с моей личностью;
- попытайтесь меня понять;
- дайте мне поддержку и поощрение;
- не «напрягайте» меня;
- дайте мне выбор метода и способа лечения;
- имейте чувство юмора;
- знайте, что вы делаете.
Таким образом, охрана здоровья подростков должна стать приоритетным направлением педиатрии и семейной медицины. Плохое здоровье подростков - двойные потери для общества. Это не только снижение резервов потенциала общества, но и необходимость отвлечения средств от инвестиций в экономику на оказание, как правило, безвозвратной социальной помощи и социальных денежных выплат больной молодежи.
Здоровая молодежь - самый ценный капитал государства. Почти 50 млн детей, подростков и молодежи России имеют право быть здоровыми и счастливыми и должны быть ими.
Еще по теме:
- Специалисты подсчитали сколько лет сна теряют люди после появления ребенка
- За отказ от вакцинации детей родителей будут наказывать
- Подростки, питающиеся в фаст-фудах, учатся хуже своих сверстников
- Дети молодых матерей учатся в школе хуже своих сверстников
- Самыми счастливыми являются семьи, в которых воспитывается два ребенка
![]() |